Украденное детство. Как защитить азербайджанских детей от эксплуататоров? | 1news.az | Новости
Общество

Украденное детство. Как защитить азербайджанских детей от эксплуататоров?

17:40 - 23 / 08 / 2013
Украденное детство. Как защитить азербайджанских детей от эксплуататоров?

«Если в будущем у меня будет ребенок, я никогда не поступлю с ним так, как поступила со мной моя мама. Своему ребенку я все отдам. Буду смотреть за ним, буду любить его, никогда не брошу… », - сдерживая слезы, говорит 16-летняя Алия.

«Когда он вырастет, я хочу, чтобы он мог сказать мне спасибо за все», - говорит девочка, уже третий год живущая в приюте для трудных подростков в центре Баку.

Алия не видела свою маму. Та привезла ребенка из Турции в Азербайджан, когда девочке не было и года, и оставила на попечение знакомой старушки. Обещая материально помогать в воспитании дочери, женщина так больше и не объявилась.

За свои 16 лет Алия успела увидеть те стороны жизни, о которых дети в ее возрасте знать не должны. Устав от моральной и материальной обузы, опекунша выгнала Алию, когда той было 12 лет. На улице молоденькую симпатичную девочку сразу заметили, и предложили жилье и работу.

Так Алия попала в один из ночных клубов в Баку. Девочку наряжали и прихорашивали настолько усердно, что в свои 12 лет она выглядела на все 18. Около месяца Алия проводила вечера в клубе, привлекая потенциальных клиентов. Позже она рассказывала, что однажды услышала, как хозяева заведения договаривались с клиентом о цене за нее. К счастью, до того, как Алия попала в руки извращенца, ее нашли волонтеры из детского приюта.

«Ребенок, попавший на улицу, автоматически становится потенциальной жертвой торговцев людьми. Ребенок беззащитен, и порой не до конца понимает, что на самом деле происходит», - говорит руководитель «Азербайджанского союза детей» Камаля Агазаде.

Это временное убежище, действующее в Баку с 2010 года, занимается реабилитацией и реинтеграцией в общество детей, по той или иной причине оказавшихся на улице. За три года работы центр стал домом для 500 детей, которые в течение какого-то времени постоянно проживали здесь. Всего же за этот период было зарегистрировано около пяти тысяч детей.

Здесь им оказывают необходимую медицинскую, психологическую и юридическую помощь. Реабилитационный центр действует при финансовой поддержке американского агентства по гуманитарному сотрудничеству USAID в рамках совместной программы с бакинским бюро ОБСЕ.

В неволе миллионы детей

Ежегодно 23 августа весь мир отдает дань памяти жертвам торговли людьми. Последние четыре года Международный день памяти о работорговле и ее ликвидации отмечается и в Азербайджане.

Современная форма работорговли (т.н. трафикинг) включает в себя все виды насилия над человеком и его эксплуатации. Выделяют три ее формы – трудовую, сексуальную и детскую эксплуатацию. Последняя включает в себя как принуждение детей к труду, так и принуждение к услугам сексуального характера.

Точное количество современных рабов в мире неизвестно. В ООН полагают, что ежегодно в рабство попадают около 700 тысяч человек. По оценкам некоторых исследовательских центров, эта цифра может достигать 4 млн. человек.

Данные Международной организации миграции (МОМ) говорят о том, что около 6 млн. детей являются жертвами принудительного труда. Каждый год 1 млн. детей, в основном девочек, принуждают к занятию проституцией. Как передают РИА Новости, их продают в качестве сексуальных рабынь или используют для производства порнографии.

Известны случаи, когда детей использовали в качестве доноров человеческих органов и тканей для проведения незаконных операций. По оценкам МОМ, примерно 300 тысяч детей используются в качестве солдат в конфликтных регионах по всему миру.

Азербайджан не является исключением. Здесь дети также сталкиваются с различного рода принуждением и насилием, зачастую, при живых родителях. Уличные дети, несомненно, наиболее уязвимы в этом отношении.  

По данным министерства внутренних дел, только за первые шесть месяцев этого года в стране раскрыто 66 фактов трафикинга, обезврежены две преступные группировки.

Всего же за период с 2006 года по декабрь 2012 года было выявлено 484 факта торговли людьми.

Как вернуть детей к нормальной жизни?

При Министерстве внутренних дел Азербайджана уже 9 лет действует Управление по борьбе с торговлей людьми. В рамках усилий по реинтеграции жертв в общество, при МВД функционирует и временное убежище.

Ежегодно из госбюджета выделяется 500 тысяч долларов на борьбу с торговлей людьми, отмечал ранее замминистра внутренних дел Азербайджана Вилаят Эйвазов, являющийся национальным координатором по борьбе с трафикингом.

Однако, по мнению Камали Агазаде, несмотря на определенные успехи в деле выявления и наказания торговцев живым товаром, в вопросе реинтеграции жертв в общество еще существует немало сложностей.

«Чем больше времени ребенок проводит на улице, тем тяжелее его вернуть в семью и общество. Один год на улице равен десяти годам реабилитации», - уверяет она.

По словам Камали Агазаде, есть немало проблем в самом механизме реабилитации жертв трафикинга в Азербайджане. Одними из них она назвала отсутствие налаженного механизма между всеми звеньями системы борьбы с этим преступлением, а также крайнюю нехватку социальных работников в стране.

Также проблема существует и в идентификации жертв трафикинга среди детей, что соответственно сказывается и на процессе их реабилитации, отмечает она.

«К примеру, принуждение ребенка к труду и попрошайничеству азербайджанским законодательством причисляется к трафикингу, только если ребенок при этом был вывезен за пределы страны, - сказала она. - Внутри же страны подобное принуждение карается лишь административными мерами».

Для продвижения в деле борьбы с торговлей людьми и помощи жертвам директор Женского Кризисного Центра Матанат Азизова считает очень важным не бояться заявлять об этой проблеме. «Проблему не решить, замалчивая ее. Говоря о проблеме, мы не только показываем, что она есть, но и заявляем о своем стремлении ее разрешить», - говорит она.

Психолог Самир Ахмедов одной из основных трудностей на пути реабилитации и реинтеграции детей, подвергшихся угрозе трафикинга, считает ментальные особенности населения страны.

Безусловно, родители играют самую большую роль в успешной реинтеграции ребенка. По словам психолога, при родительской поддержке значительно увеличиваются шансы на то, что ребенок сможет вновь стать частью общества.

«Потому работа с семьей – один из основных аспектов нашей деятельности. Однако зачастую семья не готова принять обратно ребенка, несколько лет вынужденно занимавшегося попрошайничеством, проституцией и тому подобным, - говорит Самир Ахмедов. – В таком случае трудно говорить о полной реабилитации ребенка».

В случае Алии о воссоединении с семьей говорить не приходится: от матери нет никаких известий, об отце вообще ничего не известно. Однако несмотря на все девочка с надеждой и уверенностью смотрит в будущее. Она мечтает о своей семье, о своем доме, где сможет построить свой уклад жизни, где будут царить любовь и преданность, тепло и уют.

«Когда мне исполнится 18, я должна буду уйти из приюта и начать взрослую жизнь, - говорит Алия. – Я буду много работать, куплю себе дом, и у меня будет большая семья. Это моя мечта».

Имя девочки изменено в целях сохранения конфиденциальности

Елена Остапенко, В.Т.

Поделиться:
7099

Последние новости

Все новости

1news TV