Режиссер Рауф Халилов: «Мне предложили снять фильм о проблемах с криминалом в Лос-Анджелесе»
БАКУ, 10 авг – 1NEWS.AZ
Одним из самых перспективных азербайджанских режиссеров в своем недавнем информационном выпуске назвала Рауфа Халилова телерадиокомпания «Мир».
Действительно, он пожалуй единственный из азербайджанских режиссеров, кто сумел своими киноработами преодолеть, «перепрыгнуть» через высокий барьер Венецианского, Нью-Йоркского, а совсем недавно и 64-го Каннского фестивалей.
А на днях был организован творческий вечер и просмотр нескольких короткометражных лент Рауфа Халилова. Мы попросили режиссера рассказать об основной идее концепции его фильмов для тех, кто не смог побывать на этом просмотре, а также ответить на вопросы нашей газеты.
- Рауф, расскажите, пожалуйста, в нескольких словах о ваших фильмах.
- Фильм «Stability» («Стабильность») – это фильм-размышление о тех путях, политических моделях, по которым идет развитие общества, человечества в целом. О качестве жизни людей в двух системах – социалистической и капиталистической. Свои мысли об этом и некие выводы я попытался в какой-то степени отразить в диалоге героев фильма – двух друзей с полярными убеждениями. Один из них, придерживающийся левых взглядов, ратует за социалистический путь развития, другой – за капиталистический и у них возникает спор. И вдруг тому, кто был за капитализм звонят - это происходит в последнем, завершающем кадре - и говорят: «Вы уволены». Словом ни один из участников спора не побеждает. Что касается меня, то я скептически отношусь к идеям левого уклона, также отношусь и к противоположным. Звонок моему герою в иносказательной форме говорит о том, что и капиталистическое общество отнюдь не идеально. Мы, люди, все строим на противопоставлении – либо-либо, черное или белое, но кроме радикальных идей и путей, есть ведь и иные.
Нельзя в жизни видеть только черный или белый цвета, в мире существует богатая гамма красок.
Я бывал в разных странах, наблюдал тамошнюю жизнь, общался с людьми и знаю, что идеальных обществ не бывает, а навешивание ярлыков – это общий недостаток современного мира. Именно жизненные наблюдения заставили меня взяться за создание этого фильма, где я языком кино высказываю свою точку зрения и четко заявляю свою позицию – неправы оба героя и надо искать иные модели, пути эволюционного, а не революционного развития.
- Почти такой же вопрос мне задают многие журналисты. На него сложно ответить, но если уж откровенно и совсем честно, то меня всегда увлекала наука, особенно астрономия и физика, они – мое нутро, а не те творческие позиции, на которых я нахожусь. Что касается кино или музыки то, я не вижу эти виды искусства раздельными.
- Это интересно. А чем вас привлекает астрономия? И почему вы изначально не пошли в науку?
- У меня с детства был живой интерес к астрономии, поначалу я проявлял чисто детское любопытство, меня поражали масштабы, само понятие «масштаб» - от микро до макрокосмоса. Почему, откуда, зачем – это обычные для всех людей вопросы.
- И все же у каждого своя «конкретика». Вас удивляли бездонность неба и отдаленность звезд?
- Удивляли не просто, как приятная картина. В первую очередь, расстояние до них. Я постоянно думал об этом, пытался понять, в моем сознании не укладывается масштаб расстояния, которое практически невозможно преодолеть. Это нечто великое, неподвластное человеческому разуму. Вообще все ученые в один голос говорят одно: «Космос нам этого не простит», говорят, что мы не понимаем, не осознаем, в каком жутком состоянии находимся и что в космосе много опасностей и поэтому космос нужно изучать более активно. Ведь все эти участки в космосе – черные дыры, квазары, проблемы взрывов звезд, их последствия, они действительно существуют.
Мы придаем себе слишком много значения техническому прогрессу, преувеличиваем и свою значимость. Мы – часть природы, о которой мы до сих пор мало знаем. Ведь сколько прошло политических, революционных изменений за последние 2-3 века в восточной и в западной истории, что творилось там, я уже не говорю про Советский Союз. Политических страстей произошло чересчур много за короткий период времени, если соизмерять с космическими масштабами. Я не хочу принизить значимость того пути, который человечество прошло в своем развитии, в частности, в области связи, коммуникаций, но также надо понимать, что история нас ничему не учит, ну, и наконец, мы все так же беззащитны перед природой
- Я прошу прощения, это в большом космосе, а в микрокосмосе человеческого сознания тоже есть свои «черные дыры»...
