Механизм армянского сепаратизма в Грузии запущен с новой силой
На прошлой неделе грузинские пограничники не пустили в страну лидера армянской оппозиционной партии «Еркир цирани» («Страна абрикоса») Заруи Постанджян.
Как сообщает «Вестник Кавказа», она направлялась в армянонаселенный грузинский регион Ахалкалаки, где собиралась поднять местных армян на восстание и «самоопределение Джавагха, находящегося под грузинской оккупацией». Примечательно, что это отнюдь не домыслы грузинских спецслужб: тематику будущих встреч с общественностью сама Постанджян нисколько не скрывала. Тем не менее, ее удивил отказ на въезд в страну, которую она пытается дестабилизировать разжиганием сепаратистских страстей в сложном регионе Джавахети, отмечает издание.
Кроме того, Постанджян открыто признает, что несколько недель назад уже была в Ахалкалаки, встречалась с местными армянами и агитировала их на антигрузинские выступления с целью отделения Джавахети от Грузии. Ничего предосудительного она в таком поведении не усматривает, но обращает внимание, что грузинские власти ей тогда нисколько не мешали. Не мешали, но, наверняка, наблюдали за ее деятельностью, делая выводы.
«Вестник Кавказа» отмечает, что после первого визита Постанджян в Ахалкалаки и ее бурных речей, в том числе призывов к «восстанию» и «освобождению от оккупации» грузинские спецслужбы отправили всю документацию в Ереван, рассчитывая на то, что армянские власти сами предупредят Постанджян о недопустимости подобных действий или не позволят ей въехать в Грузию через КПП «Бавра», освобождая тем самым грузинских коллег от неприятной необходимости вплотную заниматься этой экстравагантной, но весьма опасной личностью.
Однако в Ереване, по всей видимости, решили избрать иную тактику. При этом заявления самой оппозиционерки о том, что именно власти Армении «попросили» Тбилиси не впускать ее в страну, не выдерживают никакой критики: Ереван мог «попросить» саму Постанджян не подрывать грузино-армянские отношения и мог найти для этого вполне убедительные аргументы. В конце концов, именно Армения ответственна за поведение ее граждан. Однако тот факт, что ей удалось беспрепятственно пройти армянскую границу, свидетельствует о том, что действия лидера «абрикосовой страны» санкционированы на самом верху в Ереване.
Итак, перед нами очередной пример армянских территориальных притязаний к своим соседям.
Оккупировав 20% территории Азербайджана, Армения последовательно работает над тем, чтобы в перспективе «отжать» земли и у Грузии, и у Турции, а в перспективе, скорее всего, и у Ирана. Надо сразу оговориться, что сегодня Армения, «благодаря» своим неуемным аппетитам к территориям соседних стран, находится в блокаде, организованной Азербайджаном и Турцией. Вследствие этого две ее самые протяженные границы находятся на замке. Она изолирована практически от всех проектов и основных транспортно-энергетических артерий региона. В этих условиях единственная для Армении «дорога жизни», связывающая ее с военно-политическим союзником Россией, пролегает именно через Грузию. И насколько умно в этих условиях настраивать против себя Грузию – на этот вопрос вряд ли кто-то в Ереване даст вразумительный ответ. Впрочем, политику армянского государства изначально трудно назвать прагматичной, дальновидной, ведь оно предъявляет территориальные претензии к большинству своих соседей, рубя таким образом сук, на котором сидит.
Как заявил 1news.az член азербайджанской общины Нагорного Карабаха, депутат Милли Меджлиса Ровшан Рзаев, наличие в армянской политике самого фактора Постанджян является наглядным доказательством продолжения осуществления Ереваном политики территориальных притязаний к соседним государствам.
