Маразмы для дошколят, или «Чем отличается помидор от огурца?» | 1news.az | Новости
Точка зрения

Маразмы для дошколят, или «Чем отличается помидор от огурца?»

15:08 - 31 / 10 / 2011
Маразмы для дошколят, или «Чем отличается помидор от огурца?»

«А вдруг я не смогу ответить на вопросы правильно?», - волновался мой шестилетний племянник перед вступительными тестами в школу…

«Не волнуйся, все будет хорошо», - успокаивали его мы, полагая, что дошкольная подготовка не прошла даром – за предыдущий год мальчик освоил сложение и вычитание, научился читать и даже писать.

К слову сказать, нашему поколению, старательно выводившему в первом классе «палочки и крючочки», требования, выдвигаемые к нынешним шести-семилеткам кажутся слишком уж строгими. Однако события, развернувшиеся на самом собеседовании, удивили нас еще больше:

«Как тебя зовут?», - строго спросила представитель администрации одной из центральных школ Баку. И, сразу после ответа малыша перешла к тестированию.

«Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?», - задала она сакраментальный вопрос.

- «Два!», - обрадовано выпалил ребенок, проведя в уме нехитрые арифметические манипуляции.

- «А вот и нет!», - ответила женщина – «воробьи на воду не садятся!», - пояснила она.

Это был «шах и мат». Коварная задача разом выбила почву из под ног ребенка, и на все дальнейшие вопросы он, готовый расплакаться в любую секунду, отвечал крайне неохотно.

«Вот они, прелести взрослой жизни, - делилась со мной переживаниями его мама. – В списке детей, зачисленных в школу нашего нет», - горько вздохнула она.  

Через несколько дней им предстояло собеседование в другой школе, и нам предстояло подбодрить ребенка, еще не отошедшего от первой серьезной неудачи в его жизни.

Задавшись вопросом, кто же является автором вопросов для дошколят, я вбила условия вышеприведенной задачи в поисковик, и нашла эти чудо-задачки сразу на нескольких российских форумах, пользователи которых справедливо вопрошали – не для дебилов ли издан этот учебник «По математике», выпущенный  издательством ЭКСМО-Пресс в 2002 году.

Вот несколько заданий из этого учебника:

«На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?»

«На Машином платье были вышиты три вишни и два яблока. Съели одну вишню и два яблока. Сколько фруктов осталось?»

Нет, я, конечно, понимаю, что учебник хоть и назван по неведомым причинам «По математике», проверить пытаются логику. Правда, таким маразматичным методом, что рискуют порушить еще не сформировавшуюся психику малышей.

«Сколько цИплят (орфография сохранена) вывел петух, если он снес 5 яиц?»

«На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?».

Думаю, собачки-книгочеи, петухи с выводком и Миша-стеклоед (так все же съел или поставил?) способны заставить встрепенуться даже самого бывалого человека.

Для того чтобы понять, что учебник совершенно идиотский, не нужно иметь семи пядей во лбу. Возникает вопрос: по какой таинственной причине, выбор педагогов этой школы пал именно на него?

К тому же крайне любопытно: а как проходят подобные собеседования во всех остальных школах? Кинув клич всем своим знакомым, я наткнулась на еще более занятные истории:

«Кто ты по национальности?», - поинтересовались на собеседовании в одной из бакинских школ у семилетней девочки. Видя, что ребенок молчит, педагог, очевидно, решил дать подсказку:

- «ты на каком языке учиться будешь?»

- «на русском», - ответила девочка.

- «значит, ты кто?», - продолжала «подсказывать» учительница.

Несложно догадаться, что ответил ребенок.

А как вам вопрос: «Чем отличается кафе от ресторана?».

Вы можете сходу ответить, что общего между молоком и ежиком? Если нет, то в ученики вы не годитесь. А общего у них то, что они оба… сворачиваются!

Или вот еще: «Чем отличается огурец от помидора?». Нет, не тем, что один красный, а другой зеленый. И даже не формой.

Оказывается, помидор в обед кладут. А огурец – нет.

«А нам сразу сказали – тесты ваш ребенок не сдаст, вопросы очень сложные. И попросили тысячу манатов за прием в школу», - поделилась с нами одна из родительниц.

По ее словам, школа, о которой идет речь (номер учебного заведения скрыт по просьбе рассказчицы), в процессе переговоров им удалось сторговаться до 600 манатов. Еще несколько родителей признались, что без «тапша» (протекции) им попасть в нормальную (центральную) школу не светило – большой конкурс.

«Не буду же я возить ребенка, живущего в центре города, в ахмедлинскую школу…», - поясняет она.

Подобный расклад дел ничуть не удивляет председателя Лиги защиты прав детей (ЛЗПД) Юсифа Бекирова, по словам которого, вступительные тесты для первоклассников ничто иное, как дополнительное средство нажиться на детях.

