Балет «Легенда о любви» вернулся в Большой театр – ФОТО
БАКУ, 27 окт – 1NEWS.AZ
На днях в Большом театре России состоялась грандиозная премьера балета «Легенда о любви» на музыку азербайджанского композитора Арифа Меликова. Она предстала не новой версией поставленного более полувека назад Юрием Григоровичем спектакля, а произведением, сохранившем аромат первозданности, в свое время ознаменовавшей рождение нового стиля в балетной классике.
Так случилось, что написанную по рекомендации своего учителя Кара Караева на либретто Назыма Хикмета партитуру балета Ариф Меликов сразу же предложил Ленинградскому театру оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский). Там благодаря таланту молодого хореографа Юрия Григоровича и художника Симона Вирсаладзе родился шедевр балетного театра ХХ века.
Спектакль, с которого имя Григоровича стало олицетворением восхождения нашего балета на мировой Олимп как мастера, восстановившего в правах чистый классический танец, утрачивавший было свои традиции в угоду драматизированным сценам из жизни так называемого человека труда. Тем более, что стилистику спектакля определила сценография художника Симона Вирсаладзе. Изысканная, не допускающая лишнего, концентрирующая в себе основную идею и в то же время не самодовлеющая, она открывает свободу движению в абсолютно восточном колорите, определившем и многие детали балетного языка. Даже в том, что касается терпкого аромата сольных и дуэтных партий и рисунка массовых сцен, но более всего – колоритных хореографических характеристик главных действующих лиц.
В том же 1961 году Ю.Григорович лично перенес свою постановку на бакинскую сцену, где в роли Ширин буквально блистала народная артистка СССР Лейла Векилова, а Мехмене бану ярко, эмоционально воплощала народная артистка Азербайджана Тамила Ширалиева. Свое слово сказали ее партнер - народный артист Максуд Мамедов и другие солисты Азербайджанского государственного театра оперы и балета.
В Большой театр «Легенда о любви» пришла несколько позже, но несколько видоизменяясь, надолго сохранялась в репертуаре и стала его украшением.
Теперь вот новая версия. Не дополненная и не измененная. Но все же другая. Правда, давно ставшие легендой декорации Симона Вирсаладзе практически не изменились: раскрытый Коран, строгие завораживающие линии, сдержанные цвета вместо привычного театрального пышного и сладкого Востока. По эскизам художника их заново воссоздали в мастерских Большого. А что касается атмосферы, той, что определяли корифеи 60-70-х, после реконструкции театра, с приходом новых балерин и танцовщиков она, конечно, изменилась…
…Как рассказывали после помпезной, горячо встреченной зрителями премьеры ее участники Светлана Захарова (Мехмене бану), Денис Родькин (Ферхад), Анна Никулина (Ширин), танцевать в спектакле с такой неординарной стилистикой весьма престижно, но и очень трудно. Ведь здесь нужен не только отточенный танец, но и умение зримо передать в зал сложнейшие эмоции, наполняющие эту восточную легенду глубоким философским смыслом.
Галина МИКЕЛАДЗЕ