Юрист Акрам Гасанов о том, что делать клиентам ликвидированных банков и не только…
Интервью 1news.az с бывшим членом правления ряда банков Азербайджана, директором юридической фирмы «Əkrəm Həsənov və Partnyorları», членом Коллегии адвокатов Азербайджана Акрамом Гасановым.
- На днях стало известно о ликвидации лицензий четырех азербайджанских банков - Dekabank, Kredobank, Parabank и Zaminbank. Несмотря на то, что сегодня банковский рынок переживает далеко не лучшие времена, новость о прекращении деятельности сразу четырех банковских организаций стала для многих полной неожиданностью.
Что вообще происходит на банковском рынке страны?
Читайте по теме:
«В Азербайджане ликвидированы лицензии еще четырех банков – ДОПОЛНЕНО»
- Дело в том, что банковской системе было присуще крайне неумелое, непрофессиональное управление, а также не самый эффективный банковский надзор. И в этой ситуации были виноваты, прежде всего, владельцы и управленческий персонал этих банков. И дело не только в неумелом управлении, но и в алчности и нечестности некоторых банкиров. Безусловно, речь идет не обо всех, но о многих кредитных организациях страны.
Что, по сути, происходило? Все эти годы банки привлекали вклады по низким процентным ставкам. Тогда как ставки по выдаваемым кредитам были непомерно высоки. Причем, привлекались средства как населения, так и компаний, бизнеса. Большую же часть этих средств выдавались в виде кредитов по низким ставкам собственным компаниям или же бизнесам очень близких лиц. При этом изначально подразумевалось, что в ряде случаев эти кредиты в банки не вернутся.
Остальной же части клиентов – физическим и юридическим лицам кредиты выдавались по очень высоким процентным ставкам и в основном в долларах США.
До девальвации национальной валюты этим банкам как-то еще удавалось заглаживать острые углы, регулировать ситуацию. После же девальвации клиенты в массовом порядке перестали осуществлять выплаты по кредитам. Одновременно начался процесс оттока вкладов.
Естественно, никому из банкиров не пришло в голову вернуть присвоенные деньги. Они пошли другим путем - просто отказались идти на уступки клиентам.
Конечно же, сейчас банки предпринимают определенные шаги, чтобы обеспечить возврат средств. Но у многих клиентов возникает вполне резонные вопросы. Во-первых, почему многие кредиты выдавались в иностранной валюте, во-вторых, почему требования о возврате средств распространяются не на всех клиентов.
Данный процесс длится в стране почти 1,5 года. И из-за того, что кредиты и собственные средства банкиров в банки не возвращаются, кредитные организации просто не могут функционировать. У них нет средств для выполнения обязательств по вкладам. И даже для того, чтобы выплачивать зарплаты работникам.
По сути, такие банки стали банкротами. Ну а если быть более точным, банкротами их сделали собственные управленцы. Кстати, не факт, что закрытие банков им не выгодно. Свои-то деньги он взяли. В итоге потеряли клиенты, вклады которых были не застрахованы. А такие есть и среди физических лиц, поскольку, например, тот же Parabank привлекал вклады под очень высокие проценты. Соответственно, данные средства не подпадали под страхование.
В этих банках есть много средств бизнеса, которые также не являются застрахованными.
Застрахованным вкладчикам Dekabank, Kredobank, Parabank и Zaminbank со стороны Азербайджанского фонда страхования вкладов (ADIF) будут выплачены компенсации на сумму около 127 млн манатов. В принципе фондом будут привлекаться средства у Центрального банка (100 млн манатов. – Ред.) То есть, в этой ситуации теряет и Центробанк.
Все это говорит об одном: системном кризисе в банковской системе. И виной всему – безответственность и безнаказанность некоторых банкиров.
- Данная ситуация нехорошо отражается и на других банках…
- Страдает вся банковская система. Страдают обычные люди. И бизнес.
- Многие полагали, что процесс оздоровления банковского сектора страны путем ликвидации проблемных банков завершился еще зимой, когда Центробанком были отозваны лицензии пяти банков…
- По сути, процесс ликвидации нездоровых банков должен был завершиться до 1 марта, когда в стране был принят закон «О полном страховании вкладов». Напомню, что с 1 марта компенсации подлежат валютные вклады по процентной ставке до 3% и манатные вклады по процентной ставке до 12%, размещенные вкладчиком в одном банке на срок до трех лет, вне зависимости от суммы.
Поэтому я задаюсь вопросом, почему процесс отзыва лицензий проблемных банков не был завершен до 1 марта. Думаю, произошло это потому, что Центральный банк просто оставил ряд «плохих» банков. И теперь в этой ситуации разбирается Палата по надзору за финансовыми рынками (ПНФР).
