Азербайджан – Иран: партнерство выходит на новый уровень | 1news.az | Новости
Точка зрения

Азербайджан – Иран: партнерство выходит на новый уровень

15:39 - 29 / 02 / 2016
Азербайджан – Иран: партнерство выходит на новый уровень

Последний визит Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран в значительной степени расширил спектр сотрудничества между нашими странами.

Показателем этого стали 11  двусторонних документов: соглашений, меморандумов о взаимопонимании, договоров, которые в целом охватывают широкий круг вопросов, в том числе политического, торгово-экономического, энергетического характера.

Напомним, что этот визит Президента Ильхама Алиева в Тегеран - второй по счету за период президентства Хасана Роухани, и состоялся он по приглашению иранского президента.

Как и ожидалось, церемония встречи прошла на самом  высоком уровне, а иранские СМИ визиту главы нашего государства уделили достойное внимание оперативным освещением  всех  встреч и выступлений Ильхама Алиева.

Рабочий график визита азербайджанского Президента был, как всегда, достаточно насыщенным: в переговорах и встречах недостатка не наблюдалось.

Еще до начала визита Президент Азербайджана в своем интервью Государственной телерадиокомпании Исламской Республики Иран заявил о том, что ранее, в ходе его официального визита в ИРИ в апреле 2014 года, как и во время официального визита Хасана Роухани в Азербайджан в ноябре того же года, были проведены обсуждения по всем аспектам двусторонних отношений, подписаны многочисленные документы, служащие развитию связей в разных сферах.

Однако нынешний визит азербайджанского лидера в соседнюю страну в корне отличался от предыдущих тем, что совпал с периодом отмены ядерных санкций против Ирана и началом выполнения достигнутых соглашений. Безусловно, этот позитивный фактор отразился практически на всех вопросах, которые обсуждались в рамках двусторонней встречи.

Пользуясь случаем, глава нашего государства отметил, что Азербайджан всегда был против санкций, введенных в отношении Ирана и выражал свое мнение со всех высоких трибун.

Сам по себе факт отмены санкций не только откроет Ирану путь для сотрудничества на международном торгово-экономическом и энергетическом рынках, но и меняет баланс сил в стенах ОПЕК. С одной стороны, это создает конкуренцию на рынке нефти, с другой - добавляет напряженности в отношениях со всеми суннитскими странами Персидского залива.

Судя по гибкой и взвешенной политике исламского государства, очевидно, что во главе нынешнего руководства стоят вполне адекватные политики, способные трезво мыслить и реагировать на  все геополитические вызовы  в плоскости международных отношений.

Именно поэтому внешнеполитический курс нынешнего Ирана в корне отличается от предыдущих, что делает страну более  привлекательной с точки зрения  политического и экономического сотрудничества.

Объединить Север и Юг

Возвращаясь к визиту Ильхама Алиева, отметим, что в рамках февральской встречи один из важных вопросов, обсужденных президентами, касался транзитных перевозок, в том числе, в рамках транспортного коридора Север-Юг.

Внеся ясность в этот вопрос, президент Роухани заявил, что  стороны пришли к соглашению о соединении до конца 2016 года железнодорожной линии Астара-Астара.

Напомним, что железная дорога Север-Юг соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией и в то же время станет связующим звеном для соединения железных дорог Азербайджана, Ирана и России.

По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги составит 1,4 миллиона пассажиров и от пяти до семи миллионов тонн грузов в год. На всем протяжении железной дороги будут построены 22 туннеля и 15 мостов. Уже на  первом этапе по коридору Север-Юг планируется транспортировать шесть миллионов тонн грузов в год, а в дальнейшем - 15-20 миллионов тонн грузов.

 Очевидно, что строительство новой железнодорожной ветки открывает серьезные перспективы сотрудничества для Тегерана и Баку, к тому же, по подсчетам специалистов,  Азербайджан имеет вполне реальные шансы превратиться в региональный  транспортно-коммуникационный хаб, что дает дополнительные экономические и политические гарантии безопасности.

Совместная работа

Интереса к минувшей  встрече президентов добавляет и то, что в ходе переговоров  были обсуждены вопросы, касающиеся совместного использования энергоресурсов Каспийского моря, совместной деятельности в свободных торгово-экономических зонах Араз, Энзели и Маку, визовых упрощений и прочее.

