История в фактах: Ягуб Махмудов о геноциде азербайджанского народа в 1918-1920 годах | 1news.az | Новости
Точка зрения

История в фактах: Ягуб Махмудов о геноциде азербайджанского народа в 1918-1920 годах

09:40 - 20 / 04 / 2015
История в фактах: Ягуб Махмудов о геноциде азербайджанского народа в 1918-1920 годах

Начало ХХ века - один из самых трагических периодов истории Азербайджана.

1918-1920 годы буквально пропитаны кровью десятков тысяч азербайджанцев, принесенных в жертву агрессивным устремлениям армянства и его покровителей, создавших все необходимые политические условия для образования на исторических землях Азербайджана (в городе Иреване и прилегающих к нему территориях) армянского государства.

Именно захват исконных земель Азербайджана являлся целью массового истребления мирного азербайджанского населения в 1918-1920 годах – политики геноцида, реализовывавшейся возглавляемым Степаном Шаумяном Бакинским Советом и, чуть позже, Армянской (Араратской) Республикой.

Долгие десятилетия советской эпохи была под запретом вся правда о злодеяниях Бакинского Совета против азербайджанского народа. История так называемых «26 комиссаров», представлявших руководство преступной структуры, виновной в осуществлении геноцида азербайджанцев весной 1918 года, преподносилась в совершенно искаженном виде. То был миф о «героях-интернационалистах», отдавших свои жизни «во имя интересов трудового народа».

Объективное исследование истории «бакинских комиссаров» началось лишь после распада СССР и восстановления государственной независимости Азербайджана. Серьезный прорыв в деле раскрытия всей правды о деятельности Бакинского Совета был совершен в последние годы. В результате проведенных Институтом истории Национальной Академии наук Азербайджана исследований выявлены многочисленные новые факты относительно деятельности так называемых «26 Бакинских комиссаров».

Прежде всего, напомним о том, что в январе 2009 года, когда расположенный в Бакинском городском парке «Сахиль» некрополь «26 Бакинских комиссаров» был перенесен на городское кладбище, в могилах были обнаружены останки не 26, а 23 человек. В связи с этим Институт истории образовал специальную группу ученых, немедленно приступивших к изучению данного вопроса, равно как и объективному исследованию истории геноцида азербайджанского народа в целом.

В результате научных изысканий азербайджанских историков Институтом истории опубликован в последние годы целый ряд работ и сборников документов, раскрывающих тему геноцида азербайджанцев в 1918-1920 годах .

Одновременно ведется работа по доставке в Азербайджан документов по истории Азербайджана, в частности истории геноцида азербайджанского народа в 1918-1920 годах, хранящихся в архивах зарубежных стран (Турции, России, Грузии, Великобритании, Франции, Германии, Индии). Вследствие этого изданы сборники ценных исторических документов .

Результаты научных исследований, проведенных в последние годы Институтом истории на основе изучения архивных документов, дают основание утверждать, что кровавый дашнако-большевистский режим (Бакинский Совет, впоследствии Бакинский Совет народных комиссаров) во главе со Степаном Шаумяном, захвативший власть в Баку и в целом Бакинской губернии в ноябре 1917 года, заранее подготовил и целенаправленно, планомерно осуществил весной 1918 года невиданную по своей жестокости преступную акцию - массовый геноцид азербайджанского народа.

Десятки тысяч мирных, безоружных представителей тюрко-мусульманского населения – азербайджанские тюрки, лезгины, татары, представители других национальностей, вне зависимости от пола и возраста, включая детей, женщин, стариков, были беспощадно уничтожены только по причине своей этнической принадлежности. Геноцид азербайджанцев был осуществлен по прямому указанию главы Бакинского Совета и чрезвычайного комиссара по делам Кавказа Степана Шаумяна, который, тем самым, выступил в роли главного организатора этого ужасного преступления.

Вновь выявленные архивные документы доказывают, что Степан Шаумян, долгое время преподносившийся советской исторической наукой в качестве «последовательного большевика-интернационалиста», в действительности был членом крупнейшей и самой радикальной армянской террористической организации – партии «Дашнакцутюн». Он входил в Бакинский комитет этой партии.

Таким образом, Степан Шаумян, хотя официально и позиционировал себя в качестве большевика, на деле являлся одним из ведущих деятелей партии «Дашнакцутюн». В архивном документе указывается также, что он еще в 1910 году оказывал самое активное содействие трудоустройству членов дашнакской партии в городе Баку.

Сам Шаумян открыто признавался в осуществлении геноцида азербайджанцев в марте-апреле 1918 года. После трагических мартовских событий 1918 года он сообщал в своем донесении правительству Советской России: «Если бы они (т.е. азербайджанские политические силы – Я.М.) взяли верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана… Мы воспользовались поводом… и открыли наступление по всему фронту... у нас были уже вооруженные силы - около 6 тысяч человек. У «Дашнакцутюн» имелось также около 3-4 тысяч национальных частей, которые были в нашем распоряжении. Участие последних придало отчасти гражданской войне характер национальной резни, но избежать этого не было возможности. Мы шли сознательно на это…».

