Не сдал экзамены, спрыгнул с крыши | 1news.az | Новости
Точка зрения

Не сдал экзамены, спрыгнул с крыши

12:44 - 31 / 07 / 2015
Не сдал экзамены, спрыгнул с крыши

Вступительные экзамены – важный момент в жизни почти каждого вчерашнего выпускника средней школы.

Это правильно. Плохо то, что порой они становятся вопросом «жизни и смерти»: каждый год в период поступления в вузы мы узнаем о случаях суицида тех, кому не посчастливилось стать студентами. Так, из последних новостей шоком для многих стал добровольный добровольный уход из жизни молодого жителя города Гянджа. Шоком, потому что такой случай, увы, не единичный. И год от года цифры, отражающие число ушедших по собственной воле из жизни вчерашних школьников, становятся все более пугающими.

Так почему же такое происходит? Почему желание стать студентом перевешивает желание жить у совсем еще молодых людей?

Ответим: потому что зачастую стать студентом и поступить в вуз –  это не желание подростков. Это следование жесткому стереотипу их родителей, родственников, соседей и общества в целом.

Пожалуй, нигде в мире больше нет такого ажиотажа, связанного с вопросом поступления ребенка в вуз, как в бывших союзных республиках.  Стереотипный порядок жизни должен выглядеть так: «школа-репетиторы-вуз-престижная работа-высокая зарплата-квартира-машина-семья».

Прямо, хештэг, а не программа жизни…

Бороться со стереотипами сложно и взрослому состоявшемуся человеку, что говорить, о, по сути, детях, которые не могут противостоять давлению самых близких для них людей – матери и отца. Они просто не справляются с потоком унижений, упреков и постоянного «недотягивания» до выбранной взрослыми планки, когда в силу каких-то причин не сдают экзамены. И видят единственный выход в том, чтобы свести счеты с  жизнью…

Почему суицид?

По словам психиатра Араза Манучери-Лалеи, эта проблема на самом деле, очень глубокая, и увеличение числа суицидов по причине непоступления в вуз – лишь верхушка айсберга. Айсберга под названием «менталитет».

- Каждый год я наблюдаю одну и ту же картину. Незадолго до начала вступительных экзаменов и после них у меня резко увеличивается поток пациентов. Причем, если до экзаменов родители приводят детей, которые, по их словам, «не желают заниматься», то после экзаменов – с различными и серьезными психологическими и даже психическими нарушениями, - рассказывает доктор Араз. - Поясню на одном примере. Один из родителей, причем, речь идет о грамотном человеке, враче, который, вроде бы, должен понимать суть проблемы, привел на прием сына.

Претензия отца: «Отбился от рук, заниматься не хочет, учиться не хочет, хамит, грубит», ну и так далее. Я попросил рассказать мне о распорядке дня подростка и пришел в ужас: с утра до позднего вечера, без выходных, без перерывов, этот мальчик должен ходить по репетиторам, секциям и курсам иностранного языка. Никакого отдыха для него родители не предусмотрели, режим достаточно жесткий. Ребенок уже психически и  физически истощен, у него начался нервный тик, и наблюдаются все признаки начинающейся глубокой депрессии.

Я пытался убедить отца в том, что такая нагрузка на ребенка  недопустима, взывал к его разуму и тому факту, что он сам  врач, и должен все понимать. Но… в ответ услышал: «Он должен все это выдержать. Потому что если он не поступит, мне будет стыдно перед окружающими. Они скажут, что я не смог дать сыну достойное образование и воспитание. Они скажут, что я плохой отец».

И в этом ответе – вся суть проблемы. Мы живем не для себя, и стараемся вовсе не для детей. Мы живем по принципу: «Что люди скажут», почему-то игнорируя тот факт, что людям на самом деле глубоко наплевать на других, и что если этим  самым людям один раз ответить достойно: «Это  - моя семья, и мы сами решим, как лучше», они найдут себе другой предмет для обсуждения. Благо, их вокруг очень много.