«Это крайне негативное явление, от которого армянам, во имя их же будущего, давно следовало бы отказаться, однако мы этого не наблюдаем. Думаю, что государства, покровительствующие Армении, должны уметь пресекать подобные поползновения армян. В противном случае мы можем столкнуться с очень большими проблемами. Пока эти государства потворствуют Еревану, не заставляют его освободить азербайджанские территории, естественно, Армения, пользуясь своей безнаказанностью, считая себя успешной, продолжает претендовать на чужие земли. Армения проводит провокационную, лживую политику, которую необходимо остановить. Если этой политике Армении не будет положен конец, в нашем регионе будут возникать новые проблемы. Лица, пребывающие сегодня в армянской политике, – это люди с мышлением полевых командиров, и вряд ли благодаря им будут возможны какие-то позитивные сдвиги», - сказал депутат.
По его словам, Грузии следует своевременно реагировать на подобные провокации, чтобы пресечь их дальнейшее развитие.
Между тем, по словам политолога Тофика Аббасова, проблема заключается в том, что Армения сегодня представляет собой малоуправляемое пространство, «где балом правит преступный режим, который имеет в своем политическом багаже такие элементы как культивирование террора, дестабилизация ситуации вокруг этой страны».
«Если мы обратим внимание на историю рождения этого государства, то увидим четко прослеживаемую тенденцию, явления, которые были сопряжены с незаконными действиями вооруженных преступных группировок.
100 лет назад, когда они взялись за оружие, чтобы создать свое государство на большом пространстве – в Зангезуре, Нахчыване и других регионах Азербайджана – они повсеместно действовали варварским способом с тем, чтобы напугать местное население, заставить его покинуть насиженные места. Так армяне завоевывали для себя ареалы. Это были уже чистой воды этнические чистки. Потому что в результате этих чисток они завладели многими территориями, которыми сегодня располагают. Нагорный Карабах – наглядный тому пример», - подчеркнул Т.Аббасов.
Он отметил, что для восполнения образовавшейся паузы, пустоты в своей стране Серж Саргсян активно стимулирует рост кавказского сепаратизма, который направлен не только против Азербайджана, но и против Грузии и Турции, а при возможности будет направлен также против Ирана и даже против России.
«Поэтому Саргсян во главу угла своего политического кредо поставил активацию терроризма как способа, методологии, с помощью которого можно, во-первых, управлять, а во-вторых, еще и создавать огромную напряженность, и этим занимать, во-первых, свое население, а с другой стороны, говорить о высоких материях, что это будто бы «бывшие утраченные земли» и поэтому надо их освобождать. Так что неудивительно, что сейчас, в период правления Саргсяна, армянские националисты, варвары, которые имеют неплохие навыки террористической деятельности, уже всколыхнули Азербайджан, спровоцировали войну с нашей страной, теперь взялись за Грузию. До сих пор несколько раз были обострения ситуации в Джавахетии. Армяне там готовили местное население к восстанию точно так же, как в свое время спровоцировали карабахских армян на мятеж, и тем самым подвели дело к полномасштабной войне. Мне кажется, что если один раз это пагубное явление дало о себе знать несколько лет назад, то оно будет постоянно повторяться, потому что, как показывает практика, армяне обозначают цель и потом методично и системно идут к ней, чтобы «отбить утраченные территории», - сказал политолог.
Он отметил, что Джавахетия как таковая вообще не имеет к Армении никакого отношения, потому что на этой земле в свое время жили турки-ахыска, которых также называют месхетинскими турками. «Впоследствии они были массово депортированы, а их пустующие дома были заняты по большей части пришлыми армянами», - сказал Т.Аббасов.
«Поэтому сейчас, по прошествии нескольких десятков лет, армяне полагают, что история уже вся забыта, и можно смело говорить о том, что Джавахетия – это тоже исконно армянская территория. Но мне кажется, что в данном случае грузинским властям имеет смысл присмотреться к опыту других стран, в том числе Азербайджана, с тем, чтобы сделать соответствующие выводы и уже проводить системные ограничительные меры, чтобы, во-первых, интернировать провокаторов, во-вторых, интернировать либо обезвредить эмиссаров, которые очень часто приезжают из Еревана и других армянских городов, чтобы подогревать сепаратистские настроения», - сказал эксперт.
С другой стороны, продолжил он, известно, что через Джавахетию армянские сепаратисты пытаются проложить два транспортных коридора, причем с охватом оккупированных грузинских территорий - Южной Осетии и Абхазии - для ввода в действие шоссейных дорог, которые могли бы связать Армению с Россией.