- Все это взаимосвязано, неотделимо друг от друга. Мне кажется, что все же, действительно, человечество очень много времени тратит на, как бы вам сказать, некие мнимые ценности, а не на решение реальных проблем.
- Честно говоря, вначале, это с 2002 года, мои фильмы носили характер экспериментального кино. Меня тогда интересовали больше психология человека, его внутреннее состояние. Например, в фильме «Одна минута и 4 секунды» я попытался показать, что чувствует человек, лежащий на операционном столе и знающий, что через одну минуту и 4 секунды умрет, и то, как он это осознает в то время, как врачи безрезультатно пытаются его спасти. Меня это интересовало раньше, а сейчас меня больше интересуют политические процессы на Западе. Причем политические и социальные проблемы не нашего общества, а всего мира. Я как бы хочу понять суть этих процессов, куда держат курс Европа и Америка.
- Но все-таки у вас есть потребность поделиться какой-то своей мыслью, идеей посредством своих киноработ?
- Я к этому отношусь как-то более спокойно. Я ничего не идеализирую, в том числе и искусство, все методы, инструментарий, потому что…
Мне понравилась одна фраза Кончаловского. Он сказал, что когда-то были такие великие мастера, как Феллини, и мы жили этим временем, но, сказал он, поверьте, что время стирает все. Шедевры классики не потому воспринимаются нами как шедевры, а потому, что мы постоянно приходим к тому, что нам нужно, в чем испытываем потребность. Ничего не является гениальным, все просто усложняется, но цикл один и тот же, то есть в целом ничто не меняется.
- Мне немного сложно осознать сказанное вами, что-то я воспринимаю по-другому. Я бы хотела узнать, какие еще ваши фильмы были показаны на презентации?
- «Одна минута и 4 секунды», о котором я уже говорил. «The chairs» («Стулья») – фильм про Вторую мировую войну. У меня стул, его образ ассоциируется с политическими лидерами, особенно той эпохи. Вообще стул - это символ власти, у меня, по крайней мере, он вызывает именно такие ассоциации, например, трон – это полное олицетворение власти. Вначале это тяжелые, прочные, массивные стулья, олицетворяющие соответствующих этим характеристикам лидеров стран эпохи Второй мировой войны, затем появляются стулья другой конфигурации, более мелкие, в стиле модерн так же, как появляются новые лидеры, новые политические игроки, поскольку меняется время и его потребности. Все как бы меняется, но суть остается той же, так же как от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
- В том-то и дело, что суть - абсолютно не во власти, задача данного фильма показать, что суть в самом обществе, а не в полной мере от лидера которого мы делегируем во власть. Я вообще всю ответственность возлагаю именно на социум. Выйти на улицу Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, пройтись по Санта Монике и не плюнуть на пол - в этом проявляется внутренняя культура человека, выйти у нас в Баку на бульвар и не бросить окурок сигареты на пол или не материться по дороге – это тоже проявление внутренней культуры, то есть в каждом обществе есть свои и высококультурные, и невоспитанные люди. Ответственность любого гражданина не уменьшается независимо от того, какой лидер – плохой или хороший – пришел к власти. Это и называется гражданской ответственностью.
- Я узнала, что вам предложили снять полнометражный фильм в Лос-Анджелесе, что это за предложение, с чем оно связано?
- Мне предложили снять фильм о проблемах с криминалом в Лос-Анджелесе. Было время, когда монтаж фильма прервался из-за отсутствия финансов, но недавно работа вновь возобновилась.
- Вы планируете какие-то новые проекты?
- Намечаю презентацию нескольких проектов, которые будут завершены к концу этого года и проектов на 2013 год. На данный момент завершается монтаж фильма «Идеальный мир», на конец 2012-го планируется выход этого фильма, и скоро должен выйти клип на музыкальную композицию «Allinone» также планирую выпуск альбома в стилях Ambient и Dubstep.
Интервью вела Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА