Миф горы Арарат, или О правах на наследие Урарту – Часть II | 1news.az | Новости
Точка зрения

Миф горы Арарат, или О правах на наследие Урарту – Часть II

10:28 - 26 / 04 / 2011
Миф горы Арарат, или О правах на наследие Урарту – Часть II

Продолжая тему предыдущей статьи рассмотрим повнимательнее объект, некогда использованный в качестве опорной точки для сооружения мифов об эксклюзивных правах хайев на высокогорье Малой Азии.

Данный объект представлен реально существующим геологическим образованием в виде «многоименной» вулканической горы Агры/Агир/Алавхат/Ар-арват/Масис.

Как было уже отмечено, в результате фонетических искажений, происшедших при переводе древнееврейской записи предания о великом потопе, исходное наименование высокогорного плато «ур-урту», в пределах которого, коснувшись одной из вершин, остановился  ковчег легендарного Ноя, перешло в греческие, латинские, славянские и все последующие версии переводов в виде слова «ар-ар-ат».

Будучи изначально территориальным понятием (макротопонимом), обозначавшим обширную горную область, латинизированное название «Арарат» (в оригинале во множественном числе – «горы Араратские») было многократно тиражировано в христианскую эпоху и прочно вошло во все религиозные, научные и популярные издания. История последующего сокращения смыслового содержания географического макротопонима до названия упомянутой выше горы, требует отдельного разговора, поскольку её следует рассматривать в рамках той огромной роли, которую сыграли в процессе этнического мифотворчества религиозные лидеры хайев.  

В контексте настоящего обзора достаточно отметить, что вулканическая гора Агры/Агир/Алавхат/Ар-арват/Масис, находящаяся в регионе, где сходятся границы Турции, Ирана, Азербайджана и современной республики Армения, несёт на себе необоснованно навязанное название географической области, преднамеренно редуцированное до индивидуального наименования – «Арарат». В сущности, даже неважно когда именно произошло это искусственное перевоплощение и сколько фальсификаторов приложило к этому руки на протяжении веков – важно то, что подмена определений очевидна и не вызывает никаких сомнений.

Этот уникальный исторический подлог произошёл вопреки логике и слову хорошо известных в христианском мире священных писаний. Парадокс заключается в том, что ссылки при этом делались на те же самые источники, которым откровенно противоречит мифотворчество хаев. По каким-то причинам (вероятнее всего политического характера)  эксперты от религии, порой весьма щепетильные в вопросах толкования библейских текстов, проявляют необъяснимое равнодушие к столь серьёзному заблуждению.

Получив доступ к информационной базе священных писаний, принявшие христианство хайи обрели широкие возможности для сочинения собственной истории, взяв за основу древнюю мифологию иудеев. Вот почему именно религиозные лидеры хайев, как люди просвещённые в содержании древних текстов, выступили в роли летописцев-сочинителей и  оказались отцами-основателями истории народа «хайк». Но, как было отмечено выше, данная тема будет рассмотрена отдельно. 

Если название «Армения» возникло в результате случайного искажения исходного наименования горного региона Малой Азии во время переводов древнееврейских писаний на греческий и латинский языки, то последующее смешение слова «армяне» с этнонимом «хайк» было сотворено преднамеренно самими хайами (см. ссылку выше). Преднамеренность проявилась далее в том, что сочинители истории хайев искусственно притянули название «Арарат» к местам своего компактного проживания в восточной Анатолии и приписали его высочайшей горе региона, имеющей несколько различных наименований на языках живущих здесь народов – таким образом, по собственному субъективному желанию сузив древнее географическое определение до названия отдельно взятой горы.

Несмотря на критику специалистов и просто здравомыслящих людей, в большинстве своём христианский мир пошёл на поводу у мифотворцев и смирился с легендой хайев о том, что на вершине именно этой вулканической горы остановился легендарный ковчег. Нетающая снеговая шапка подтверждала статус высочайшей вершины региона, что работало в пользу довольно примитивной идеи – раз самая высокая гора, значит, только на ней и мог становился ковчег Ноя. Прямолинейность и простота идеи создавали иллюзию доказанной истины, не требующей тщательного анализа строк самого писания.

Но анализ библейского текста неопровержимо свидетельствует о том, что высадка семейства Ноя и всей спасённой от потопа живности никак не могла произойти на горе, называемой сегодня Араратом! Последующее объяснение обращено к здравому смыслу читателей и их умению мыслить логически.

Обратимся непосредственно к слову священного писания и прежде всего внесём ясность в широко распространённое на бытовом уровне мнение о том, что всемирный потоп продолжался сорок дней и сорок ночей. Это далеко не так. Сорок дней и сорок ночей продолжался невиданный ливень, вызвавший глобальное наводнение, под которым скрылись даже самые высокие горы («на пятнадцать локтей поднялась над ними вода». Бытие, 7. 19, 20). 

