Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович: «Южный газовый коридор» является для Евросоюза приоритетным
12 февраля в Баку состоялось заседание Консультативного совета министров энергетики стран-участниц проекта «Южный газовый коридор», который призван обеспечить транспортировку газа из Каспийского региона в Европу.
В мероприятии принял участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
О том, какие риски связаны с проектом, что он значит для Европы и как ей видится дальнейшая диверсификация своих энергопоставок, рассказал вице-президент Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович в интервью 1news.az по итогам заседания в Баку.
- Сегодня в мире существуют различные угрозы, среди которых ИГИЛ на Ближнем Востоке и конфликт в Украине. На таком фоне, каковы на ваш взгляд вызовы, возникающие в вопросах безопасности трубопроводов по маршруту «Южного газового коридора»?
- Мы видим, как нынешняя сложная обстановка в Украине негативно влияет на поставки газа в Европу. Потому мы так заинтересованы в том, чтобы источники газа и маршруты его поставок были более диверсифицированы, и именно поэтому проект «Южный газовый коридор» является для Евросоюза приоритетным.
Что же касается физической безопасности газопровода, то каждая страна должна обеспечивать ее на своей территории. Мы надеемся, что обстановка и в Украине, и на Ближнем Востоке вскоре успокоится и «Южный газовый коридор» не столкнется с каким-либо негативным внешнеполитическим воздействием.
- Какими Вы видите перспективы подключения к маршруту «Южного газового коридора» газа из Центральной Азии, в частности из Туркменистана?
- На сегодняшней встрече в Баку мы, конечно же, обсуждали и то, как можно повысить объем газа, который будет поступать в Европу из Каспийского региона. Изначально по «Южному газовому коридору» планируется поставлять около 10 млрд. кубометров газа в год. Однако есть техническая возможность увеличения объемов поставок до 20 – 30 млрд. кубометров.
Безусловно, можно рассматривать различные источники газа. У самого месторождения «Шахдениз» достаточно большие газовые запасы. Большие запасы газа есть в Ираке и Иране, но с этим связаны определенные сложности. Потому так важно обеспечить возможность транспортировки газа из Туркменистана в Азербайджан. Но этот вопрос осложняется нерешенностью правового статуса Каспийского моря.
Еврокомиссия совместно с Туркменистаном и Азербайджаном уже обсуждала все эти аспекты. Конечно, международный правовой статус Каспийского моря – это очень сложный вопрос. Для этого необходима договоренность всех вовлеченных стран, что является нелегкой задачей.
Потому мы обсуждаем самые различные технические возможности поставок туркменского газа в Азербайджан и далее по трубопроводам – в Европу. Это может быть как трубопровод по дну Каспия, так и транспортировка специальными судами, которые бы перевозили газ в сжатом виде – т.н. сжатый природный газ (СПГ).
- Готова ли Европа покупать российский газ в рамках нового проекта «Турецкий поток», который пока находится на стадии обсуждения?
- Этот вопрос мы также обсуждали сегодня на встрече в Баку. На сегодня проект «Южный газовый коридор» имеет более реальные очертания. Что касается «Турецкого потока», то тут пока неизвестно, ни какое количество газа планируется транспортировать по нему в Европу, ни то, к границе какой европейской страны планируется проводить трубу.
Все это еще предстоит обсудить, и это очень важные вопросы. На сегодня могу заверить, что для Европейского союза приоритетным является проект «Южного газового коридора».
- Учитывая тенденцию сближения Ирана и Запада, насколько реальны поставки иранского газа в Европу в обозримой перспективе?
- Это будет зависеть от того, как и когда завершатся переговоры с Ираном по иранской ядерной программе, которая вызывает обеспокоенность на Западе. В переговорах, которые многие годы ведутся под эгидой Евросоюза, действительно наметилась позитивная динамика, и есть ощущение, что добиться позитивного решения возможно.
Если вопрос с иранской ядерной программой удастся разрешить, то затем все международное сообщество будет решать вопрос снятия наложенных на Иран экономических санкций.
Пока трудно говорить о сроках, нужно сосредоточиться на успешном завершении идущих долгое время переговоров. Однако если удастся достичь решения, которым будут довольны все, то для Ирана это будет важный этап возвращения в международную торговую энергетическую систему.
- Вы говорите о важности энергетического сотрудничества для Ирана. Заинтересована ли Европа?
- Конечно. Решение вопроса ядерного потенциала Ирана крайне важно для безопасности не только Ближнего Востока, но и Европы, и всего международного сообщества. Все страны, которые участвуют в переговорах, настроены на успех, поскольку это был бы хороший сигнал и для самого Ирана, и для всего Ближнего Востока, а также для отношений Ирана со всеми странами Европы.
Елена Остапенко