Рамиз Мехтиев. Азербайджанская идея в XXI веке в контексте нации креативных людей - ЧАСТЬ IV
Предлагаем вниманию читателей четвертую часть из главы готовящейся к печати книги академика Рамиза Мехтиева.
Данная статья опубликована в газете «Бакинский рабочий» от 20 июня текущего года.
Для ознакомления с первыми тремя частями этой главы можно пройти по ссылкам:
Формирование национальной креативной элиты
Таким образом, суть новой парадигмы состоит в том, что креативность становится наиболее значимым фактором, влияющим на производство продукции в экономически развитых странах, поскольку она способна реализовать замыслы в процессе труда и создания капитала.
И хотя креативность нематериальна, она благодаря новым оригинальным идеям без особых дополнительных затрат труда и капитала позволяет повысить уровень производства. Эта способность человека имеет неограниченные ресурсы.
Сама креативность не является бесценным источником или исходным элементом производственного процесса. Она означает лишь то, что число замыслов и идей, опирающихся на платформу современной технологической зрелости и базу накопленных обществом знаний, неограниченно. От креативных людей требуется наличие способности к творческому мышлению, генерации новых идей и оригинальных решений, освоению новых технологий.
Поэтому одним из основных требований инновационной экономики к рабочей силе является высокий уровень профессиональной подготовки, который играет важную роль в формировании креативной экономики.
Существенным условием, способствующим повышению доли креативного сектора, является наличие творческого пространства, его открытость, позволяющая творческим личностям воспроизводить новые идеи.
Креативная экономика требует высокого уровня образования. И совсем не случайно 45 процентов израильтян имеют университетское образование, что является одним из наиболее высоких показателей в мире. А на Тайване более 30 процентов выпускников школ становятся студентами университетских колледжей.
Практикой промышленно развитых стран установлено, что создание крупных коммерческих структур необходимо для того, чтобы обеспечить максимально эффективный взаимообмен знаниями, оригинальными идеями, которые можно было бы преобразовать, расширить и превратить в предмет коммерции. Но и малые и средние фирмы с высоким потенциалом роста, для которых взаимное сотрудничество и взаимообмен являются важнейшим фактором успеха, составляют значимую часть креативного сектора экономики.
Кстати, большие и малые фирмы играют свою особую роль в том, что исследователи называют «разделением инновационного труда». Инновации состоят в том, чтобы находить идеи. В XXI веке лидировать будет та страна, которая осуществляет инновации и более эффективно поддерживает производство новых идей в частном секторе.
Вместе с тем, не следует поддаваться искушению, что креативную элиту можно выделять и создавать искусственным путем или административными мерами. Принадлежность к ней не определяется социальным статусом, материальным положением или же уровнем образования. Хотя высшее образование и важный фактор, но не все люди с высшим образованием являются креативными.
Креативная личность – это, скорее всего, особый социально-психологический тип. В значительной части – это пассионарные люди с устоявшимся характером, сильной волей, ясной, активной позицией в жизни.
А.Н.Окара считает, что представители модернизаторской элиты – это люди с творческой идентичностью.
Им свойственно нестандартное мышление, они обладают способностью к принятию эффективных решений в условиях неопределенности, им присуще творческое озарение. Именно эта часть населения в современную эпоху может стать основой развития и благосостояния общества.
Естественной потребностью креативного класса является стремление к саморазвитию.
Имея большой социальный вес, в случае совпадения общих интересов с властью, он может стать реальным субъектом модернизации, эффективного развития общества. (См. Окара А.Н. Новая идея для новой России: от «милитократии» и «петрократии» к креатории. Стр. 30).
Обязательным условием инновационной модернизации является отказ от прежних, не отвечающих новому состоянию общества идеологических и теоретических представлений. Важно комплексное, целенаправленное воздействие на экономическую систему, предполагающее коренное обновление ее элементов за счет генерации или трансфера инноваций.
Применение новых идейно-политических воззрений и конструкций влечет за собой социальные сдвиги и важные изменения в политической системе, а также участие широких слоев населения в общественно-политической жизни страны. В 30-е годы прошлого столетия для реализации «Нового курса» Ф.Д.Рузвельта, который в итоге вывел США на лидирующие позиции в мире, в идеологической сфере пришлось выйти за рамки господствовавшей тогда классической либеральной идеологии. На новой идеологической основе была сформирована широкая политическая коалиция, в которую входила часть финансовой элиты, представителей крупного, малого и среднего бизнеса, фермеров и других групп населения.
Необходимо отметить, что сущностная черта креативных людей – это внутренняя потребность быть полезным в деле социального развития. Им нужна лишь поддержка со стороны государства – создание условий для реализации своих идей и способностей. Существует разное мнение относительно того, при каких общественно-политических условиях возможна реализация креативной, инновационной модернизации. Как бы это ни было парадоксальным, но наличие демократии не является обязательным условием, хотя демократия ускоряет этот процесс.
Мировой опыт подсказывает, что основательная модернизация происходила и при отсутствии политической свободы. Наглядным примером могут служить Китай, Южная Корея, Япония, Чили при Пиночете и т.д. Правда, существует и другая точка зрения: при авторитаризме невозможна инновационная модернизация, ибо это будет догоняющей модернизацией.
С подобным суждением трудно согласиться, пример Сингапура полностью опровергает это мнение. Сингапур достиг экономического роста, совершил модернизационный скачок и осуществил ряд беспрецедентных реформ в области науки, образования и здравоохранения исключительно с опорой на сильную власть при отсутствии даже намека на гражданское общество.
Благодаря проводимой им политике радикальной модернизации было создано общество, опирающееся на «азиатские» и «малазийские» ценности. Малайзия была превращена в высокотехнологическое государство.
