Почему Турции понадобилась нормализация отношений с Израилем именно сейчас? - МНЕНИЕ | 1news.az | Новости
Интервью

Почему Турции понадобилась нормализация отношений с Израилем именно сейчас? - МНЕНИЕ

13:56 - 02 / 06 / 2016
Почему Турции понадобилась нормализация отношений с Израилем именно сейчас? - МНЕНИЕ

Интервью 1news.az с политологом, руководителем проекта The Great Middle East Али Гаджизаде.

- Господин Гаджизаде, недавно стало известно, что Турция и Израиль близки к нормализации отношений. Что является главной причиной попыток подобной нормализации? Связано ли это с кризисом в российско-турецких отношениях?

- Если вы обратили внимание, то Анкара начала предпринимать шаги по нормализации отношений с Израилем почти сразу после инцидента с российским Су-24. Вполне возможно, что Турция решила действовать на опережение и фрагментировать потенциальных союзников (Израиль и Россию) до того, как они заключат союз против Турции. Следует подчеркнуть, что в целом Анкаре это удалось.

Кроме того, у Турции серьезные проблемы с режимом Асада, Ираном и Египтом. В такой ситуации нормальные отношения с Израилем особо важны для Анкары.

На данном этапе Турция в основном сближается с монархиями Персидского залива, а у этих монархий и Израиля один общий соперник – Иран, с которым, как я подчеркнул, у Анкары также имеются проблемы.

Турция может стать прекрасным связующим звеном между считающими себя брошенными со стороны Вашингтона (в вопросе иранской угрозы) монархиями Залива и Израилем.

- Почему Израиль больше заинтересован в нормализации отношений?

- Я бы не сказал, что нормализация отношений с Турцией для Израиля является архиважной задачей и приоритетом во внешней политике. Однако, безусловно, Израиль заинтересован в нормальных отношениях с Турцией, учитывая, что это одна из крупнейших мусульманских стран, имеющая большой экономический потенциал, по праву считающаяся мощной региональной державой.

Израиль желал бы, чтобы Турция приостановила или хотя бы лимитировала свою поддержку Палестине. Кроме того, Турция – это самый близкий и крупный потенциальный покупатель для израильского газа. Если Израилю и Турции удастся осуществить газовый проект, то это принесет пользу обеим странам. Мой вывод: обе страны заинтересованы в нормализации отношений почти в равной степени.

- Если учесть, что после отставки Ахмета Давутоглу вся власть сконцентрировалась в руках президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, будет ли найден консенсус, удастся ли нормализовать отношения?

- Я думаю, что и во времена Давутоглу Эрдоган держал руку на пульсе по таким критическим вопросам. Учитывая гибкость Эрдогана и его способность сглаживать углы при необходимости, полагаю, что да, это будет возможно. Может быть, это займет больше времени и возможно между странами останутся спорные моменты.

- Согласится ли официальная Анкара на закрытие представительства Хамас в Стамбуле, а Тель-Авив, в свою очередь, - на снятие блокады с сектора Газа, так как именно данные факторы являются принципиальными перед встречей делегаций?

- Это достаточно важные вопросы. Помимо закрытия офиса Хамас и вопроса блокады сектора Газа, есть еще сотрудничество Израиля с курдами, которое вредит национальным интересам Турции. Думаю, этот вопрос будет предметом переговоров между странами. Что касается блокады сектора Газа, в этом вопросе израильская сторона полагает, что сектор не находится в блокаде, ибо с израильской территории туда попадают медикаменты и продовольствие, в том числе и гуманитарная помощь из Турции.

Скорее, касательно вопроса блокады речь может идти о снятии некоторых запретов и некотором послаблении режима, не более того. Следует отметить, что у сектора Газа есть также граница с Египтом. И то, что сектор находится в блокаде, вина не только Израиля, но и Египта.

- Как Вы думаете, есть ли связь попытки нормализации отношений с желанием Турции ослабить свою зависимость в оборонном и военно-промышленном плане от США?

- На самом деле попытки Турции ослабить свою зависимость от США в военно-промышленном плане начались еще в 70-е годы, когда США наложили эмбарго на продажу оружия Турции – сразу после кипрской операции. С тех пор военно-промышленный комплекс Турции достиг большого прогресса, но нельзя сказать, что этого достаточно для обеспечения растущих потребностей армии и сил безопасности. На данный момент налажено сотрудничество в сфере военной электроники с корейцами. Однако есть некоторые признаки того, что турецкая сторона не совсем довольна работой с корейскими специалистами и им ищет альтернативу.

Одна из лучших альтернатив – это, безусловно, израильские компании и специалисты. Я не думаю, что попытка нормализации отношений связана исключительно с вопросами военного сотрудничества, но этот вопрос достаточно важен для обеих стран. Стоит также подчеркнуть, что это сближение происходит на фоне разногласий между Анкарой и Вашингтоном с одной стороны и Тель-Авивом и Вашингтоном - с другой.

- И последний вопрос. Какую роль сыграет для Азербайджана избрание Авигдора Либермана министром обороны Израиля?

- У Азербайджана налажено весьма продуктивное военное сотрудничество как с Государством Израиль, так и с ведущими израильскими компаниями, производящими продукцию военного назначения. Господин Либерман, как опытный политик, прекрасно понимает значение и потенциал Азербайджана. Учитывая два этих фактора, смею предполагать, что избрание Либермана может оказать исключительно позитивное влияние на отношения Израиля и Азербайджана в целом и на сотрудничество в военном плане в частности.

Ренат Джафаров

Поделиться:
13024

Последние новости

Все новости

1news TV