Динамика рынка и маркетинг природного газа в Европе | 1news.az | Новости
Точка зрения

Динамика рынка и маркетинг природного газа в Европе

13:40 - 28 / 02 / 2014
Динамика рынка и маркетинг природного газа в Европе

17 декабря минувшего года консорциум по разработке газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз» объявил об окончательном инвестиционном решении (ОИР) относительно начала второй фазы разработки «Шах-Дениз», являющегося одним из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений.

ОИР стал серьезным прорывом по пути осуществления транспортировки каспийского газа в Европу и реализации так называемого «Южного газового коридора» (ЮГК).

В сентябре прошлого года консорциум обеспечил продажу газа, подписав соглашения о транспортировке начиная с 2019 г. более 10 млрд куб.м  потребителям в Греции, Болгарии, Албании и Италии по Трансанатолийскому газопропроводу (TANAP) и Трансадриатическому трубопроводу (TAP), которые будут специально построены для этой цели и станут ключевыми компонентами Южного газового коридора.

При оценочной стоимости в 45 миллиардов долларов США Южный коридор – является мегапроектом, пересекающим территории семи стран и шести регуляторных систем, также включающий в себя четыре отдельных коммерческих проекта с вовлечением 12 компаний.

kv1
Проект Южного газового коридора является катализатором для создания соединительных трубопроводов (интерконнекторов) в Южной Европе
kv1
Уже подписаны газовые контракты с девятью европейскими покупателями. В конце 2018 г. начнутся поставки дополнительных объемов в Грузию и Турцию, а коммерческая доставка газа в Европу будет осуществлена примерно годом позже. На месторождении «Шах-Дениз» ожидается увеличение добычи конденсата с нынешнего уровня 55.000 баррелей до 120.000 баррелей в день.

С точки зрения совокупного потребления природного газа в Европе, объемы поставок газа с месторождения «Шах-Дениз» не особенно велики. Однако данный проект перебросит газ на рынки Юго-Восточной Европы, которые в настоящее время зависимы от единственного поставщика, что делает эти страны уязвимыми и приводит к увеличению импортных цен.

Хотя газ по системе планируемых трубопроводов пойдет в Италию, не следует считать итальянский рынок его окончательным адресатом. Дело в том, что Италия находится в наилучшем положении для транзита азербайджанского газа в соседние страны через существующие разветвления трубопроводных систем: в Австрию - посредством TAG (Трансавстрийский газопровод), в Швейцарию - посредством Transitgas и через интерконнектор TENP в Германию и Францию и далее в Бельгию и Великобританию. Для этого в краткосрочной и среднерочной перспективе небходимы инвестиции в создание реверсных возможностей этих трубопроводов.

Окончательное инвестиционное решение о создании двусторонних потоков планируется в этом году в соответствии с национальной инвестиционной стратегией Италии, которая нацеливает на то, чтобы стать транзитной страной по поставкам газа и торговым узлом Южной Европы к 2020 г. Эта возможность предоставляет для консорциума «Шах-Дениз» поле для маневра: если итальянский рынок не сможет поглотить предназначенные для него более 8 млрд куб.м, газ можно будет продать на более широком региональном рынке. 

Проект Южного газового коридора является катализатором для создания соединительных трубопроводов (интерконнекторов) в Южной Европе. Несмотря на то, что Европейский союз указывал на важность интерконнекторов, их число остается скромным, особенно в Южной Европе и на Балканах.

Затяжное воздействие всемирного финансового кризиса и экономических трудностей в еврозоне означает, что в лучшем случае спрос на газ в Европе будет стагнировать по меньшей мере до конца десятилетия. Несмотря на это, краткосрочный спрос на импортируемый по трубопроводам газ вырастет в результате ожидаемого резкого падения внутриевропейской добычи, так как импорт должен будет покрыть эту недостачу. Начиная с 2020 г. ожидается стабилизация в потреблении газа, и это значит, что временная привязка поставки азербайджанского газа в Европу оптимальна. Обязательства по приему всего объема газа («бери или плати»), включенные в долгосрочные контракты, не смогут покрыть ожидаемый с 2020 г. рост спроса.

По данным консалтинговой компании IHS CERA, благодаря твердым обязательствам Евросоюза о снижении углеродосодержащих выбросов доля нефти и угля в структуре энергопотребления Европы (в том числе для производства электроэнергии) будет сокращаться. Несмотря на то, что Евросоюз диверсифицирует источники энергоносителей, и уголь из-за своей более низкой цены серьезно конкурирует с газом в производстве электроэнергии, прогнозируется, что газ будет укреплять свои позиции, и его использование для производства электроэнергии возрастет после 2020 г. Согласно прогнозам CERA, это произойдет ввиду возрастания цены выбросов углекислого газа до 13 евро за тонну к 2020 г. Увеличение цены выбросов CO2 изменит соотношение между углем и газом в пользу последнего, так как газ станет затратоэффективной и чистой альтернативой нефти и углю.  

