Правосудие для Саифа Каддафи: Международный уголовный суд или «ливийский трибунал»
На фоне всех слухов об условиях содержания Саифа Каддафи в Зинтане по-прежнему ребром стоит вопрос о том, кто же будет его судить.
В первые же дни, когда войска мятежников вошли в Триполи и не обнаружили там ни Муаммара, ни Саифа Каддафи, некоторые члены ПНС сделали заявления, в которых говорили о том, что нынешнее правительство может и будет судить их за преступления, совершенные ими в отношении народа Ливии.
При этом Саиф вместе с отцом уже тогда был объявлен в розыск Международным уголовным судом (МУС) в связи с обвинениями в совершении преступлений против человечности.
Данный суд был создан в Гааге на основании Римского статута, который на данный момент ратифицировали 118 государств. МУС часто называют последователем Международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде.
К сожалению, не существует единого правового института, решающего, что делать с бывшим участником диктатуры, причастным к репрессиям в собственной стране и актам терроризма за рубежом. На данный момент очевидно, что решение о том, где будет совершено правосудие над Саифом Каддафи, принимается политически и не в соответствии с международным правом.
Такой подход уже очевиден и на уровне глобальной политики. Именно Совет Безопасности ООН соорудил дело в отношении обоих Каддафи и передал его МУС. Очевидно, что решение об открытии такого дела не было принято юристами в Гааге. Скорее, это — коллективная политическая воля государств ООН, и на данный момент эта политическая воля идет вровень с преференциями правосудия ПНС.
Когда сталкиваются
политика и правосудие...
После того как был взят Триполи, чиновники Президентской Администрации США подчеркнули, что ливийский народ сам должен решать, что делать с Муаммаром Каддафи и его сыном Саифом, однако данное решение должно отвечать «высочайшим стандартам международного правосудия».
Затем, через некоторое время, Госсекретарь США Хиллари Клинтон и другие дипломаты США в своих заявлениях отметили, что будущее семьи Каддафи как приоритет является менее важным, чем разрешение ситуации с химическим оружием в Ливии, снижение потенциала развития исламского экстремизма и направление новой Ливии на путь демократии. В то же время в дальнейших заявлений со стороны чиновников США последовательно отмечалось, что «правовой статус» Муаммара и Саифа Каддафи это не тот вопрос, который будет детально рассматриваться Вашингтоном.
Первейшей проблемой предоставления правосудия для Саифа Каддафи на усмотрение ливийцев — то, что на данный момент в Ливии практически отсутствует судебная система. При Каддафи-отце система правосудия в Ливии основывалась на исламском праве, при этом отправление правосудия в отношении политических преступлений и преступлений против государства находилось в руках «революционных судов» и военных трибуналов. Новое правительство Ливии неоднократно заявляло, что намерено составить проект новой Конституции, но не раскрывало подробностей того, как он будет выглядеть.
Заявления нового правительства в отношении Саифа Каддафи и его сообщников, часто противоречивые и пронизанные этническими и региональными делениями (такие деления часто наносили вред военным планам ПНС), не вызывают уверенности в способности этого правительства создать и обеспечить работающую правовую систему. Все чаще слышны заявления юристов, задействованных в международных уголовных процессах, о том, что никто не уверен в том, что же новое правительство в Ливии будет делать с Саифом Каддафи.
В дополнение ко всему некоторые из теперешних членов правительства Ливии в свое время были высокопоставленными чиновниками режима Каддафи и вполне могли быть причастны к преступлениям режима, что может очень сильно повлиять на их желание ворошить прошлое в Международном уголовном суде.
Осуждение за преступления
против человечности...
Вполне возможно, что новое ливийское правительство передаст Саифа Каддафи Международному уголовному суду в качестве жеста доброй воли для международного сообщества. Осуждение Саифа Каддафи в Гааге будет проводиться в условиях намного более развитой системы правосудия. МУС уже в июне прошлого года выдал ордера на арест Муаммара Каддафи, его сына Саифа Каддафи и бывшего начальника военной разведки, полковника Абдуллы аль-Сенусси по обвинению в преступлениях против человечности. Муаммар Каддафи был убит повстанцами, до сих пор не ясно, что случилось с Абдуллой аль-Сенусси, но вот на выдачу МУС Саифа Каддафи уже был поставлен крайний срок
Сотрудники МУС утверждают, что после падения правительств в Тунисе и Египте в ходе т.н. «арабской весны» Саиф Каддафи участвовал в использовании государственных войск и ресурсов для того, чтобы подавить и не допустить повторения «демонстраций гражданских лиц против режима, любыми способами, включая насильственное лишение жизни». Обвинения включают лишь преступления совершенные якобы в последние две недели февраля 2011 года, но привлечение Саифа Каддафи к ответственности в МУС может повлечь новые обвинения и привлечение к ответственности других лиц и членов бывшего правительства.
Международно-правовые нормы в отношении МУС дают возможность государствам — участникам Римского статута в первую очередь самим привлекать к ответственности за международные преступления. Однако Ливия государством-участником не является.
Как и в случаях с судебными процессами по бывшей Югославии и Руанде, судебный процесс в МУС над Саифом Каддафи, скорее всего, займет годы досудебных расследований, проверки показаний и судебных допросов, прежде чем будет вынесен приговор.
Прокуроры должны будут на основании широкого спектра обвинений, представленных в ордерах на арест, составить обширное дело на основании сотен, а возможно тысяч допросов свидетелей и доказательств, собранных в ходе расследования в самой Ливии. Подобные уголовные дела в трибунале по бывшей Югославии включали в себя и видеоматериалы подробной съемки во многих городах, в которых были совершены ужасные преступления.
МУС оплатит услуги защиты, если Саиф Каддафи будет не в состоянии оплатить собственных юристов, и у него будет право оспаривать любые улики и доказательства, а также показания свидетелей. Еще более осложняют дело правила процесса в МУС, которые позволяют свидетелям давать на суде показания анонимно, в случаях, если они боятся мести за свои показания. При этом у подзащитного сохраняется право оспаривать анонимность свидетелей в каждом конкретном случае.
Но, пожалуй, самой большой проблемой на данный момент является привлечение Саифа Каддафи к МУС. Суд не обладает реальной правоприменительной силой для обеспечения выполнения своих ордеров на арест. Суд полагается на Совет Безопасности ООН, который обеспечивает дипломатическое давление на страны, отказывающиеся сотрудничать. В этом направлении статистика, к сожалению, говорит не в пользу Совета Безопасности.
Именно Совет Безопасности первым передал дело отца и сына Каддафи в МУС, что позволило сохранить коалицию против правительства Каддафи в те месяцы, когда ситуация в Ливии находилась в патовом состоянии. При этом, хотя Совет Безопасности и призывал государства, которые не являются участниками МУС, к сотрудничеству в этом направлении, с его стороны не последовало никаких угроз санкций или их применения за отказ от такого сотрудничества.
На данный момент, учитывая, что приближается крайний срок передачи Саифа Каддафи Международному уголовному суду, уже становится очевидным нежелание или отсутствие возможности у нового правительства Ливии экстрагировать сына погибшего диктатора.
Камал Макили-Алиев,доктор философии международного
и конституционного права, ведущий научный сотрудник Центра стратегических
исследований при Президенте Азербайджанской Республики