Валерий Коровин: «Запад делает все для того, чтобы отношения между Россией и Азербайджаном постоянно охлаждались»
Интервью 1news.az с известным российским политологом, директором Центра геополитических экспертиз Валерием Коровиным.
- Как Вы можете оценить сегодняшние отношения Азербайджана и России?
- Отношения между Россией и Азербайджаном сегодня не соответствуют тому статусу, который занимает Азербайджан в иерархии внешнеполитических приоритетов России. Потому как Азербайджан является ключевой точкой для России, для прямого стратегического контакта с Ираном, которая является для нас выходом в Индийский океан. Что в свою очередь является необходимым условиям силового геополитического паритета России и США. В отсутствии паритета Штаты единолично правят мировым пространством.
На пути такого стратегического складывания отношений между Ираном и Россией как раз таки лежит Южный Кавказ. Это конечно три государства – Грузия, Армения и Азербайджан. Но именно через Азербайджан Россия имеет прямой выход к Ирану. Поэтому в системе внешнеполитических приоритетов Азербайджан является ключевой точкой. И отношения по идее должны быть крайне благоприятными, дружескими и стратегически синхронными, учитывая общую историю и совпадение интересов. Это же понимают наши главные оппоненты – США и их союзники на Западе. Поэтому они делают все для того, чтобы отношения между Россией и Азербайджаном постоянно охлаждались. Часто используется карабахский конфликт. Принимая во внимание близкие стратегические отношения Москвы и Еревана, на этом собственно и играют западные стратеги. Они постоянно указывают Азербайджану на эти отношения и пытаются уводить Баку в сторону взаимодействия с США и западной коалицией.
В Азербайджане, насколько я знаю, считают, что, взаимодействуя и с Россией, и с Западом, они тем самым балансируют на грани интересов России и Запада. На мой взгляд, такая позиция отдаляет Азербайджан и Россию друг от друга, охлаждая отношения двух стран, к чему собственно и стремятся западные силы.
- Как по вашему мнению сложится судьба Габалинской РЛС?
- Дело в том, что Габалинская РЛС отвечает интересам безопасности не только России, но и всего евразийского пространства. Выпадение таких узлов, имеющих военное значение и важную стратегическую функцию, приближает Россию, а соответственно и все приближенные регионы, к прямым военным ударам со стороны НАТО, США и их союзников. Это не такая невероятная вещь, в чем нас пытаются убедить западные политологические круг и медиа. Это совершенно реальные вещи. И Запад никогда не останавливается перед прямой военной агрессией в ситуации, когда противник достаточно слаб. Отсутствие узлов, подобных Габалинской РЛС, и есть прямое провоцирование Запада на военную агрессию. И надо понимать, что прямой военный удар по России будет означать не только гуманитарную и экономическую катастрофу для прилегающих государств, но и неуправляемость дальнейших социально-экономических процессов, которые возникнут в этой связи.
И западные политики прикладывают все усилия для того, чтобы охладить отношения Баку и Москвы и чтобы наши страны не договорились по РЛС. Запад желает спровоцировать Россию на резкие шаги и эмоциональный отказ от использования этой РЛС. Радует, что по всем вопросам Москва и Баку работают напрямую.
- Как можете оценить посредническую миссию России, США и Франции в карабахском урегулировании?
- Я могу сказать, почему США и Франция были не так активны за последнее время. Потому что Запад заинтересован в том, чтобы Южный Кавказа всегда оставался зоной напряженности, то есть являлся элементом «санитарного» кордона, отделяющего Россию от Ирана, Турции и соответственно стратегической оси, открывающей для России южное направление с выходом к Индийскому океану. Поэтому чем дольше длится карабахский конфликт, тем больше у США шансов начать геополитическую и возможно военную экспансию внутрь евразийского континента через эту точку дестабилизации. То есть участие Парижа и Вашингтона в посреднической миссии как раз таки гарантирует продолжение этого конфликта бесконечно долго. Это игроки, которые заинтересованы в обратном результате.
Поэтому любые усилия со стороны России тут же дезавуируются усилиями этих двух участников. И конфликт не сдвигается с мертвой точки, как бы не старались Медведев или Путин. То есть карабахский конфликт является сложным конфликтом.
С другой стороны, надо понимать, что конфликт будет продолжать иметь место только до того момента, пока Армении и Азербайджан являются государствами, ориентирующимися на противоположные геополитические полюса. Сегодня Армения является стратегическим союзником России. Не беспроблемным, но, тем не менее, союзником. В то время как Азербайджан по балансу соотношений все-таки больше ориентируется на Запад.
Две противоположные ориентации являются залогом продолжения этого конфликта. И он прекращает существовать в тот момент, как только ориентация этих двух государств начинает совпадать. То есть при условии, если Армения, и Азербайджан входят в единое стратегическое пространство с Россией. Тогда их стратегические интересы могли бы стать синхронными стратегическим интересам России. И пространства России, Азербайджана и Армении становятся единым стратегическим пространством, как оно было в период существования СССР. В такой момент любые территориальные споры сойдут на нет. Речь о стратегическом единстве, модель которого мы наблюдаем в проекте Евросоюза.
- Как в ближайшее время будут развиваться события вокруг Ирана?
- Военная операция Запада против Ирана – вопрос практически решенный. Это лишь вопрос времени. Чуть раньше или чуть позже, но это произойдет. Западу, который погряз в совершенно немотивированных с точки зрения международного права конфликтах, нужен благовидные предлог.
По сути, Иран обречен на нападение на него в силу пассивной позиции России. Потому как Россия могла бы сейчас устранить этот очаг напряженности путем создания военно-стратегического союза с Тегераном и закрытия Ирана своим ядерным зонтиком. Это бы сняло конфликт на какое-то время, по крайней мене на достаточно длительный период. Но так как этого не происходит, агрессия против Ирана наверняка случится. И это выльется в гуманитарную катастрофу в Закавказье.
Гамид Гамидов