Что касается сына этого врача, то мальчик еще до экзаменов признался мне, что если не сумеет поступить, покончит жизнь самоубийством. «Надо мной смеются ребята, потому что я постоянно дергаюсь. Я неудачник, я никому не нужен, у меня ничего не получается… А отец сказал, что убьет меня, если я не смогу поступить в институт. Так уж лучше я сам покончу с собой….», - сказал подросток.

Вы понимаете, что слышать такое – страшно?! А еще более страшно то, что родители сами доводят своих детей до такого состояния, - говорит психиатр.

По словам доктора Араза, родители оказывают сильнейшее психологическое давление на детей, еще и пугая их ужасными последствиями «непоступления в вуз». Самые распространенные -  это банальные страшные программы на будущее: «Ты будешь работать дворником! Всю жизнь будешь просить подаяние! Ты никогда не станешь успешным человеком! Если ты не поступишь в институт, вся твоя жизнь пойдет под откос!» Девочек пугают тем, что их никто не возьмет замуж – не секрет, что у нас диплом вуза чаще всего служит лишь одним из важных пунктов приданого. А мальчиков, к вышеперечисленному списку «страшилок», пугают еще и армией.

-  Вы понимаете, что родители совершают сразу несколько «черных дел» - именно они внушают молодым людям, что армия – это зло, что их там обязательно убьют или покалечат. В результате, на юношей давит еще один сильнейший страх, кроме того, что в них уже взрастили – страх перед армией. А потом мы удивляемся тому, что дух патриотизма у молодежи пропал, - возмущается А. Манучери-Лалеи. - При этом, когда такой запуганный юноша попадает в армию, есть большая вероятность того, что он действительно столкнется со всем, чем пугали его родители, потому что он уже раздавлен психологически. Все перечисленное – это реалии нашего сегодняшнего дня. И чтобы бороться с этим, одних разговоров с родителями недостаточно, - говорит доктор Араз.

Все ради диплома!

Корни проблемы действительно гораздо глубже, чем кажется.  И одна из основных причин – отсутствие достойной альтернативы вузам. Если в советское время были довольно популярны ПТУ и другие средне-специализированные  учебные заведения, то сегодня, когда некоторые из них переименовали в колледжи, специальности, которым обучали раньше, оттуда мистическим образом исчезли. Но это – нонсенс. Разве сфера обслуживания не является одной из важнейших составляющих нашей жизни? Разве вы сами не возмущаетесь, когда к вам приходит некомпетентный сантехник, электрик, или маляр? Разве вас не раздражают неподготовленные официанты? Разве не вы сами кричите о том, как плохо, что в стране, где должен развиваться туризм, сервис находится на низком уровне?  Хорошо, оставим туризм, вспомним длинный список невостребованных, «непрестижных» у нас профессий: строители, секретари, швеи, пекари и так далее.

Но почему-то никто не хочет видеть своих детей официантами, сантехниками, электриками или сапожниками – «стыдно перед людьми». Стыдно!? Ну, тогда не удивляйтесь, что выросло поколение, представители которого могут пренебрежительно отнестись к убирающей улицы дворничихе, хамят уборщицам в офисе, смотрят свысока на шоферов, считая их людьми второго сорта. И не возмущайтесь, когда сталкиваетесь с некомпетентными врачами (учились потому, что заставили) или тупыми учителями (надо было поступить хотя бы в педагогический).  Список можно продолжить.

Парадокс в том, что в то же время обладатели заветных «дипломов вузов», куда они поступили порой «для галочки» (и не бесплатно) -  просто, чтоб их родители могли отчитаться перед всевозможными соседями-родственниками-коллегами - завтра все равно не будут работать по специальности!  И многие, кстати, идут в те же самые официанты, сантехники и водители такси. С одной лишь разницей: у них есть заветный диплом, но… они ничего не понимают в том, чем занимаются. Маляры не умеют красить стены, кафельщик - класть плитку; все умение электриков сводится к способности соединить два провода и замотать их изолентой, официанты не успевают подавать блюда, а водители такси совершенно не знают город и не умеют водить машину.