В контексте нашей статьи представляет интерес именно тот момент, когда уровень воды мирового потопа начал снижаться. При этом необходимо внимательно вчитываться в каждую строку писания, чтобы не ошибиться в правильном подсчёте дней. Точка отсчёта глобального катаклизма чётко указана в следующих строках: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц (от начала года – АИ), в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, 7. 10–12). Есть предположение, что фраза «…разверзлись все источники великой бездны» подразумевает мощные потоки воды не только с небес, но так же из чрева земли.

Пять месяцев с начала потопа вода прибывала и оставалась на высоком уровне. Только по окончании 150 дней со дня начала библейского ливня вода стала убывать и именно в это время ковчег остановился «на горах Араратских». Большой интерес представляет следующая строка: «Вода постоянно убывала до десятого месяца (10-й месяц с начала года и 7 месяцев и 13 дней, т.е. 223 дня от начала потопа–АИ); в первый день десятого месяца показались вершины гор». (Бытие, 8. 3,4,5)

Итак, на 224-й день от начала потопа, т.е. 73 дня после того, как «…стала убывать вода» и остановился ковчег, показались «вершины гор». Разве не логично предположить, что если гора, за которую зацепился днищем ковчег, была самой высокой, то именно её вершина и должна была бы появиться первой из-под воды? В таком случае было бы естественным встретить в писании сообщение о том, что показалась вершина горы под ковчегом. Но в Библии нет подобной информации. Более того, в ней вообще нет ни единого слова о том, в каком направлении или на каком расстоянии от ковчега «показались вершины гор». Поэтому можно с уверенностью, нисколько не противореча содержанию писания, сделать вывод о том, что «вершины» показались не в пространстве под ковчегом.

Следовательно, когда где-то показались вершины гор (естественно, самые высокие), ковчег Ноя всё еще окружала водная поверхность! Возможно ли это? Разумеется, да.

В Библии не говорится о том, что вершины увидел сам Ной – повествование идёт от третьего лица, сообщая об этом событии словно от имени самого Всевышнего. Ною об этом пока ничего не известно.

Данный феномен имеет очень простое и естественное объяснение. В связи со сферичностью поверхности планеты – особенно если речь идёт о гладкой водной поверхности – всего в 20 милях от наблюдателя объекты на поверхности воды, даже вполне масштабные, выходят из поля зрения. (см. Изображение 1). Графическое изображение хронологии потопа (Изображение 2) так же поможет читателю лучше понять последовательность событий и их продолжительность во времени.

Текст Библии отчётливо сообщает о том, что вершины гор вовсе не выступили в одночасье на десятки метров над водой, а только «показались». В течении нескольких дней, как свидетельствует Библия, едва показавшиеся вершины могли выглядеть как плоские отмели, как архипелаг небольших островков, сливающихся с поверхностью водных просторов. За линией горизонта, всего в каких-то 50 милях от ковчега, на поверхности планетарного океана могли «показаться» десятки вершин, а Ной в это время мог видеть только безбрежную водную гладь!

Об этом свидетельствует следующая строка, идущая сразу же после слов о том, что показались вершины гор, и она заслуживает самого пристального внимания: «по прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона…», чтобы проверить сошла ли вода с земли (Бытие, 8. 6,7,8,9). По прошествии каких 40 дней? Чёткая  последовательность изложения событий в Библии подтверждает, что речь идёт о 40 днях именно после того, как показались вершины (Бытие, 8. 5; 8 – 6,7). Следовательно, ворон был выпущен на 114-й день с того момента, как остановился ковчег. Но ворон улетал и возвращался вновь к Ною, поскольку не находил земли. Таким образом, спустя 114 дня после того как ковчег Ноя сел на мель на вершине неизвестной горы, в радиусе в несколько десятков миль от него не наблюдалось никакой земли (если даже ворон в полёте не находил её). А ведь к этому времени прошло уже 40 дней, как где-то показались вершины!

Вывод: если спустя 40 дней после того как «показались вершины гор» ковчег Ноя всё ещё окружала вода, то гора, остановившая величайший из кораблей в истории человечества была не просто ниже сегодняшней горы Арарат, но была значительно ниже неё! Это в свою очередь подсказывает, что ковчег находился не просто в отдалении, а очень далеко, вероятнее всего за сотни миль от той вершины, которую сегодня ошибочно рассматривают как место высадки Ноя и столь же ошибочно называют Арарат.

Таким образом, библейское повествование свидетельствует: ковчег Ноя никак не мог остановиться на той горе, которой некогда искусственно навязали имя Арарат, именно потому, что её вершина была самой высокой на горном плато Малой Азии! Подлинное же название горы, где Ной сошёл на землю – не известно.