Известно также, что президенты обсудили вопросы сотрудничества двух стран в трехстороннем формате. В частности - форматы Иран-Туркменистан-Азербайджан, Иран-Азербайджан-Россия, Иран-Азербайджан-Грузия и Иран-Азербайджан-Турция.

Наряду с этим, стороны обсудили вопросы, касающиеся международного терроризма и методов борьбы с ним.

«Сегодня  мы договорились, что активизируем наши усилия против международного терроризма, и дальше будем поддерживать друг друга на международной арене», - сказал Ильхам Алиев, отметив  единство взглядов Ирана и Азербайджана в ряде вопросов, в том числе, по ситуации в Сирии.

Обсуждение такого рода знаковых вопросов глобальной политики, равно как и участие в донорской конференции по Сирии в Лондоне, является показателем растущего политического веса нашей страны, в основе которого лежит гибкая и взвешенная политика руководства Азербайджана.

«Все страны должны относиться друг к другу с уважением, не вмешиваться в дела друг друга. В таком случае и войны прекратятся, и противостояний станет меньше», - заявил Президент Алиев.

Как уже отмечалось, в рамках встречи президенты обсудили вопросы нефтегазового сотрудничества.

Для Азербайджана, который имеет достаточный опыт работы в этой сфере с иностранными партнерами, сотрудничество с ИРИ открывает новые возможности для вклада иранских инвестиций в нефтегазовые месторождения Азербайджана.

И в этом смысле весьма привлекательным для Азербайджана является совместная разработка нефтегазовых месторождений в Каспийском море.

«Каспийское море - наше общее богатство, оно и впредь должно быть морем сотрудничества, безопасности и мира», - сказал Президент Алиев, добавив, что работа в этой области не ограничивается лишь ирано-азербайджанским сотрудничеством, и что к этому проекту могут присоединиться и соседние страны.

По сути, заявление указывает на то, что Азербайджан открыт к сотрудничеству с теми странами, которые представляют для нас обоюдный интерес и взаимовыгодное партнерство. Так что, теперь вопрос в том, в какой мере сумеют региональные партнеры воспользоваться весьма выгодным предложением азербайджанской  стороны.

О том, насколько привлекательным может стать энергетическое сотрудничество между Баку и Тегераном по итогам встречи двух президентов, поделился своими мыслями с 1news.az глава Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан.

«Сотрудничество  между Ираном и Азербайджаном в нефтегазовой сфере  продолжается уже не одно десятилетие, - с тех пор как Иран подключился к участию  в проекте «Шахдениз» и стал владельцем 10 процентов долевого участия.

Фактически с 1996 года азербайджанские нефтяники по просьбе иранской стороны вели разведочные работы в иранском секторе Каспия на мелководье. В 1996-97 годах было пробурено всего три  скважины, однако результаты оказались неутешительными, так как у иранских берегов как таковых месторождений не оказалось», - сказал  эксперт.

Он напомнил, что Азербайджан поставляет Ирану нефтепродукты по причине низкого уровня нефтепереработки в ИРИ.

Эксперт привлек внимание и к важности начала строительства участков железной дороги Казвин-Решт и Астара (Иран)-Астара (Азербайджан) в рамках международного транспортного проекта Север-Юг, отметив, что строительство участка Астара (Иран)-Астара (Азербайджан) планируется завершить в текущем году, а участка Казвин-Решт - в 2017 году.

Как сказал И.Шабан, железная дорога Казвин-Решт-Астара является частью транспортного коридора Север-Юг, а объем  инвестиций в строительство составляет 400 миллионов долларов.

«Железная дорога Север-Юг, соединив  Северную Европу с Юго-Восточной Азией, может стать  связующим звеном для соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России. На  первом этапе по коридору Север-Юг планируется транспортировать шесть миллионов тонн грузов в год, а в дальнейшем - 15-20 миллионов тонн грузов»,- сказал эксперт.

По оценкам Ильхама Шабана,  в энергетической сфере интересы  Ирана сведены к расширенному участию в добыче и транспортировке энергоресурсов с тем, чтобы еще больше усилить свои позиции  на Каспии.