Я, безусловно, утрирую. Но суть верна. Будь в нашей стране развитая система ссузов, куда бы шли без страха осуждения со стороны учиться те, кто не хочет или не может получить высшее образование, ситуация была бы  иной. Будь среднее специальное образование качественным и престижным, все было бы иначе. Но у нас просто отсутствует цивилизованное отношение к тем, кто не имеет высшего образования. И что самое смешное – нам плевать на способности человека, нам важна «корочка».  Еще смешнее, что плевать и родителям ребенка, которого они согласны отправить учиться в сомнительные вузы за рубежом – только ради диплома. И приезжают в страну выпускники авиационных вузов, не знающие даже название полученной специальности. Или юристы, не способные даже прочитать названия некоторых статей УК. Более того, не знающие даже языка, на котором они, якобы, получили высшее образование. Но зато с дипломом.

Мы продолжаем растить детей, с ранних лет внушая им, что после школы надо обязательно поступить в институт, иначе «ты – не человек»;  нанимаем репетиторов, влезая в долги и попутно становясь неврастениками из-за этого. А завтра мы обвиняем детей в том, что тратим на них большие деньги, и угрожаем – мол, «не дай Бог, ты после этого не поступишь». Не отдать ребенка репетитору – подвергнуться анафеме со стороны знакомых. Вы боитесь услышать обвинения в том, что вы плохие родители, и из кожи вон лезете, чтобы окружающие одобрили ваши старания. Забывая при этом о том, что окружающим на самом деле все равно. А вот вашему ребенку – нет.

Ребенок же, видя ваши усилия «сделать из него человека» и слыша ежедневные упреки в том, сколько денег и сил в него вложено, понимает их так: «Если ты не оправдаешь моего доверия и всех вложенных средств, то тебе лучше умереть». И умирает! Потому что он не в состоянии нести ответственность за ВАШИ решения тратить на его образование большие деньги. Он не в силах вынести это огромное чувство вины за то, что ВАШИ ожидания относительно него он не оправдал. Он не может справиться со страхом разочаровать или разозлить самых близких для него людей. Так что доктор Араз Манучери-Лалеи прав: проблема глобальная, глубокая и требующая решения по всем направлениям.

Что делать?

Как я уже сказала в самом начале, ломать стереотипы, складывающиеся десятилетиями - задача непростая. Восстановить систему среднего образования, да еще изменить отношение общества к тем, кто будет обучаться в созданных  аналогах ПТУ (такие планы были у Министерства образования), тоже займет немало времени.

Но уже сейчас каждый из нас может решить проблему в своей, отдельно взятой семье. Сегодня те, у кого растут завтрашние выпускники школ, могут задуматься и сделать выводы. Могут измениться. Могут сказать своим детям, что будущая жизнь – это ИХ жизнь, и они вправе выбирать, кем им становиться в этой жизни. Как вправе и не суметь сделать выбор тогда, когда это нужно не им, а родителям. И ничего страшного в том, что они сделают верный выбор чуть позже, не будет, потому что главное – быть достойным человеком. Они могут внушить ребенку самое важное: что в любом случае и всегда вы будете их любить и поддерживать. 

И поверьте, если вы были хорошими родителями, если сами относитесь к другим людям с уважением, если сами любите и цените свою работу, то ваш ребенок обязательно  найдет свое место в жизни. Не надо решать за него, не надо множить количество бездарных врачей, юристов, архитекторов, дизайнеров, которые ненавидят свою работу. Дайте детям возможность проявить себя, дайте им возможность почувствовать собственную значимость.  Поймите, что то, что скажут люди – это ничто по сравнению с самой большой драгоценностью в мире - жизнью вашего ребенка.

Натали Александрова

Поделиться:
11118

Последние новости

Все новости

1news TV