Кстати, если внимательно прочесть сегодняшнее заявление ПНФР, то мы увидим, что оно заметно отличается от заявлений, которые делались Центробанком после закрытия банков в январе-феврале. Главное отличие в следующем. В Палате говорят, что банки, лицензии которых были ликвидированы 21 июля, предоставляли надзорным органам искаженную отчетность. Тут Палата фактически указывает на Центробанк. Ведь в начале мая председатель Совета директоров Палаты по надзору за финансовыми рынками Руфат Асланлы говорил, что в ближайшее время закрытия банков не ожидается. Думаю, он был искренен. И опирался на предоставленную Центробанком отчетность. Но позднее проверки, проведенные ПНФР, показали, что дела обстоят далеко не лучшим образом.
Кстати, об отчетности. Банки обязаны ежеквартально предоставлять отчеты о деятельности, и не только госорганам, но и широкой общественности. Большая часть банков этого не делает. Поэтому, когда сегодня ко мне звонят многие вкладчики того же Parabank, я им говорю, что этот банк отчеты не публикует. Что говорит о неудовлетворительном финансовом состоянии банка.
Причем, отчеты не публиковали не только Parabank, но и Kredobank и Zaminbank. Четвертый банк, которого лишили лицензии - Dekabank иногда отчитывался. Но из сегодняшнего заявления ПНФР можно сделать вывод, что и этот банк представлял искаженные отчеты.
Сегодня большая половина банков отчеты не скрывает. Но получается, что даже предоставленной ими информации верить нельзя.
- Так каким банкам можно доверять? То есть, какие именно из 33 банков страны предоставляют максимально прозрачную отчетность и являются самыми устойчивыми?
- По моему мнению, самыми устойчивыми с точки зрения обслуживания такой категории, как физические лица, являются государственные банки. Это Международный банк Азербайджана и Azər-Türk Bank. Почему? Потому что государство по закону полностью отвечает за обязательства этих банков перед клиентами. Да, эти банки не совсем прозрачные. Тем не менее, из-за того, что за ними стоит государство, этим банкам стоит доверять.
Лучшими же банками с точки зрения как прозрачности, так и управления, являются PASHA Bank и Kapital Bank.
Во втором ряду можно указать AccessBankи и Bank of Baku. Управление в этих банках современное, отсутствует коррупция. Одна оговорка: у этих двух банков высок объем проблемных кредитов.
Поэтому я бы ограничился первой четверкой банков - Международный банк Азербайджана, Azər-Türk Bank, PASHA Bank и Kapital Bank.
- Что делать клиентам ликвидированных банков? Понятно, что выплаты компенсаций по застрахованным вкладам гарантирует Азербайджанский фонд страхования вкладов (ADIF). И как показал предыдущий опыт, выплаты производятся. А вот суммы, не подлежащие компенсации, должны выплачивать компании-ликвидаторы банков. С оговоркой, что у компании будут эти средства. То есть, гарантий, что вкладчики получат деньги, нет никаких.
- Лицам, вклады которых застрахованы, смогут получить компенсации по вкладам в течение максимум полугода.
Что же касается клиентов, вклады которых не подпадают под страхование… С вероятностью в 99,9% можно сказать, что средства этих клиентов уже пропали. Никто их возвращать не будет.
- Что бы вы могли посоветовать этим вкладчикам?
- У нас, к сожалению, ликвидация банков всегда проходит непрозрачно. Вот что означает ликвидация? Это распродажа активов банка и возврат его долгов, в первую очередь, вкладчикам. У нас же этот процесс проходит закрыто. Никто не знает, что продали, кому, сколько осталось денег.
Поэтому я советую вкладчикам, в первую очередь, объединяться и требовать общественного контроля над процессом ликвидации банков.
Необходимо, чтобы их представитель тоже вошел в состав ликвидационной комиссии.
Во-вторых, стоит проявить активность и поднять перед госорганами вопрос привлечения к ответственности владельцев и менеджеров банков, которые допустили возникновение такой ситуации. Ведь речь идет, в том числе, и об искаженной отчетности. А это является преступлением.
Понятно, что средства, не отраженные в отчетах, пошли в карманы недобросовестных банкиров. Поэтому вкладчикам следует требовать возмещения утраченных средств. И ограничиваться активами банков не следует. Нужно привлечь еще и средства владельцев и управленцев этих банков. Не исключено, что к ответственности будут привлечены и недобросовестные сотрудники Центробанка, которые годами закрывали глаза на искаженную отчетность этих банков.
Алена Салаева