(Всего же с момента начала ливня и до того дня, когда Ной вышел из ковчега на сухую землю, прошёл почти год – 360 дней).

Особого внимания в данном повествовании заслуживает так же строка о втором голубе, выпущенном Ноем после ворона (или это был тот же первый голубь, но выпущенный во второй раз). Ной «помедлил ещё семь дней других (т.е. 47 дней после того, как где-то на поверхности воды показались вершины – АИ) и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Бытие, 8. 10, 11).

Данная строка содержит уникальную информацию для определения предполагаемого места остановки ковчега. Она однозначно указывает на то, что ландшафтные возвышения в той зоне, где остановился ковчег, были представлены далеко не высочайшими вершинами региона, а скорее горами средней высоты (от 1000 до 2000 м), на которых могли расти оливковые рощи! Но ещё более поразительно то, что даже в этот момент Ной, уже открывший окна на ковчеге, не видел земли вблизи от него, а мог только доверять вести, принесённой в клюве голубя!

Ещё 7 дней спустя, Ной выпускает голубя в третий раз и на этот раз голубь не возвращается, потому что находит себе место на земле. И только после этого «Шестьсот первого года жизни Ноевой  к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двавцать седьмому дню месяца, земля высохла (прошло 360 дней с начала потопа – АИ)» (Бытие, 8. 13,14).

Чёткая последовательность изложения событий не оставляет сомнений – Ной начал выпускал птиц перед тем, как сошёл на землю и 40 дней после того, как где-то показались первые вершины гор (Изображение 2).

Это ещё одно бесспорное доказательство того, что вулканическая гора, неверно названная Араратом, не могла быть тем местом, где остановился корабль Ноя. Будучи древнейшим в регионе стратовулканом, данная гора неоднократно извергалась в прошлом и на её холодных склонах (не говоря уже о совершенно безжизненной вершине), образованных вулканическими минералами и круглый год лежащих под снегом, не было условий для того, чтобы на них когда-либо росли деревья. Сегодня только на нижних склонах у самой подошвы горы имеются почвы, пригодные для земледелия. Но её большая часть, до пика высотой в 5,137 метров, лежащего под вечным покровом снега и льда, представлена бесплодной и скалистой поверхностью, сформированной древними лавовыми потоками.

К сожалению, общественное мнение слишком долго было в плену предвзятых сочинений, основанных на субъективных идеях, чтобы в одночасье отказаться от застарелых поверий. К тому же исключительная важность мифа горы «Арарат» для хайев ещё долго будет заставлять их прилагать большие усилия для спасения своего детища. Ведь для того и был сотворён миф, чтобы убеждать мировую общественность в том, что эта гора свидетельствует о древности народа хайк, якобы живущего здесь со времён, когда праотец всех народов Ной ступил на землю по завершении потопа. При этом одержимость мифом мешает его создателям разглядеть, что все народы издревле живущие в этом регионе и есть потомки Ноя и его сыновей. 

Прекрасно понимая, что миф «Армении» и миф «Арарата» не в состоянии опровергнуть очевидный факт отсутствия в древних источниках самоназвания «хайк», идеологи зарождавшегося хайского национализма создали в средние века ещё один миф – о прародителе Хайке, якобы происходившего из колена Яфета (одного из трёх сыновей Ноя), с именем которого связано самоназвание народа. Эта интереснейшая тема будет подробнее освещена в последующих публикациях.

Необходимо отметить, что мифы, создаваемые хаями, являются откровенно этиологическими (от греч. аitia– повод, причина, т.е. создающие повод для дальнейших построений). Отличие этиологических мифов заключается в том, что за ними нет никаких  реальных исторических предпосылок. Их содержание определяется теми целями, в интересах которых они будут использованы. Не имея собственной базы, мифотворчество хайев активно использовало и произвольно изменяло древние предания других народов, с целью создания пусть призрачных, мифологических, но всё же предпосылок, которые можно использовать в качестве повода, например, для притязаний на чужие земли. Излишне объяснять, что этиологические мифы, как правило, являются преднамеренными выдумками или, называя вещи своими именами, обманом.

Поэтому в завершении уместно было бы вспомнить слова Авраама Линкольна: «Некоторых людей можно обманывать всё время, всех же людей можно обманывать лишь некоторое время – но нельзя всё время обманывать всех!».

Поверив в то, что они смогут вечно вводить мировую общественность в заблуждение сотворением легенд и мифов, идеологи хайского этнического национализма обрекли себя на неизбежный провал.

Аббас Исламов

Специально для 1news.az

Поделиться:
17680

Последние новости

Все новости

1news TV