Виталий Третьяков: «Начало распада ЕС, а я это предвижу - на рубеже 2017 года, резко ускорит процессы постсоветской реинтеграции» | 1news.az | Новости
Интервью

Виталий Третьяков: «Начало распада ЕС, а я это предвижу - на рубеже 2017 года, резко ускорит процессы постсоветской реинтеграции»

09:16 - 15 / 05 / 2012
Виталий Третьяков: «Начало распада ЕС, а я это предвижу - на рубеже 2017 года, резко ускорит процессы постсоветской реинтеграции»

Интервью 1news.az  с известным российским  журналистом и политологом, деканом Высшей школы телевидения МГУ Виталием  Третьяковым.

- Каких, на ваш взгляд, приоритетов будет придерживаться президент России Владимир Путин во внешней политике?

- Выстраивать и укреплять Евразийский союз. Маневрировать в треугольнике США, Китай, Евросоюз (с последним - в меньшей степени, так как ЕС единой внешней политики никогда не имел и иметь не будет). Максимально укреплять взаимосвязи с отдельными странами Евросоюза, особенно с Германией. Обеспечить стабильность на Кавказе - в связи с Олимпиадой в Сочи. С Украиной - максимально прагматическая политика, без всякой романтики. При этом стараться проводить максимально независимую, хотя бы по внешним проявлениям, внешнюю политику.

- Насколько жизнеспособной является идея о создании Евразийского сообщества?

- Во-первых, это идея Назарбаева, высказанная еще, если не ошибаюсь, в 1994 году. Соответствующий проект Назарбаева я опубликовал тогда в "Независимой газете". Во-вторых, это уже не идея, а план, причем начавшийся осуществляться. Собственно Путин и взял идею Назарбаева себе на вооружение только тогда, когда почувствовал, что это можно сделать. Путин будет действовать в этом направлении очень целеустремленно, но и очень осторожно. Не торопясь. Но временной рубеж очевиден - необходимо к 2018 году из "сообщества" сделать "союз". Идея объективно работающая и даже самовоспроизводящаяся. Процессы интеграции резко ускорятся, если политический и экономический кризис внутри ЕС будет нарастать. А это - скорее всего будет иметь место. Кроме того, начало распада ЕС, а я это предвижу - на рубеже 2017 года, резко ускорит процессы постсоветской реинтеграции.

- Многие на Западе считают, что созданием Евразийского сообщества Россия пытается реанимировать СССР. Вы с этим согласны?

- Не СССР, а Российский (восточноевропейский) союз, который существовал в виде Российской империи, потом СССР, а ныне - аморфного СНГ. Воссоздание Российского союза (скорее конфедеративного типа) есть историческая неизбежность. По многим причинам, но в частности и потому, что в этом заинтересована не только Россия, но и многие другие страны, которые без покровительства России (союза с ней) просто попадут под контроль других региональных и мировых сверхдержав. Независимых стран в современном мире очень мало: Китай, США, отчасти (но под военным и политическим контролем Вашингтона) Евросоюз, Индия, Россия (не по всем показателям). Вот собственно и всё. Следовательно, выбор для других - в союзе с одной из них. Причем если ты этот выбор не сделаешь сам, то его сделают за тебя.

- Как вы считаете, какой будет политика России на Кавказе?

- Поддержание нынешнего статус-кво. В том числе и для спокойного проведения Сочинской Олимпиады. Плюс недопущение на Кавказ какой-либо третьей силы и ограничение здесь уже имеющегося присутствия США.

- Азербайджан на протяжении многих лет страдает от оккупации своих территорий - от нагорно-карабахского конфликта. Какие, по вашему мнению,  шаги планирует Россия в направлении его урегулирования?

- Какие планирует Россия действия, - лучше этот вопрос переадресовать  руководству страны. Я могу сказать лишь о своем видении этой проблемы. Впрочем, думаю, что Путин не может не думать примерно так же. Карабахская проблема – статус-кво и переговоры до бесконечности. Всё, что угодно, только не война. Если по какой-то причине начнется новый серьезный конфликт, то Россия в любом случае будет на стороне Армении. И по формальным причинам - Армения в ОДКБ. И по многим неформальным, в том числе и потому, что российское общество психологически в этом конфликте будет на стороне Армении. Такова данность. Но Россия не хочет делать такой выбор в военном конфликте. Следовательно - перманентные и бесконечные переговоры.

- Еще одной проблемой этого региона может стать возможная война против Ирана. Есть ли у России возможности остановить эту войну?

- Если США решили начать войну против кого-то (кроме упомянутых выше максимально независимых государств), то их никто не может остановить. Если США такую войну не начинают, то только по двум причинам: они и так уже ведут две войны - а Афганистане и в Ираке; в правящем классе США не сложилось консенсуса по этому вопросу.

Россия сделала всё, что могла, дабы США не перешли к военной атаке на Иран. Даже слишком, на мой взгляд, много - фактически все требования Запада удовлетворила. Но атака не началась не по этой причине, а по двум перечисленным выше. Итак, если правящий класс Израиля решит нанести удар по Ирану, то остановить это могут только США. Если это решит сделать правящий класс США, то остановить их не сможет никто. Другое дело, что и Китай, и Россия отнесутся к этому исключительно отрицательно. В случае нападения на Иран Россия, безусловно, вынуждена будет оказывать ему и дипломатическую помощь, и помощь поставками оружия.  Но Иран, конечно, хочет обзавестись атомной бомбой. И его можно понять.

- Ожидаете ли вы новой геополитической схватки на Кавказе и в бассейне Каспия?

- Что значит - новой? Борьба за контроль над этим регионом продолжается. События на севере Африки её несколько ослабили - но не более того. Если вы имеете в виду какую-то горячую стадию этой борьбы, то здесь две главные проблемы я уже обозначил. Это Иран и контроль США над Кавказом. Что и когда начнут делать американцы, спрогнозировать никто не может. Что угодно могут начать, если посчитают это выгодным для себя и решат, что баланс сил в регионе и в мировом сообществе гарантирует им безнаказанность. О позиции России по двум этим проблемам я уже сказал.

- Как будет Москва строить свои отношения с Анкарой с учетом её возрастающей роли в регионе?

- До тех пор, пока возросшая активность Анкары будет в основном направлена вне непосредственных региональных интересов России (то есть не на Кавказ и Центральную Азию), так же, как и сейчас - рационально-прагматично. Сдерживать Турцию на других направлениях должны те, кого это затрагивает. Нас это не касается.

- Какой, по вашему мнению, будет судьба Габалинской РЛС?

- Не знаю. Я не являюсь специалистом в таких вопросах. Но в общеполитическом и геополитическом контекстах могу отметить следующее. Скорее всего, проблема Габалинской РЛС постепенно сойдет на нет. Она просто окончательно устареет и перестанет представлять какой-то интерес для России. Азербайджан, на мой взгляд, в отношениях с Москвой занимает примерно такую же позицию, как и Украина: много слов о дружбе и сотрудничестве, но основная ориентация - на Запад. Другое дело, что у Азербайджана есть нефть, а у Украины её нет. Посему в маневрировании между Москвой и Вашингтоном у Баку больше возможностей.

З.Р., Ф.Б.

Поделиться:
5863

Последние новости

Все новости

1news TV