«Афишируемые» галлюцинации Сарии Алиевой
Великий французский философ, писатель, деятель эпохи Просвещения Вольтер как-то изрек, что все жанры хороши, кроме скучного. Писал он это в предисловии к пьесе «Блудный сын», то есть применительно к литературе.
Но по прошествии двух с лишним столетий у великого француза обнаружились последователи. Причем не среди писателей и поэтов, а среди журналистов, причем российского розлива. Так бывает.
В России еще многие века назад была традиция к копированию всего французского. Одно плохо - копия всегда хуже оригинала и попытка применения французского литературного приема в широтах современной российской журналистики чревата рождением того, что читать может и не скучно, но для репутации публикующего органа чревато большими репутационными потерями.
Яркий пример тому – привлекшая наше внимание тиражированием абсолютной глупости публикация о сегодняшних реалиях Азербайджана в российском журнале «Афиша». Сам по себе проект, названный «Поколение-91. Мир после СССР глазами двадцатилетних», весьма недурственен.
В его рамках «Афиша» поговорила с двадцатилетними жителями бывших советских республик, никогда не видевшими СССР, и узнала, как они смотрят на мир вокруг себя. В каждой стране «Афиша» искала людей титульной национальности, родившихся в столице в 1991 году (или проживших в столице большую часть жизни) и учащихся в главном университете страны. Нашла она таковую и в нашей стране.
Это – студентка факультета международного права и международных отношений Бакинского государственного университета некая Сария Алиева. После прочтения того, что озвучила эта девушка, невольно вспомнилось высказывание прекрасного польского драматурга Славомира Мрожека: «Мне сложно считать вас партнером по дискуссии, потому что у вас галлюцинации».
Сложно уловимый и малопонятный логический ряд в словах этой девушки обрушивался на читателя с первых же ее слов. «Раньше в Азербайджане жило много национальностей: евреи, армяне, кубинцы даже приезжали учиться.
А потом случился азербайджано-армянский конфликт». Как взаимосвязана учеба кубинцев в вузах Азербайджана с началом армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, наверное, знает лишь сама Сария Алиева. На всякий случай сообщу ей, что ныне в отечественных вузах обучается 7.000 зарубежных студентов.
А еще я ей сообщу, что отечественные вузы продолжали функционировать даже в период, когда Азербайджан вел войну с Арменией, предъявившей свои претензии на Нагорный Карабах. И студенты , в том числе из Кубы, продолжали обучаться в наших институтах. Но Сария Алиева тогда была маленькой и может этого не помнить.
Не может она, родившаяся годом позже, помнить и о событиях «черного января» 1990 года, когда на подступах к Баку была создана крупная оперативная группировка общей численностью более 50 000 военнослужащих из состава частей Закавказского, Московского, Ленинградского и других военных округов, военно-морского флота, Внутренних войск МВД, которая в ночь с 19 на 20 января 1990 года штурмовала Баку, что привело к гибели более 130 мирных жителей нашей столицы, включая женщин и детей. Но вот посещать уроки в школе, а позже в вузе, интересоваться историей собственного народа, его трагическими датами, сходить в Аллею Шехидов она в течение своих 20 лет могла.
Если бы она это делала, то не говорила бы того, что мы прочли от ее имени в «Афише». Увы, скорее всего, всем университетам Сария Алиева предпочитает общение с мамой-домохозяйкой.
По крайней мере, именно маму цитирует эта девушка, когда утверждает, что «до войны свидание девушки с молодым человеком было нормальным явлением, а после считалось чем-то противоестественным».
Противоестественно, уважаемые Сария Алиева и ее мама, когда девушка встречается с девушкой, а мужчина с мужчиной, хотя у вас вполне могут быть на сей счет свои взгляды. Истина же состоит в том, что население Азербайджана год от года растет.
Значит, увеличивается число браков. А до вступления в брак молодые люди ухаживают за девушками и ничего в этом противоестественного кто-то, за исключением Сарии Алиевой и ее мамы, не видит. Но я же уже предупредил, по какой причине мне сложно видеть эту девушку партнером по дискуссии.
А в том, что у нее галлюцинации, меня окончательно убедило утверждение, что «город наш исконно поделен на секторы — азербайджанский и русский». Не знаю, мама-домохозяйка или кто-то иной сообщил Сарии Алиевой о том, что Баку разделен на сектора, но я вынужден огорчить ее: такого нет ни сейчас, так не было и исконно, как она выразилась.
Если бы эта девушка больше времени уделяла учебникам, а не посиделкам с мамой и мониторингам кафе на предмет наличия в них девушек не из «русского сектора» с последующими сравнительным анализом внешнего облика представительниц обоих «секторов», то она бы знала, что после Второй мировой войны в соответствии с решениями Ялтинской конференции Берлин был разделен четырьмя державами-победительницами на оккупационные секторы.
Позднее три сектора оккупации союзников были преобразованы в Западный Берлин, получивший статус особого государственного образования, но тесно связанного с ФРГ. Передвижение между секторами Берлина длительное время оставалось свободным, и в целях предотвращения утечки населения в западные секторы правительством ГДР было принято решение о возведении Берлинской стены, которая стала одним из главных символов холодной войны. А теперь вопрос к Сарие: где она видела в Баку стену, разделившую жителей нашей столицы на «сектора»? Их нет. Ни стены, ни «секторов». Точнее, они присутствуют лишь в галлюцинациях Сарии Алиевой.
Самое забавное, что носительница таких оригинальных взглядов на жизнь учится на факультете международного права и международных отношений Бакинского государственного университета. Возникает вопрос: чему там учат будущих дипломатов, если они пребывают в уверенности, что Баку - это Берлин периода его раздела на сектора?
А ведь не исключено, что в компании знакомых и родных мама этой девушки гордо заявляет о том, что ее дочка – будущий дипломат! Не исключено, что и сама Сария Алиева искренне считает, что она достойна рассуждать о геополитическом раскладе, о преимуществах или недостатках биполярного мира перед однополярным с самых высоких трибун на том простом основании, что она осведомлена о стоимости белужьей икры в бакинских ресторанах или по причине утверждения, что «Жигули» - это «одноразовая машина».
А может, перед нами гуманист, решивший помочь людям преодолеть жизненные трудности посредством смеха, как реакции на ею озвученное? Может, Сария Алиева – скромная поклонница творчества Михаила Жванецкого, который утверждал: «Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут»? Не знаю.
Зато я знаю, что журнал «Афиша» получил респондента, мысли которого читателям уж точно не покажутся скучными по причине их абсурдности. Стало быть, постулат Вольтера соблюден. Но вот в чем закавыка: прибавит ли авторитета этому журналу тиражирование мыслей девушки, вполне уместной в качестве иллюстрации к высказыванию Славомира Мрожека? Мне лично кажется, что нет. Ведь нахождение такого рода респондентов - самый легкий путь для журналистов.
Они есть везде. К примеру, в Москве я или любой мой азербайджанский коллега легко найдет девушку, которая читала стихи Гоголя и любит творчество художника Петра Ильича Чайковского. Куда сложнее найти действительно хорошо образованного, блестяще эрудированного, интересного собеседника.
Это беда в той же самой России, в которой выросло поколение, всем библиотекам предпочитающее ночные клубы и тусовки. Но стоит ли им отдавать приоритет в качестве тех, кто является лицом своего поколения? Мне кажется, что нет. Куда правильнее предоставлять трибуну тем, кого можно считать блестящим партнером по дискуссии на любую тему. И тогда журнал действительно и регулярно будет печатать статьи любых жанров, кроме скучного.
Акпер Гасанов