Десислава Русанова: «Сегодня Нагорно-Карабахский процесс находится на очень важном этапе»
Интервью 1news.az с менеджером проектов программы по Евразии International Alert Десиславой Русановой
- Как вы оцениваете последние события по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта?
- Я не читала последних азербайджанских заявлений после Афинской встречи, а читала только декларацию, которую господин Лавров прочитал в конце встречи. Думаю, что сегодня Нагорно-Карабахский процесс находится на очень важном этапе. Это очень, ключевой этап. Декларация, которую прочитал С.Лавров, это индикатор, который дает нам надежду, что этот процесс в следующие несколько месяцев может привести к позитивным тенденциям. Афинская встреча не принесла какого-то конкретного результата, хотя от встречи этого и не ожидалось. Есть декларация, которая дает нам надежду, что процесс будет продолжаться и, может, скоро будут какие-то продвижения. Достижение прогресса в следующие месяцы будет важным для региона.
- Азербайджан требует возвращения оккупированных земель. В случае, если армяне не согласятся вернуть оккупированные земли, возможно ли начало боевых действий в регионе?
- Я надеюсь, что Армения пойдет на какой-то конструктивный шаг в этом направлении. Потому что все учитывают, что ситуация в регионе непростая и идет эскалация настроений. Так что, я надеюсь, что не дойдет до того, что Азербайджан будет думать, начинать войну или нет. Обе стороны знают, что война не в их интересах и не в интересах международного сообщества, Евросоюза, России и Турции. Я все-таки надеюсь, что войны не будет.
- Международное сообщество требует открытия границы между Турцией и Арменией, а почему то же международное сообщество не требует, чтобы Армения вернула оккупированные земли? Можно ли сказать что это двойные стандарты?
- Нельзя сказать, что это двойные стандарты, просто это два сложных процесса и у них разные виды сложности. Международное сообщество в последние годы также требует, чтобы обе стороны пошли на конструктивные шаги в деле урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Так что они делают равное количество усилий, чтобы продвигать оба процесса вперед. У каждого процесса есть своя динамика. Но я не думаю, что международное сообщество преувеличивает значение одного процесса над другим.
- На днях канал Euronews показал фильм о Нагорном Карабахе. Как вы расцениваете тот факт, что в этом фильме не было предоставлено возможности высказаться азербайджанской стороне?
- Я не видела этот фильм, но читала об этом в азербайджанских СМИ. Может быть, это было сделано тенденциозно. Иногда журналистская практика в Европе тоже находится не на особенно высоком уровне. Мне сложно судить потому, что я не видела этот фильм. Вам лучше обратиться на сам канал. Может, там дадут ответ на ваш вопрос. Есть официальные пути. Есть журналистские пути. В любом случае, почему так получилось, и какая была цель, думаю, каналу нужно ответить на этот вопрос.
- Просто в Азербайджане считают, что если показывают такие фильмы и поднимают христианский вопрос, значит, на Западе делают акцент именно на религиозном факторе Карабахского конфликта?
- Я с этим не согласна, что в Европе делают акцент на религию. Я не думаю, что здесь имеет значение религия. Конечно, есть разные люди, у которых существуют различные точки зрения. Но если существует какое-то мнение в Европе, что это религиозный конфликт, и если кто-то делает акцент на религии, то это какие-то маргинальные группы. Потому что в Европе в общественном мнении и на политическом уровне религиозного фактора в отношении Карабахского конфликта не существует. Религиозный фактор этого конфликта никогда не считался даже по истечении 15 лет и даже после теракта 11 сентября 2001 года.
- Когда пройдет новый азербайджано-армянский форум и когда вы собираетесь посетить Азербайджан?
- Я приеду в Азербайджан в январе. По поводу нового армяно-азербайджанского форума пока не знаю. В январе мы обсудим этот вопрос.
Э.Рустамов
4507