Кенан Гулузаде. Моя первая ненависть | 1news.az | Новости
Точка зрения

Кенан Гулузаде. Моя первая ненависть

15:40 - 26 / 04 / 2013
Кенан Гулузаде. Моя первая ненависть

В первый раз я влюбился, когда мне было 5 лет.

Моя первая любовь – 18-летняя соседка. Не представляете, как мне было обидно, когда пришли ее сватать. Я на всю улицу кричал, чтобы она подождала меня лет 13, чтобы именно я на ней женился…

У большинства людей есть своя история первой любви. Все помнят свою первую любовь. У кого-то она ранняя, у кого-то поздняя, но она, бывает, и запоминается.

Но мало кто помнит свою первую ненависть. Я, к примеру, не помню – когда, кого и что стал ненавидеть.

kv1
Все говорят, что мы толерантный народ, оказывается, мы даже не знаем, что это такое
kv1
Возможно, это было, когда парень постарше побил меня ни за что, когда я шел из школы домой. Да, я его возненавидел. Именно его, а не всех парней постарше.

Возможно, это было 20 января 1990 года, когда узнал о массовых убийствах в Баку. Да, я возненавидел советские войска, оккупировавшие нашу столицу. Но именно их, а не все советские войска вместе взятые.

Возможно, это было, когда меня потряс геноцид в Ходжалы, который устроил кровавый армянский режим. Да, я его возненавидел. Но именно его, а не всех армян вместе взятых.

Возможно, это было, когда… Впрочем, у меня историй ненависти не много. А тем более я не припомню – какая именно была первой. По-моему, жить с чувством ненависти очень тяжело. Не каждый может взвалить на себя такую ношу. Любить проще. Есть еще один путь – терпеть.

Вчера на Facebook провел мини-опрос среди друзей. Отвечали на вопрос: «Что, по вашему мнению, есть толерантность?». Моя френд-лента с чувством юмора, потому большинство ответов были в стиле «ха-ха». Потому, резюмируя ответы, я тоже пошутил: «Все говорят, что мы толерантный народ, оказывается, мы даже не знаем, что это такое».

Вопрос возник неспроста. Сейчас эта тема активизировалась, из-за того, что выстроена баррикада, с той и с другой стороны которой раздаются призывы к ненависти.

В последнее время мы все чаще слышим, да и сами используем, с высоких ли трибун или просто  в обиходе, слова «толерантность» и «терпимость», «понимание». Азербайджанцы, действительно, мягкий народ, которому чужды лишенная оснований агрессивность, а тем более планомерное насаждение или разжигание религиозной, национальной и этнической розни. Это не громкие слова, а реальность, хорошо известная каждому из нас. Толерантность во всем цивилизованном мире является одним из краеугольных камней, на которых построено демократическое общество.

«Эта ценность стала образцовой нормой сосуществования азербайджанского общества», - говорит  Президент Азербайджана Ильхам Алиев, и трудно оспорить утверждение главы государства.

У нас не может быть ненависти ни к одному народу, которые живут в окружающих нас странах, включая и армян. Да, мы, может, вполне имеем на то право, ненавидеть националистические круги Армении. Тех, кто по трупам мирных граждан Азербайджана взобрался на политический Олимп, превратив при этом своих же граждан в бессловесных и бесправных подданных. Но ненавидеть целый народ мы не в состоянии хотя бы потому, что столько ненависти в человеке быть не может.

Тем досаднее, что в самом Азербайджане люди, волей или неволей, принялись открыто насаждать ксенофобские настроения, и призывают ненавидеть своих же сограждан только потому, что те не разделяют их взглядов. Отсутствие в стране культуры ведения политической борьбы, когда стороны руководствуются не конструктивной критикой оппонентов, а принципом «пикейных жилетов» «а ты кто такой?», становится если не опасной, то крайне неприятной нормой. Деление на «своих» и «чужих» автоматически влечет за собой ушаты грязи, которыми без всякого чувства брезгливости поливают друг друга политики или те, кто таковым себя считает.

Культивирование атмосферы всеобщей ненависти, нетерпимости, страха подменяется конструктивным диалогом. Грешат этим и оппозиционеры, но в равной степени и представители власти.

Ксенофобия - чуждое для азербайджанского общества явление. Все мы азербайджанцы и у нас нет другой родины.

Вспоминается речь Президента Гейдара Алиева на учредительном собрании Всероссийского конгресса азербайджанцев в Москве.

«Я, как президент Азербайджана, каждого азербайджанца считаю дорогим для себя человеком», - говорил Гейдар Алиев.

Мне нравится английский принцип, когда правительство называется правительством ее величества, а оппозиция – оппозицией ее величества.

И хочется надеяться, что слова Президента Ильхама Алиева о том, что он президент всех азербайджанцев, поняты и не забыты.

Не говорю, что все должны друг друга любить, но народ, толерантность которого ставится в пример другим, должен проявлять эту толерантность как минимум к своим же.

Поделиться:
6260

Последние новости

Все новости

1news TV