Руководитель клуба «Gilavar» о пропавших альпинистах: «После этого я уже поднял тревогу» | 1news.az | Новости
Спорт

Руководитель клуба «Gilavar» о пропавших альпинистах: «После этого я уже поднял тревогу»

16:46 - 19 / 01 / 2018
Руководитель клуба «Gilavar» о пропавших альпинистах: «После этого я уже поднял тревогу»
Более трех недель прошло с начала поисков пропавших в горах Азербайджана альпинистов клуба «Gilavar» - Бабура Гусейнова, Намина Буниятзаде и Фариды Джабраилзаде.

Пока поиски проходят безрезультатно. Но сложившаяся ситуация дала почву для многочисленных рассуждений на просторах интернета как компетентных, так и не компетентных лиц по поводу готовности альпинистов, их квалификации, а также снаряжении спортсменов.

1news.az поговорил с руководителем клуба «Gilavar» Зией Гасымовым, который рассказал о пропавших альпинистах, их готовности и наличии необходимого снаряжения.

- Расскажите, как давно членами вашего клуба являются пропавшие в горах альпинисты – Бабур Гусейнов, Намин Буниятзаде и Фарида Джабраилзаде?

- Наш клуб был создан в 2015 году, и тогда же прошел регистрацию. Бабур с первого же дня с нами, и он покорил многие вершины в Азербайджане, а также имел опыт восхождения за рубежом. В том числе опыт зимних восхождений. К примеру, в прошлом году Намин и Бабур поднялись на Ильхам зирвяси по ледовому маршруту. Кроме того Бабур имеет степень горного гида Азербайджана при Федерации воздушных и экстремальных видов спорта (FAIREX). Также Бабур курировал альпинистское направление в клубе «Гилавар», так как я сам парапланерист. А Бабур активный человек, и часто ходил в походы.

Вообще, «Gilavar» - это не коммерческий проект, а общественное объединение, которое пропагандирует спорт и здоровый образ жизни. Мы прошли регистрацию в Министерстве юстиции. В клубе мы собрали единомышленников и стараемся развивать спорт.

Намин Буниятзаде - достаточно опытный альпинист, и активно занимается им последние 6-7 лет. Он уже полтора года является членом клуба «Gilavar». Помимо вершин в Азербайджане он покорил пик Ленина, Казбек, а также зимний Эльбрус. Только пик Ленина – это 7 134 метров. Он также занимается промышленным альпинизмом и имеет соответствующий сертификат.

Что касается Фариды, то она выпускник «Dağçılıq Məktəbi» при FAIREX. Она совершала восхождения на вершину Шахдаг и другие.

- Очень много было разговоров о том, что они не были достаточно опытны для зимнего восхождения на Туфан. Так ли это?

- Я перечислил лишь часть из их восхождений в горы. Как можно назвать их неопытными или не квалифицированными? Они были хорошо подготовлены. То, какие вершины они покорили до этого, уже показывает степень их готовности.

Бабур, как я уже отметил, имеет степень горного гида при Федерации. Без гида группу альпинистов никто в горы не пустит.

- Второй важный момент – это экипировка и оборудование. Как у них обстояли дела с этим?

- Относительно экипировки и снаряжения вообще не может быть вопросов. Все было на самом высоком уровне. Экипировка была зимней, была 60-метровая веревка, «кошки» и все необходимое. Только рюкзак Бабура, в котором еще не было еды, весил 27 кг, и там было все необходимое.

Сейчас также много говорят, что у них должны были быть так называемые «маячки», или GPS-тракеры, которые позволили бы определить их месторасположение. Но нигде не прописано, что у альпинистов, которые идут в горы, должны быть эти самые «маячки». Этого от нас никто не требует, когда клуб получает разрешение на восхождение. Более того, я вам скажу, что альпинисты с этими «маячками» не ходят.

- Расскажите, как происходит процедура получения разрешения на восхождение в горы, и были ли они соблюдены клубом «Gilavar»?

- Ребята обратились ко мне, что они хотят пойти на Туфан. Естественно, альпинисты готовятся заранее к восхождению, и подготавливают всю необходимую экипировку. После этого мы от клуба «Gilavar» направили обращение в FAIREX. В письме указывается, что члены клуба хотят совершить восхождение на вершину Туфан по заранее заявленному маршруту. В их случае, это был самый легкий маршрут - 1Б. каждый из них заполняет личный бланк. В этом бланке альпинист указывает все данные, в том числе опыт восхождения, был ли он на территории Национального парка, когда был в последний раз, по какому маршруту поднимался. Также указывает, по какому маршруту собирается подниматься, кто является гидом группы, в какие сроки планируется восхождение. Эту анкету можно загрузить с сайта Минэкологии.

При этом Федерация, при необходимости, может вызвать альпиниста или гида для проверки.

Федерация, в свою очередь, проводит проверку, и если анкета заполнена верно, то она отправляется в Министерство экологии и природных ресурсов. Министерство дает разрешение на вход в Национальный парк. Альпинист оплачивает в банке госпошлину за вход в Нацпарк. После получения разрешения от Минэкологии, пишется письмо в Госпогранслужбу и им передаются все необходимые документы. Госпогранслужба дает разрешение, и с ним тебя уже пропускают через посты в Нацпарке.