В книге воспоминаний «Сингапурская история» отец современного Сингапура Ли Куан Ю, зачастую конкурирующий с Махатхиром Мохамадом, отдает должное его уму и качествам политического лидера: «Он обладает решительностью и политической поддержкой, позволявшей ему преодолевать предрассудки масс, когда того требовали интересы страны.
Махатхир тащил малайцев от мракобесия к науке и технологии… дал образование молодым малайцам, дал им видение будущего, основанное на науке и технологии, особенно использовании компьютеров и Интернета, символом которого стал «мультимедийный суперкоридор». Большинство малайцев, и все китайцы и индусы Малайзии хотят именно такого будущего, а не возврата к исламскому экстремизму».
Словом, единого пути к инновационной модернизации нет. Если на Западе интересы нации охраняет гражданское общество и воспитанная ею ответственная власть, то на Востоке существуют примеры экономического роста в условиях полного отсутствия свободных выборов, многопартийности, парламентаризма и гражданского общества. Подобный альтернативный опыт также имеет право на применение.
Пример Сингапура и Малайзии доказывает, что мнение о том, что якобы модернизация не должна быть привязана к базовым национальным достижениям и ценностям и что непродуктивно решать задачи модернизации, опираясь на национальные кадры, является глубоким заблуждением.
Главное достояние любого государства – это человеческий капитал. Именно поэтому модернизация должна опираться на национальные кадры специалистов, на национально ориентированный креативный класс.
Азербайджанская действительность демонстрирует, что данный фактор в развитии нации является богатством, не приумножать которое было бы непростительной ошибкой перед будущими поколениями.
Смысл нового этапа в развитии Азербайджана, который берет свое начало, как я уже отмечал выше, с 2003 года, состоит в том, что правительство приступило к реализации государственной программы, направленной на всеобщую модернизацию страны.
Президент Ильхам Алиев и его команда, изучив опыт некоторых азиатских государств, установили для себя, что для решения больших, амбициозных задач необходимо искать нестандартные решения, что модернизацию надо осуществлять на основе новейших достижений науки, новых технологий и новых методов управления. Нужна инновационная, «креативная» модернизация, основанная на творческих разработках в экономике, политике, науке и образовании, социальной сфере, культуре, и внедрение этих инновационных разработок в реальную общественную практику. Не осознав задачи, соответствующей требованиям времени, государство может загнать себя на задворки истории. Инновационная модернизация по своей типологии ближе к эволюционному пути развития, что полностью отвечает духу стратегии развития Азербайджана.
Опираясь на накопленный за последние годы опыт, Президент Ильхам Алиев отмечает: «Мы знаем направления развития в мире. Мы знаем, каким путем будет развиваться мировая экономика, эти сферы являются приоритетными и для нас. Информационно-коммуникационные технологии, современные технологии, новшества, основанные на человеческом интеллекте! Эти факторы будут определять будущее мира». (См. газ. «Бакинский рабочий», 16 марта 2012 г.). Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа Азербайджана.
Руководство Азербайджана поставило перед собой задачу превратить страну в более благополучное место для жизни граждан уже к 2021 году – 30-й годовщине восстановления независимости. Для того чтобы, как отмечает Ильхам Алиев, «наша страна стала еще лучше, чтобы люди жили еще лучше, чтобы слава Азербайджана приумножалась». Однако для этого требуется, чтобы каждый член общества осуществил небольшие усовершенствования в области своей деятельности.
Если не будет преемственности, то … тенденции развития могут быть нарушены, прерваны». (См. там же).
У Азербайджана имеются все возможности стать страной с одной из наиболее динамичных предпринимательских экономик. Тем более, что азербайджанцам свойственны предпринимательские качества. Однако надо усовершенствовать их, специализироваться на быстро растущем предпринимательстве, развивать его дальше.
Быстро растущее предпринимательство имеет большие преимущества и отличается тем, что использует талантливых специалистов по маркетингу, чтобы коммерциализировать радикально новые идеи. И крайне важная задача – понять, откуда приходит предпринимательская энергия, куда она направляется, каким образом ее следует поддерживать.
Исходя из этого, единственный способ удержаться на плаву и добиться поставленной цели – это научиться использовать инструменты инновации и запустить полностью новые, основанные на знаниях отрасли в энергетике, биотехнологиях и в других секторах производства, функционирующих на научной основе.
Устойчивое всеобщее развитие, которое характеризует Азербайджан в новом столетии, свидетельствует о том, что правительство ответственно подходит к вопросу о будущей судьбе страны.
Главный смысл проводимой правительством политики – это достижение в ближайшие годы уровня развитых стран, что я уже отмечал выше.
В основу этой стратегической задачи и заложена инновативная модернизация, которая должна привести к радикальному обновлению жизни общества. Однако надо определиться с теми, кто будет ее реализовывать.
В условиях Азербайджана субъектами инновационной модернизации может стать, наряду с модернизаторской элитой или креативным классом, также средний класс, включающий специалистов, преподавателей, инженеров, ученых, врачей, некоторых представителей малого и среднего бизнеса, фермеров, заинтересованных в использовании новых, более производительных технологий.
В ряды субъектов инновационной модернизации в дальнейшем могут вступить и те представители гражданского общества, основой деятельности которых будет внедрение в жизнь новых социальных инноваций.
Приняв во внимание вышесказанное, можно заключить, что креативная часть всех этих социальных групп и гражданских объединений – современно мыслящие, образованные граждане, интеллектуалы, как мне представляется, и должны составлять основу креативного класса в Азербайджане.
Именно они и возьмут на себя ведущую роль в реализации цели «национального скачка». Этот класс – наша главная движущая сила, инструмент развития будущего Азербайджана.