«Собеседования при поступлении в школу являются нарушением Конституции Азербайджана, где прописано право каждого гражданина нашей страны на получение среднего образования. Эти собеседования способствуют повышению уровня коррупции в учебных учреждениях страны. Кроме того, подобные меры могут привести у росту уровня безграмотности населения», - считает Ю.Бекиров.

По его словам, усложнение процедуры приема в школу является нарушением прав детей.

«Таким образом создаются искусственные препоны для получения образования. Многие родители не могут себе позволить оплачивать занятия по подготовке малышей к школе, в результате, малообеспеченные семьи, особенно в регионах страны, попросту не отправляют своих детей в школы», - утверждает он.

По мнению Ю.Бекирова, многие нынешние школы не способны обеспечить детей необходимыми знаниями.

«Если в советское время школы были действительно бесплатными и давали человеку образование, то сейчас уровень обучения в некоторых из них оставляет желать лучшего, а платить родителям приходится постоянно».

Кроме того, по утверждению Ю.Бекирова,  проведение вступительных экзаменов в обычные общеобразовательные школы и вовсе - незаконно.

«К сожалению, к нам пока еще не обратился с подобной проблемой ни один родитель. Школы отказывают в приеме детей на основании этих тестов, но если поставить вопрос конкретно, они аргументируют свой отказ отсутствием мест. Спрашивается, если классы действительно переполнены, зачем тогда тестируют детей?», - недоумевает глава ЛЗПД.

По его мнению, ответ прост: для того, чтобы попасть в желаемую школу, нужно заплатить.

«То, что сейчас творится в наших школах незаконно. И если кто-нибудь из родителей обратится ко мне, не побоявшись предоставить факты, я помогу добиться справедливости и компенсации от ответственных за происходящее органов», - утверждает Ю.Бекиров.

С тем, что практика тестирования при приеме в школу неуместна, согласен и доктор исторических наук, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Муса Гасымлы.

«Я еще могу понять, когда подобные тесты проводят специализированные частные лицеи, но общеобразовательные школы, которые финансируются государством, не должны вводить никаких предварительных экзаменов. Это нарушение конституционного права на получение образования», - считает М.Гасымлы.

Есть ли веские основания для столь очевидного усложнения приема в школу? С этим вопросом мы обратились к заведующей сектором по связям с общественностью Управления образования Баку (УОБ) Замине Алигызы. По ее словам, тестирование в школах проводится исключительно для того, чтобы выяснить уровень подготовленности каждого ребенка, его индивидуальные способности.

«О том, чтобы какого-либо ребенка отказались принимать в школу на основании результатов тестирования не может быть и речи. Что касается самого собеседования, проводят его члены комиссии, в которую, как правило, входят психологи, врачи и педагоги. Именно они определяют степень интеллектуального развития ребенка, выясняют, умеет ли он отвечать на элементарные вопросы, выявляют его логические и аналитические способности. Необходимо это для того, чтобы сформировать классы с разной программой обучения. К примеру, подготовленные к школе дети будут обучаться по усложненной схеме», - поясняет она.

О том, насколько правомерно подобное нововведение, комментария не последовало.

По ее словам, до сегодняшнего дня в Министерство образования Азербайджана не поступило еще ни одной жалобы на отказ принимать ребенка в какую-либо школу.

«Ни одна школа не имеет права отказать в приеме на основании недостаточной подготовленности к учебной программе. В случае если будут выявлены подобные факты, Министерство образования тут же примет безотлагательные меры», - говорит З.Алигызы.

По ее словам, каждая школа разрабатывает механизм тестирования самостоятельно, однако, все вопросы и задачи должны соответствовать программе дошкольного обучения.

«Если у родителей возникнут какие-либо нарекания к процедуре тестирования, в частности, к намеренно «усложненным» вопросам, они могут обратиться на нашу горячую линию по номеру: 441-06-99. Наши сотрудники проведут необходимое расследование, в частности, будет осуществлена экспертиза тестов, по которым проходит прием детей в первые классы в той или иной школе. Если задачи и вопросы будут признаны не соответствующими программе дошкольного обучения, в отношении руководства указанной школы будут приняты меры», - заверила нас она.

Несмотря на уверения представителя Министерства образования, поступление (заметьте, не зачисление) в школу продолжает рассматриваться обществом с позиции «возьмут – не возьмут».

Родители малышей готовы нанимать репетиторов, лишь бы удалось попасть в заветную школу. Осуществление этой мечты можно приравнять разве что к поступлению в ВУЗ.

Первый шаг ребенка во взрослую жизнь действительно очень важен. А посему не оставайтесь равнодушными к нарушениям прав малышей – обращайтесь в соответствующие инстанции и… пишите нам. Мы не оставим ваши обращения без внимания.

Лейла Лейсан

Поделиться:
19671

Последние новости

Все новости

1news TV