«Иран, который обладает вторыми по объемам запасами газа в мире, заявил о себе  на международном рынке только в 2007 году и появление мощного  игрока на мировом  рынке не может не повлиять на энергетическую карту континента. Иран составляет конкуренцию России как традиционному европейскому  поставщику газа. Но у них есть и общие интересы. К примеру, Москва и Тегеран  выступали против реализации Транскаспийского и Трансафганского трубопроводных проектов, так как обе энергетические державы заинтересованы в снижении влияния внешних сил в Каспийском регионе.

Иран, конечно, сильно заинтересован в освоении нефтегазовых месторождений Каспия. Но проблема в том, что  за этим интересом долгое время не было активных действий.

Отличие Ирана от иных  стран региона в том, что при любом исходе раздела недр моря он ничего не теряет из того, что имел бы до распада Советского Союза, так как никогда не вел самостоятельной добычи или активной разведки углеводородных ресурсов на Каспии.

Если для Азербайджана объемы доходов  от добычи нефти и газа на Каспии представляют интерес  в смысле развития государства, и точно так же это касается  других региональных игроков - Туркменистана, Казахстана, то благосостояние Ирана не зависит от собственной добычи энергоресурсов на Каспии.

То есть, если брать за основу  статистические данные зарубежных источников, то на долю каспийских запасов Ирана приходится менее 0,1процента, в то время как у его ближайших соседей - Азербайджана и Туркменистана этот показатель составляет свыше 80 процентов», - продолжил И.Шабан.

В то же время эксперт отметил, что  считает предложение Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR)  об участии стран в проекте Южного газового коридора (ЮГК) весьма своевременным.

«ЮГК является стратегически важным и одним из крупных проектов, и имеет огромное значение не только  для Европы и Азербайджана, но  и региона в целом. По своей значимости проект сопоставим с проектом разработки блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ), который считается  в нашей стране «Контрактом  века», - отметил он.

По мнению Шабана, Иран мог бы присоединиться к проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP).

«Иран производит около 700 млн кубометров газа в сутки и планируется, что в течение трех лет ежегодный рост добычи газа в стране достигнет 100 млн кубометров в сутки. В этом свете Иран может воспользоваться альтернативными способами  экспорта  газа в соседние страны. Поэтому переговоры  Тегерана с Баку по вопросу совместных поставок газа на мировые рынки сейчас более чем актуальны»,- сказал И.Шабан.

Эксперт не исключил, что в Тегеране  рассматривают экспорт газа в Европу по трубопроводам, добавив, что предложение азербайджанской стороны об использовании  инфраструктуры Южного газового коридора для поставок газа на мировые рынки представляет выгоду для иранской стороны.

Эксперт добавил, что иранская сторона выразила желание увеличить свою долю в проекте «Шахдениз-2», где компания NICO владеет 10-процентным долевым участием.

По словам Шабана, Ирану предстоит в постсанкционный период наращивать экспорт нефти после многих лет застоя, а потому Азербайджан,  имеющий солидный опыт в этом вопросе, может стать весьма привлекательным партнером.

Нагорный Карабах и новые предложения

Отметим, что в ходе визита особое внимание уделялось и вопросу урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В своем интервью Президент Ильхам Алиев напомнил о том, что в начале 1990-х годов в результате агрессии Армении против Азербайджана 20 процентов признанной на международном уровне территории нашей страны были оккупированы, наш народ подвергся этнической чистке, более миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев.

В то же время Президент Алиев высказал сожаление по поводу того, что мировое сообщество до сих пор не применило в отношении Армении какого бы то ни было реального механизма воздействия для достижения урегулирования проблемы в рамках норм и принципов международного права. В то же время глава государства подверг критике деятельность МГ ОБСЕ, назвав ее безрезультатной.

Об индексе полезности двусторонних отношений

Азербайджанский политолог Тофик Аббасов, комментируя 1news.az политическую составляющую повестки минувшей встречи президентов Азербайджана и Ирана, отметил, что подписанные 11  межправительственных соглашений будут регламентировать качественно новые экономические отношения между Азербайджаном  и Ираном на ближайшее время.

