Рамиз Мехтиев. Азербайджанская идея в XXI веке в контексте нации креативных людей - ЧАСТЬ III
Предлагаем вниманию читателей третью часть из главы готовящейся к печати книги академика Рамиза Мехтиева.
Данная статья опубликована в газете «Бакинский рабочий» от 20 июня текущего года.
Для ознакомления с первыми двумя частями этой главы можно пройти по ссылкам:
Креативный класс – движущая сила общества
«Поскольку экономика является базой креативного класса, данный феномен можно выделить как экономический класс. Экономическая функция этого класса поддерживает и определяет социальные и культурные решения креативных профессионалов, равно как и их образ жизни. Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности.
Как следствие, актуальные социальные, экономические и политические вызовы развитию страны и государства рекрутируют толковых и амбициозных граждан из разных слоев и социальных групп населения – создают так называемые «социальные лифты», обеспечивающие обновление интеллектуальных и прочих элит.
Автором идеи креативного класса стал американский социолог – профессор Ричард Флорида, напрямую связавший развитие креативного класса с инновационной экономикой. Он определяет понятие класса как «совокупность людей, обладающих общими интересами и склонных думать, чувствовать и вести себя сходно, однако эти черты сходства в корне определяются экономической функцией – тем видом работы, который обеспечивает им средства к существованию. Остальные особенности имеют вторичный характер». (Ричард Флорида. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее. М., Изд. Дом. «Классика - XXI», 2011, стр. 23).
Отличительная особенность креативного класса заключается в том, что его представители заняты работой, главная функция которой – «создание значимых новых форм». В представлении Ричарда Флориды креативный класс делится на две составляющие. Ядро креативного класса – это люди, «занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий, нового креативного содержания»… «Суперкреативное ядро нового класса включает ученых и инженеров, университетских профессоров, поэтов и писателей, художников и актеров, дизайнеров и архитекторов, равно как интеллектуальную элиту современного общества: публицистов, редакторов, крупных деятелей культуры, экспертов аналитических центров, обозревателей и других людей, чьи взгляды формируют общественное мнение. Кем бы они ни были по профессии – программистами, инженерами, архитекторами или кинорежиссерами, – творческий процесс поглощает их целиком».
Кроме ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих «в целом ряде отраслей, основанных на знании, таких как сектор высоких технологий, финансы, право и здравоохранение, а также управление бизнесом. Эти люди участвуют в творческом решении проблем, используя комплексные знания при подходе к специфическим проблемам. Как правило, это подразумевает высокий уровень образования, а тем самым и человеческого капитала». (Ричард Флорида. Там же, стр. 23, 86).
В данном контексте уместно также особо отметить роль государства в повышении уровня образования членов общества в целом. Государственная политика должна быть направлена на создание условий, при которых высшими учебными заведениями будут обеспечиваться производство высокого уровня знаний и постоянная научно-исследовательская деятельность.
Фраза «креативный класс» сегодня стала мантрой в устах очень многих политиков как на Западе, так и на Востоке. Ведущие эксперты Азии и Европы видят в данном явлении будущее всего человечества и опору инновационного развития.
Понятие «креативный» указывает на то, что «общим признаком людей, попадающих под эту категорию, является именно творческая, креативная, а не исполнительская рутинная деятельность». Как понятие, «креативный класс обретает строгость, лишается характера «блуждающей метафоры», если мы выделим его основной признак, каковым, на наш взгляд, является творческая самомотивация, которая в качестве субъективной социальной структуры влияет на жизненные стратегии, на отношение к базисным позициям, определяет жизненный выбор и оценку жизненных шансов».
Важной характеристикой креативного класса является его связь с «инновационными сферами экономики и общественной жизни… Креативный класс потому и является классом, что, в отличие от традиционных групп и слоев, нацеленных на преобразование, открыт для представителей различных профессий, возрастов, вероисповедания». (Волков Ю. Креативный класс в российском обществе: тенденции и перспективы гуманистической идеологии. Жур. «Власть», 2012, № 1, стр. 62, 63).
Из этого тезиса доктора философских наук, профессора Ю.Г.Волкова можно сделать вывод о том, что чем больше в составе нации будет креативных людей, чем раньше креативный класс станет движущей силой общества, тем успешнее будут решаться проблемы консолидации нации и создания инновационной экономики, являющейся базой для выхода Азербайджана на уровень развитых государств современности – цель, которая выдвинута Президентом Ильхамом Алиевым. Наличие креативного класса – это важное условие создания общества XXI века, где все его субъекты находятся в гармоничной взаимосвязи и взаимозависимости.
