Игра в нарды с ножом на столе: коротко об аэропорте в Ходжалы
Большинство международных институтов и экспертов считают, что сам факт функционирования аэропорта в Ходжалы противоречит пунктам 1, 2, 5, 6, 24 и 68 положений Чикагской конвенции.
Соответственно, любые силовые действия азербайджанской стороны в данном вопросе имели бы под собой юридическую основу. Если Азербайджанское государство в лице своих институтов и в своем международно признанном воздушном пространстве не дает согласия на полет, то полет или не должен состояться вообще, или должен быть прерван. Вплоть до уничтожения пассажирского самолета, вторгшегося незаконно с неизвестными целями в международно признанное воздушное пространство Азербайджана.
Следует понимать, что в данный момент идет психологическая борьба. Несомненно, важную роль тут играют сопредседатели Минской группы ОБСЕ как гаранты того, что переговорный процесс не упрется в стену или не станет жертвой провокаций. Однако беззубые заявления сопредседателей, по сути, являются олицетворением беспомощности двадцатилетнего переговорного процесса. Азербайджанские официальные лица высказывались по этому поводу, причем весьма недвусмысленно. Эти заявления о готовности силовым методом противостоять данной провокации должны восприниматься как инструмент давления в вопросе, а не инструмент решения вопроса. Если бы не эти заявления, то при нынешней позиции сопредседателей Минской группы ОБСЕ аэропорт давно бы функционировал, и армянские самолеты летали бы из Еревана в Ханкенди и обратно.
Но есть важный момент – он в слове «провокация». Есть целый ряд признаков, анализ которых дает основание считать, что ряд центров силы может быть заинтересован в таком сценарии. Потому что после столь долгого (несколько лет в общей сложности) противостояния в информационном поле и после стольких заявлений о готовности уничтожить этот самолет азербайджанская сторона просто не сможет ничего не сделать, если эта провокация все же произойдет.
Кроме того, юридическое обоснование есть, оно имеет место быть, но в тот момент, когда передовые международные новостные ленты покажут кадры с обломками самолета, «пассажиров» и «плачущую родню», никто в мире не вспомнит ни Чикагскую конвенцию, ни 20% оккупированных территорий, ни четыре резолюции ООН, ни все остальное. А Сержу Саргсяну наплевать на людей, которые полетят этим «рейсом в никуда» - они будут заложниками, а их обгорелые трупы – инструментом армянской информационной кампании.
Соответственно, можно с полной уверенностью считать, что азербайджанская сторона рассматривает и альтернативные сценарии противодействия данной провокации. Сценарии могут быть связаны с различными военными рисками. Например, удар по самому аэропорту. Ведь эта провокация состоит не только из самого полета воздушного судна, но и инфраструктуры полета. Не обязательно сбивать самолет, если учесть, что самолет должен откуда-то взлететь и куда-то приземлиться.
Гейдар Мирза,
Центр стратегических исследований