«Интерес в наших новых отношениях заключается в том, что Иран после выхода из-под режима санкций представляет большой интерес для сообщества в качестве дееспособного стратегического партнера.    

С другой стороны, как страна с большой ресурсной базой Иран может  сыграть значимую роль на международном энергетическом рынке, воздействуя  на геоэкономическую и геополитическую  ситуацию на большом пространстве Евразии.

Полагаю, что  визит Президента Ильхама Алиева  в Иран создал большой резерв для того, чтобы  развить индекс полезности азербайджано-иранских отношений. То, что мы являемся соседствующими субъектами, дает нам определенные преференции как минимум потому, что Европа далеко, а Иран - ближайший сосед по региону. В этом смысле, как мне кажется, участие наших стран в проекте Север-Юг дает и Ирану, и Азербайджану большую экономическую и политическую выгоду. И об этом было очень верно заявлено на уровне глав государств в рамках минувшего визита Ильхама  Алиева в Иран», - сказал политолог.

О готовности Ирана подключиться к переговорному процессу по урегулированию нагорно-карабахского конфликта стало известно  еще до визита азербайджанского Президента в ИРИ.

По мнению Тофика Аббасова, инициативу иранской стороны  в этом важном для Азербайджана вопросе можно однозначно приветствовать, хотя ее реализация кажется маловероятной. 

«С трудом представляю  Иран в качестве посредника в карабахском  процессе, в то время когда этим вопросом по мандату генерального секретаря ООН занимается Минская группа ОБСЕ. Чтобы Иран подключился в каком-то качестве к переговорному процессу,  необходимо согласие международного сообщества и конфликтующих сторон. Иран не может дублировать одновременно  функции Минской группы, учитывая, что эти три страны (Россия, Франция и США) должны дать на это  согласие. В свое время Иран имел безуспешный   опыт посредничества в этом вопросе, в результате чего разгорелся новый конфликт и как следствие мы потеряли 20 процентов территорий. В то время когда посредническая миссия исламского  государства полностью провалилась, очень многие обвинили в этом Иран, хотя лично я это считаю подобные заявления абсурдом.

Безусловно, необходимо учитывать горький опыт прошлого, но уже сегодня стоит заострить внимание на том, что нынешний Иран не тот, что был в те далекие  годы. Сегодня у Ирана есть определенные инструменты давления на Армению, и поэтому выход азербайджано-иранских отношений на качественно новый уровень - очень ценный показатель, которым азербайджанская дипломатия может воспользоваться.

Подводя итоги, особо отметим, что одним из важнейших документов, подписанных в ходе визита, можно считать и историческое  соглашение «О сотрудничестве между правительствами Азербайджана и Ирана в сфере продолжения строительства гидроузлов и гидростанций «Худаферин» и «Гыз Галасы» над рекой Араз, их эксплуатации, энергетики и использования водных ресурсов».

Документ подписали сопредседатели азербайджано-иранской межправительственной комиссии – министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев и министр связи и информационных технологий Ирана Махмуд Ваези.

В соглашении заявлены принципы уважения к суверенитету и территориальной целостности Азербайджанской Республики и Исламской Республики Иран, подчеркивается необходимость восстановления территориальной целостности Азербайджанской Республики в соответствии с резолюциями ООН, отражены одинаковые права обеих сторон на все водные и энергетические ресурсы вдоль гидроузлов «Худаферин» и «Гыз Галасы».

Одновременно в соглашении отражено завершение строительства гидроузлов и гидроэлектростанций, а также сохранение и использование Исламской Республикой Иран водных и энергетических ресурсов на гидроузлах и гидроэлектростанциях до восстановления территориальной целостности Азербайджана.

На основании соглашения азербайджанские специалисты будут участвовать в процессе контроля и эксплуатации строительных работ.

Все это является результатом успешной внешней политики Президента Ильхама Алиева, показателем высокого авторитета нашего государства на международной арене и свидетельством стремительно развивающихся в последние годы отношений с Исламской Республикой Иран, опирающихся на дружественные и добрососедские принципы, направленные на установление мира в регионе.

1news.az

Поделиться:
6514

Последние новости

Все новости

1news TV