Уже одно это признание Шаумяна отчетливо указывает на цель дашнакских головорезов, преследуемую ими в совершении геноцида азербайджанского народа в 1918 году.

Наряду с Баку, геноцид был учинен, согласно прямым указаниям Шаумяна, и в других регионах Азербайджана. В частности, Степан Лалаян (Лалаев) и Татевос Амирян (Амиров) по прямому указанию Шаумяна осуществили массовое истребление азербайджанцев в Шамахе.  Дашнакский палач Амазасп, учинивший геноцид населения Губы, также действовал в соответствии с указаниями Шаумяна.

Проведенные исследования доказывают, что руководство Бакинского Совета поддерживало тесные связи и с армянскими бандитскими отрядами, совершающими геноцид азербайджанцев в западных регионах Северного Азербайджана. В частности с Андраником, которого Степан Шаумян называл «народным героем».

Из вышеотмеченного следует вывод, что уничтожение тюрко-мусульманского населения Азербайджана было реализовано на основе заранее разработанного плана и управлялось из единого центра. Таким образом, Бакинский Совет, представленный в работах советской историографии как большевистский властный орган, являлся на деле преступным военно-политическим режимом, руководимым армянскими большевиками и дашнаками.

Кроме того, следует учитывать и тот факт, что на Степана Шаумяна, назначенного 16 декабря 1917 года В.И.Лениным чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа, была также возложена, согласно декрету Совета народных комиссаров России от 29 декабря 1917 года (11 января 1918 года), задача создания «армянской народной милиции» и «независимого армянского государства» на территории оккупированной Россией Восточной Анатолии («Турецкой Армении»). В тот период дашнаки, пользуясь поддержкой великих держав, в том числе большевистской России, стремились к образованию «Великой Армении» посредством уничтожения тюрко-мусульманского населения Восточной Анатолии и Азербайджана. Степан Шаумян, являвшийся одним из деятелей партии «Дашнакцутюн», превратился после взятия власти в Баку в самую влиятельную политическую фигуру, способную реализовать этот чудовищный план. Главная цель Степана Шаумяна и собравшихся вокруг него дашнакских убийц заключалась в полном истреблении тюрко-мусульманского населения как социальной базы азербайджанских национально-политических сил, захвате всего Азербайджана и Восточной Анатолии, подготовке создания так называемой «Великой Армении».

Исходя из этого, глава Бакинского Совета, всеми силами пытавшийся воспрепятствовать созданию независимого азербайджанского государства, накануне создания Азербайджанской Демократической Республики убеждал руководство Советской России в необходимости опередить мусульманские военные формирования, готовящиеся к освободительному походу на Баку.

«Если это будут только елизаветпольские силы, их легко разбить и сразу же очистить путь до Елизаветполя (Гянджи – Я.М.), а может быть и до Тифлиса, - писал Шаумян. - Если за ними будут идти турецкие войска из Батума (и с юга), нам, во всяком случае, необходимо будет занять Евлахский мост и оборонительную линию по Куре. Нужно торопиться в Елизаветполь, чтобы там, а затем и дальше вызвать восстание армян».

В период с декабря 1917 по июнь 1918 года Бакинский Совет во главе с Шаумяном получил от Советской России всемерную военную и финансовую помощь. В частности, Шаумяну и его клике была предоставлена большевистским правительством России финансовая помощь на сумму в 82,3 миллионов рублей.  Кроме того, на основании указания главы большевистского правительства России В. Ленина было дано распоряжение об отправке в Баку 5 тысяч винтовок, 2 миллионов патронов и 35 пулеметов.  Все это сыграло свою роль в военном и финансовом усилении Бакинского Совета и, соответственно, в реализации этой преступной структурой политики геноцида азербайджанцев.

Таким образом, Степан Шаумян был главным организатором заранее подготовленного, целенаправленно и планомерно осуществленного геноцида азербайджанцев. Всего за три дня – с 30 марта по 1 апреля 1918 года – от рук армянских убийц, выполнявших прямые указания Бакинского Совета и его председателя Степана Шаумяна, погибли в Баку, по разным данным, от 10 тысяч до 50 тысяч мирных азербайджанцев.

Степан Шаумян и возглавляемый им Бакинский Совет представляли собой центральную мобилизующую силу воинствующего армянства, политические организации которого встали на путь уничтожения азербайджанцев и создания на исторических землях Азербайджана армянского государства.

Об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что в Советской России шла интенсивная организация армянского военного корпуса с целью последующей отправки его на Кавказ. Реализацией этой задачи были заняты армянские генералы А.Багратуни, Л.Тигранян и  др.