Однако традиционные и потенциальные поставщики газа на европейском рынке могут столкнуться с проблемами долгосрочной рентабельности инвестиций из-за трансформационного развития рынка и ожидаемого в будущем экспорта американской сланцевой нефти и газа. Растущие объемы сланцевого газа, экспортируемые США, действительно могут изменить динамику всемирного газового рынка. Поставщики газа, включая потенциальных поставщиков, должны хорошо понимать меняющуюся динамику рынка, чтобы уметь справиться с этим вызовом. Проблемы могут возникнуть не из-за перенасыщения рынка сжиженным или трубопроводным природным газом (на рынке в настоящее время есть контрактный, а не реальный переизбыток предложения), но ввиду того, что поступление даже небольшого количества сжиженного газа из США на европейские газораспределительные хабы (узлы) может повлиять на ценообразование таким образом, что в долгосрочных газовых контрактах цены будут, как правило, привязаны к ценам газа, формирующимся в этих узлах.

Прогнозируемый в будущем дефицит предложения на европейском рынке мог быть восполнен поставками СПГ (сжиженный природный газ) из США, Катара и Австралии. Однако более вероятно, что этот газ пойдет на азиатский рынок, где маржа выше. Судя по договорам на поставку СПГ, уже заключенным американскими энергетическими компаниями, пропорция такова: 20 млрд куб.м СПГ в Европу против 80 млрд куб.м на азиатский рынок. Цена газа в Японии составляет 16-17 долларов США за миллион БТЕ (британских термических единиц), в то время как в Европе она не превышает 9-10 долларов, и она не может конкурировать с Азией с точки зрения привлекательности для поставщиков.

Нынешние цены в Европе близки к нижнему ценовому порогу и, скорее всего, не будут снижаться далее, так как это приведет к перераспределению потоков газа на другие региональные рынки ввиду коммерческой нерентабельности инвестиций в разведку, освоение, эксплуатацию и транспортировку энергоносителей.   

Новые и потенциальные поставщики газа в Европу входят на изменчивый и неопределенный рынок с точки зрения спроса, предложения и цены. Политическое и геополитическое маневрирование традиционных производителей (России, Норвегии, Катара и др.) и потребителей (использующих конкуренцию поставщиков как способ пересмотра цен и условий долгосрочных контрактов) делает европейский рынок еще более непредсказуемым. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы новые поставщики, учитывая эти изменения на рынке, на который они выходят, организовали сбыт газа наиболее экономически эффективным способом.

При этом существует два возможных сценария организации сбыта газа со стороны консорциума «Шах-Дениз» и Азербайджана.

Первый сценарий – продавать газ по месторождениям. Например, на первом этапе проекта «Шах-Дениз» была создана сбытовая компания Azerbaijan Gas Supply Company. Таким же образом, для сбыта газа второго этапа «Шах-Дениз» и в будущем других, менее крупных месторождений («Абшерон», глубоководная часть блока «Азери-Чираг-Гюнешли», «Шафаг-Асиман», «Бабек», «Нахчыван», «Зефер-Машал», «Карабах» и др.) могут быть учреждены отдельные компании. В этом случае продажа газа каждого месторождения осуществляется на основе отличных ценовых моделей, объемов, сроков и условий.

Возможный второй сценарий – это создание «газового портфеля» Азербайджана, некоего виртуального пула, концентрирующего весь газ, добываемый в стране. В этом случае единая компания будет самостоятельно заниматься сбытом всего азербайджанского газа (а в будущем, возможно, и газа третьих стран). Это означает, что Азербайджанская Республика в лице этой компании сможет закупать весь газ, добываемый международными операционными компаниями в определенном пункте получения продукции и продавать его из единого источника европейским (и любым иным) покупателям, то есть управлять газовым портфелем Азербайджана.

Однако второй сценарий сбыта газа может не удовлетворить компании-партнеры. Иностранные компании, которые готовы взять на себя все риски траспортировки газа с месторождения до рынка, безусловно захотят учавствовать в этой цепи ввиду стратегических и коммерческих причин. Здесь больше цель заключается в осведомлении этих компаний о наличии выбора маркетинга своего газа.

Выводы

Глобальный рынок природного газа в целом и европейский рынок в частности переживает динамический процесс изменений, что увеличивает неопределенность, непредсказуемость и общую сложность ситуации. Прежде всего это отражается на балансе спроса и предложения и ценообразовании газа. Не до конца ясные последствия этих изменений создают дополнительные трудности как для традиционных, так и потенциальных поставщиков.

Для смягчения возможного негативного воздействия такой рыночной динамики экспортерам следует учитывать рыночные условия для организации сбыта азербайджанского газа наиболее экономически эффективным способом.

Ключевой вывод таков: энергетический рынок переживает перемены, и в выигрыше будут те страны и компании, которые это понимают и соответственно себя позиционируют.

Гюльмира Рзаева,

ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований

Поделиться:
7565

Последние новости

Все новости

1news TV