Расим Мусабеков: «Страх перед возмездием никогда не покинет организаторов геноцида в Ходжалы»
9 декабря исполнится 66 лет с момента принятия Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Документ стал результатом многолетних усилий и установил юридическую ответственность за уничтожение этнических групп и признание международным сообществом геноцида как преступления против человечества.
В интервью 1news.az известный азербайджанский политолог и депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков рассказал о том, почему, на его взгляд, геноцид против азербайджанского народа в Ходжалы по сей день остается безнаказанными, несмотря на наличие такой Конвенции. Также он поделился своим взглядом о возможных подвижках в этом направлении.
- В азербайджанском обществе хорошо помнят трагические события в Ходжалы в феврале 1992 года. Но это не единственный факт агрессии Армении против азербайджанского народа: массовая резня случалась в 1905, 1918 и 1990-х годах. Почему эти преступления остались безнаказанными?
- Когда происходило массовое истребление азербайджанцев армянскими боевиками в 1905 и 1918 годах, Азербайджан не был независимым, не существовало ООН, да и Конвенция о предупреждении геноцида принята только 66 лет назад и обратной силы не имеет. Так что, проводя соответствующие исследования, публикуя данные о событиях начала прошлого века, мы всего лишь восстанавливаем историческую правду.
Что же касается геноцида азербайджанцев в Ходжалы, то в его признании со стороны международного сообщества также было упущено время. Факты были установлены неопровержимо и соответствующим образом задокументированы. Но в 1992 году Азербайджан только объявил о своей независимости и не имел развитой структуры дипломатического и информационного присутствия в мире.
Армяне же благодаря своей разветвленной и влиятельной диаспоре, а также поддержке традиционно покровительствующих им великих держав смогли избежать публичного осуждения и суда. Поэтому Роберт Кочарян, Серж Саргсян, Сейран Огаян и другие, вместо того чтобы отбывать срок в тюрьме, стали президентами, министрами, их принимают и награждают иностранными орденами. Однако страх перед возмездием со стороны азербайджанцев никогда не покинет организаторов геноцида в Ходжалы.
– Считаете ли вы оценку Ходжалинского геноцида достаточной? И что еще может быть сделано с азербайджанской стороны?
- В реальности международно-правовой оценки геноцида в Ходжалы в полном объеме до сих пор нет. Имеются решения Милли Меджлиса и указы Президента по данному вопросу, также около десятка государств признали и осудили на уровне парламентов преступные деяния армян в Ходжалы. Поэтому работу, безусловно, следует продолжить.
- Оказалась ли эффективной информационная кампания «Справедливость для Ходжалы», которая была инициирована в 2008 году?
- Она сыграла свою роль, причем не только в международном плане. Ведь признание и осуждение многими государствами этого преступления стало следствием, в том числе, и кампании «Справедливость для Ходжалы».
Однако эта кампания важна и тем, чтобы соответствующим образом формировать и укреплять историческую память нашей молодежи, чтобы вступающие в жизнь новые поколения, не заставшие печальных событий, связанных с массовыми убийствами и тотальным изгнанием многих тысяч азербайджанцев, помнили об этом и не обманывались в будущем на счет мнимого «миролюбия» наших армянских соседей.
- Армянские политические деятели пытаются всюду на международной арене актуализировать вопрос недоказанного «геноцида армян 1915 года», который, по их словам, произошел в Османской Империи. Однако до сих пор с их стороны не было обращений в Международный Суд в Гааге.
Как вы думаете, почему? Не означает ли это попытку перетянуть на свою сторону общественное мнение, не имея при этом весомых доказательств?
- Международный Суд в Гааге не обладает компетенцией для принятия в свое судопроизводство «дела» столетней давности, так как образован он много позже. Не говоря уже о том, что доказательная база так называемого «геноцида армян» не выдерживает юридической проверки, и турки много раз выражали готовность к такому разбирательству.
Поэтому армяне налегают на информационно-пропагандистскую работу и всюду проталкивают политические решения «о признании» парламентами, некомпетентными для этого. Причем лоббистская работа в парламентах проводится закулисно, без публичного состязательного процесса между «обвинением» и «защитой».
– На ваш взгляд, насколько эффективны азербайджанские и турецкие дипломатические усилия в вопросе противодействию признания т.н. «геноцида армян»?
- Если раньше игра шла, как говорится, в одни ворота, то в последнее время ситуация существенно выправилась. Турецкие и азербайджанские дипломаты, диаспорские организации существенно повысили свою активность и действенность усилий по разоблачению армянского мифотворчества. Но у армян много покровителей.
Не следует упускать из виду, что инструмент признания так называемого «геноцида армян» используется великими державами, в первую очередь западными, для оказания давления на Турцию и попыток удержать ее от самостоятельной линии поведения во внутренней и внешней политике.
В связи со столетием этих печальных событий армяне наращивают усилия, чтобы снять урожай «международного сочувствия» и получить индульгенцию на собственные, противоречащие международному праву, акты агрессии, оккупации азербайджанских территорий, этнические чистки и многочисленные убийства.
Задача азербайджанских и турецких дипломатов, политиков, СМИ, гражданских активистов – активно противодействовать и нейтрализовывать эти усилия армян.
Елена Остапенко