Как отмечает директор российского Центра восточноевропейских исследований Андрей Николаевич Окара, «нередко представителей креативного класса определяют как «модернизационный класс», «инновационный класс», «поколение модернизации» и т.п. Но определение «креативный класс», по нашему мнению, наиболее точно указывает на интегрирующие признаки его представителей – креативно-творческую деятельность и креативно-творческое отношение к жизни». (См. Окара А.Н. Новая идея для новой России: от «милитократии» и «петрократии» к креатории. «Научный эксперт». Научно-электронный журнал. Вып. 1-2, 2010, стр.30).
То, что мир вступает в эпоху всепроникающей креативности, креативных преобразований, связанных с рождением креативной экономики, в научной среде не оспаривается, а признается как фактор развития.
Креативность начала проявлять себя в качестве определяющей черты экономической жизни, источника новых технологий, новых индустрий, нового преуспевания и многих других экономических выгод.
Творческие ресурсы генерируют новую, исключительно ценную добавленную стоимость и становятся важнейшим фактором экономического роста и социального развития. Как следствие, создание креативной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В научной литературе креативная экономика рассматривается как экономика творческого сектора.
Она опирается на высокий удельный вес креативного класса, который считается основным двигателем инноваций и новых подходов как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в области производства, предпринимательства, искусства, культуры, дизайна и т.д., поскольку позволяет решать экономические и социальные задачи, привлекать гуманитарные и творческие ресурсы.
Мы это наблюдаем на примере промышленно развитых стран, которые переходят к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями. Основным экономическим ресурсом является уже не капитал, не природные ресурсы и не труд.
Им стало знание. Все же главной движущей силой является креативность, т.е. создание на базе знания практических новых форм. Таким образом, знание и информация – это и оружие, и рабочий материал креативности. А ее продуктом выступает «инновация», будь то в форме нового технологического изобретения или новой модели, или нового метода ведения бизнеса.
Необходимо отметить, что первым, кто в начале XXI века в своих работах затронул тему креативной экономики, наряду с Ричардом Флоридой, был также американский социолог Джон Хоукинс. Оба исследователя обратили внимание на вклад в развитие экономики конкретных личностей – ученых, талантливых людей, обладающих творческим мышлением, а также способностью генерировать оригинальные, нетрадиционные идеи.
По мнению Р.Флориды и Дж.Хоукинса, подобные индивиды и создают самую высокую добавленную стоимость в развитых экономиках. Отметив данный факт, Р.Флорида считает, что современная экономика по существу является креативной экономикой.
Он обосновывает свою мысль на примере некоторых параметров поразительного роста креативной экономики США. «Я, безусловно, согласен с теми, кто говорит, что развитие страны переходит к типу экономики, основанной на информации и управляемой знаниями». (Р. Флорида, Там же, стр. 59).
Как видно из вышесказанного, человеческому капиталу отводится решающая роль, ибо экономический рост зависит от талантливых людей, образующих творческий класс.
Р.Флорида обращает внимание на то обстоятельство, что число творчески мыслящих личностей и, разумеется, потребность в них увеличиваются пропорционально росту капиталовложений в научные исследования. Инвестиции в человеческий капитал играют важнейшую роль в обеспечении динамически устойчивого развития экономики.
В свою очередь, развитие креативной экономики связано с ростом числа творчески мыслящих работников в составе нации и увеличением количества фирм в креативных индустриях.
Как следствие, повышение качества человеческого капитала способствует не только повышению доходов граждан, но и росту производительности труда, развитию инновационной деятельности.
В США и странах «Золотого миллиарда» уровень доходов представителей творческого класса и компаний, входящих в креативный сектор, значительно превышает средний общенациональный уровень. Поддержка развития инновационно-креативного сектора является одним из важнейших шагов в области повышения конкурентоспособности экономики.
Безграничные способности человека к творческому мышлению открывают поразительные возможности для развития общества. Креативная экономика базируется на потенциале неограниченного источника, которым является интеллектуальный капитал. Интеллектуально-креативные возможности человека являются неисчерпаемым ресурсом, который оказывает растущее влияние на экономический процесс. Экономики, основанные на интеллектуальном капитале, будут развиваться быстрее, и темпы их будущего роста и развития пока невозможно представить.
Важно отметить, что поучительный опыт накоплен и в Израиле, где в результате осуществления умной экономической политики и создания инновационной экономики страна пришла к своему нынешнему состоянию – пятидесятикратному росту экономики за 60 лет.
Макроэкономическая политика государства, основанная на инновациях, сыграла основную роль в ускорении развития страны, затем в его (государства) решительном развороте и, наконец, в новом, еще более высокими темпами росте».