Разрешение дается на три дня. Если альпинист не укладывается в сроки, то должен вернуться назад. Если не успел, то пишешь объяснительную, по какой причине задержался.

Возможно, они торопились, чтобы уложиться в положенный срок, но кто сейчас об этом может рассуждать. Надо найти ребят и тогда все станет ясно. Только они смогут сказать, что случилось и почему. Но срок в 3 дня, который дается группе для восхождения, усложняет задачу.

Понимаете, процедура получения разрешения с двух госструктур занимает порядка двух недель. А предсказать погодные условия за две недели очень сложно. То есть, если время похода попадает на плохую погоду, то не всегда получается переждать ее в течение трех дней, и совершить восхождение.

А разрешение дается на конкретные даты. И если пришлось вернуться обратно, то необходимо заново проходить процедуру получения разрешения на новую дату. Получить два разрешения подряд, практически, невозможно. Мы обращались пять раз для этого, но дали нам такое разрешение только один раз.

- На какой срок было получено разрешение со стороны альпинистов?

- 23 декабря они отправились в поход, а 25 должны были вернуться. 24 декабря в районе 17:00 они в последний раз вышли на связь, написали, что все хорошо, хотя и отметили, что погода не самая благоприятная, и они намерены ее переждать.

Когда мы переписывались ранее, я написал Бабуру, чтобы он сообщил, когда они обоснуются в лагере. И он мне написал, что все хорошо. В любом случае, лагерь ставят до заката.

На следующий день утром я написал им, но не было ответа, потом писал каждый час до полудня. После этого я уже поднял тревогу. Сообщения до них даже не доходили, а если бы они вышли из лагеря и направились в сторону вершины, то до них хотя бы дошли сообщения.

25 декабря днем я начал волноваться, так как к этому времени, они в худшем случае, должны были дойти до вершины. Я позвонил в Федерацию, через какое-то время мы уже обратились в МЧС.

- Маршрут на Туфан проходит по лавиноопасной зоне, и вряд ли опытные альпинисты могли расположить лагерь именно на этой территории…

- Сложно об этом сейчас говорить. Но у них было достаточно знаний. Альпинист должен уметь оценить опасность и избежать нахождения в лавиноопасной зоне. В идеале они бы не расположили лагерь под угрозой лавины

- Сразу после того, как стало известно, что альпинисты пропали, начали высказываться мнения, что они могли изменить маршрут, или пойти вместо заявленного, по ледовому – самому сложному. Допускаете ли вы это?

- Это все домыслы. В анкете был заявлен маршрут, по которому они и намеревались идти. Я даже видел в сети, кто-то выложил фотографию, якобы маршрута, по которому они на самом деле хотели пойти. Там был траверс – Пик Чингиз – Туфан – и безымянная вершина. Вы просто представьте, что это все надо успеть за три дня в зимнее время. Это просто нереально. Даже в летнее время пройти такой траверс можно не раньше пяти дней, с учетом отличной готовности.

Также говорят, что они пошли по сложному маршруту. Это маловероятно. Они трезво оценивают свои возможности.

Теймур Максутов

Поделиться:
14352

Последние новости

Незримая победа или Ювелирное искусство азербайджанской дипломатииСегодня, 14:25Никол Пашинян: Российские пограничники покинут посты в Тавушской областиСегодня, 14:15Делегация Верховной Рады Украины посетит АзербайджанСегодня, 14:05В TƏBİB прокомментировали кончину Джаваншира Мамедова - ОБНОВЛЕНОСегодня, 13:50Находящийся в международном розыске экстрадирован из Казахстана в АзербайджанСегодня, 13:25Премьер-министр Барбадоса: Мы высоко ценим создание тройки президентов СОРСегодня, 13:20Иран не намерен идти на обострение отношений с Израилем - глава МИД ИранаСегодня, 12:50Впервые Армения и Азербайджан решили вопрос за столом переговоров - ПашинянСегодня, 12:20Обнародована повестка очередного заседания Милли МеджлисаСегодня, 12:10В Баку проходит первый Кардиологический конгресс тюркских государств - ФОТОСегодня, 12:00Стала известна причина смерти 49-летнего заслуженного артиста - ОБНОВЛЕНОСегодня, 11:50В Турции перевернулся микроавтобус, пострадали 19 человекСегодня, 11:45Учащиеся Baku Oxford School в составе сборной Азербайджана приняли участие в футбольном турнире в Испании - ФОТОСегодня, 11:25В некоторых районах Азербайджана была гроза, выпал градСегодня, 11:15В Ханкенди обнаружены оружие и боеприпасыСегодня, 11:00Хикмет Гаджиев: Проведение COP29 в Азербайджане - проявление нашего дипломатического и политического мужества - ФОТОСегодня, 10:50На мировых биржах цены на нефть вырослиСегодня, 10:45Парвиз Шахбазов и Дэнис Фрэнсис обсудили в Нью-Йорке сотрудничество по COP29 - ФОТОСегодня, 10:15В Баку работники хлебозавода устроили поножовщину, есть погибшийСегодня, 10:00В Баку молодой парень убил возлюбленную на почве ревности и ранил себя ножомСегодня, 09:45
Все новости

1news TV