Накануне трагических мартовских событий армянские генералы Докучаев (Докучян), А.Багратуни, Р.Зарьян, И.Баграмян прибыли в Баку и приступили к разработке планов уничтожения мусульманского населения. Они не отказались от преследуемых ими преступных задач и после падения возглавляемой Шаумяном власти и установления в Баку режима «Диктатуры Центрокаспия». Дашнаки продолжали играть ключевую роль в новой властной системе, все силы которой были мобилизованы для предотвращения освобождения Баку азербайджано-турецкими войсками. В частности, генерал Багратуни, признававший, что «оборона Баку имела большое значение в деле защиты пределов России, но особенно  исключительное значение оно имело также для армянства», занял в правительстве «Диктатуры» должность военного министра, а главнокомандующим войсками был назначен генерал Докучаев. 

Тем самым, военные силы армянства, привлеченные в Баку в период возглавляемого Степаном Шаумяном Бакинского Совета, продолжили свою преступную деятельность, направленную на уничтожение азербайджанцев, и при новой власти – «Диктатуре Центрокаспия».

Кто же они – преступники, осуществившие массовое истребление тюрко-мусульманского населения Азербайджана, безжалостные палачи, коих собрал вокруг себя главный организатор геноцида азербайджанского народа Степан Шаумян?

Прокофий Джапаридзе

Одним из тех, кто осуществлял прямое руководство политикой геноцида азербайджанского народа в 1918 году, был Прокофий (Алёша) Джапаридзе. С декабря 1917 по апрель 1918 года он был заместителем председателя Бакинского Совета и председателем Исполнительного комитета Бакинского Совета. 25 апреля 1918 года Джапаридзе был назначен комиссаром внутренних дел Бакинского Совета. Таким образом, он являлся одним из лидеров властного органа, реализовывавшего политику геноцида азербайджанского народа.

Кроме того, Джапаридзе входил в состав Комитета революционной обороны, образованного 30 марта 1918 года и во многом ответственного за организацию геноцида азербайджанского народа. Этот факт также подтверждает активное участие Джапаридзе в осуществлении массового уничтожения азербайджанцев.

Не случайно, именно к Шаумяну и Джапаридзе обратился Нариман Нариманов с письмом, опубликованным в газете «Гуммет» 3 апреля 1918 года.

«Политическая борьба превратилась в национальную, - отмечал Нариманов. - Это пятнает Советскую власть, чернит её. Если вы в ближайшее время не разорвёте эту черную завесу и не снимете это пятно, большевистская мысль и Советская власть здесь не удержится» .

В изданной в феврале 1919 года статье под названием «Взгляд на захват Кавказа» Нариманов напоминал о своем обращении к Шаумяну и Джапаридзе, в котором выражалась необходимость того, чтобы те доказали мусульманам, что мартовские события произошли  вопреки  желанию Советской власти. «Но, к сожалению, – пишет Нариманов, – на мои слова не обратили внимания» .

Еще один факт, доказывающий активное участие Джапаридзе в геноциде азербайджанского народа. «Большевик» Н.Асриянц, участник преступлений против тюрко-мусульманского населения, позже вспоминал: «В феврале 1918 года Т.Амиров собрал нас и сообщил о том, что мы должны выполнить задание С.Шаумяна и А.Джапаридзе. С.Шаумян заблаговременно известил нас о том, что в час ночи будет сигнал. По этому предупредительному сигналу мы должны были штурмом занять штаб «Мусавата», что мы и сделали» .

Приверженность Прокофия Джапаридзе политике насильственного подавления азербайджанцев, вылившейся в массовое истребление мусульманского населения Баку и всей губернии, неоднократно подтверждалась его заявлениями.

Так, выступая на заседании Бакинского Совета 25 марта 1918 года, за несколько дней до начала геноцида азербайджанцев, Джапаридзе прямо заявил о том, что армия Бакинского Совета должна стать реальной силой, с помощью которой будет вестись борьба «против всех врагов нашей Советской власти». То, что под «врагами» Джапаридзе имел в виду азербайджанские политические силы, защищавшие интересы азербайджанского народа, подтвердилось в конце марта – начале апреля 1918 года, в дни, окропленные кровью тысяч и тысяч мирных азербайджанцев.

Известно, что лидеры партии «Мусават» в целях приостановления массовых расправ над азербайджанским народом вынуждены были принять ультиматум Комитета революционной обороны. 31 марта они прибыли в здание Исполнительного комитета Бакинского Совета, где провели переговоры с председателем Исполнительного комитета Бакинского Совета Джапаридзе.

Однако, несмотря на принятие азербайджанскими лидерами ультиматума, их переговоры с Джапаридзе не привели ни к каким результатам. Более того, трое из представителей Мусульманского комитета, возвращаясь с переговоров, были застрелены по дороге дашнакскими убийцами.

Комитет революционной обороны, нарушив под различными предлогами переговоры, проведенные 31 марта, продолжил бойню мирного азербайджанского населения, а 1 апреля выступил с новым ультиматумом.

Именно Джапаридзе озвучил требования этого ультиматума, сводящиеся к тому, что если мусульманские организации не признают до 3-х часов дня власть Бакинского Совета, военные действия со стороны последнего будут продолжены. В ходе новых переговоров мусаватист Абдул Кязимзаде заявил, что ответственность за происходящие трагические события ложится на советские войска

Поделиться:
11092

Последние новости

Все новости

1news TV