«То есть это тоже план сепаратистского толка, целью которого является ослабление санкционного режима, введенного Азербайджаном и Турцией из-за армянской агрессии. Поэтому они вместо того, чтобы отказаться от опасной наступательной политики, которая будоражит всю кавказскую зону, весь кавказский регион, хотят вопреки всем обстоятельствам добиться своего и построить шоссейные пути, дороги из Армении через территорию Грузии, ее временно оккупированные территории в Россию и тем самым ослабить режим давления со стороны Азербайджана и Турции. Здесь ничего нового нет. Они действуют по старым лекалам. Скорее всего, в Джавахетии уже есть агентурная сеть, есть активисты местного движения, и если там несколько человек арестованы и отбывают наказание в грузинских тюрьмах, это не означает, что проблема нашла свое полноценное, всеобъемлющее решение. Вместо этих арестованных найдутся другие, которые тоже будут продолжать свою деструктивную деятельность, будут будоражить этот регион, постараются превратить его в новую горячую точку, а там уже будут другие события, многим напоминающие то, что происходило у нас в Карабахе. То есть все это является логическим следствием нахождения у власти в Армении карабахской клики во главе с Саргсяном, который никак не угомонится, потому что все ему пока сходит с рук. И пока этот человек будет у власти, у него будет железная ставка на дестабилизацию положения в сопредельных государствах, перепрофилирование национального ресурса, продуктов, денежных средств на так называемые «освободительные операции» с тем, что якобы они возвращают себе некогда принадлежавшие им земли. Из этой серии Карабах, Джавахетия, шесть провинций Турции, а в дальнейшем, возможно, и какие-то территории Ирана и России», - заключил Т.Аббасов.
В свою очередь директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека Национальной Академии наук Азербайджана Ризван Гусейнов отметил, что уже не первый год армяне покушаются на грузинские территории.
«Более того, в течение всего ХХ века армяне постоянно претендовали на территории Грузии, в первую очередь, Джавахетию, куда царской Россией в большом количестве было заселено армянское население из Турции еще в XIX веке. После этого большая часть грузинских церквей, культовых сооружений были арменизированы, на них были нанесены армянским шрифтом надписи. После этого, уже в советское время армянская сторона стала усиленно претендовать на территорию Джавахетии. Эта проблема еще более осложнилась с обретением странами нашего региона независимости. Тогда уже из Еревана началось открытое спонсирование армянского сепаратизма на территории Джавахетии», - сказал Р.Гусейнов.
Он подчеркнул, что Ереван держит грузинские власти под постоянным давлением с целью добиться новых, все больших уступок для армян Джавахетии.
«Хотя на территории Джавахетии и так созданы все условия. Для сравнения: мы знаем, что на территории Грузии проживает также огромное число азербайджанцев в Борчалинском магале, именуемом ныне регионом Квемо-Картли. Но у них нет и доли тех прав, свобод и возможностей, которыми располагают армяне Джавахетии», - констатировал эксперт.
По его словам, дело дошло до того, что в грузинском регионе Джавахетия основной валютой, находящейся в обращении местного населения, является армянский драм, а грузинский лари там почти не в ходу.
«Власти же Грузии на это смотрят молча, то есть демонстрируют крайне либеральное отношение к армянам. А если говорить о том, как армяне пытаются присвоить себе грузинские церкви, сколько скандалов было на эту тему. Ведь, как оказалось, армяне претендуют на сотни церквей на территории Грузии. Но Грузия опять-таки предпочитает больше отмалчиваться, чем жестко реагировать», - отметил Р.Гусейнов.
Что касается нынешней реакции грузинских властей по недопуску в свою страну Заруи Постанджян, эксперт предположил, что подобная мера, возможно, связана с предстоящими в этом году выборами как в Армении, так и в Грузии.
«В марте пройдут выборы в Армении, и такого рода политики как Постанджян и прочие националисты пытаются набрать очки перед армянским народом и показать, что их волнует судьба армян не только в самой Армении.
В этом же году, в октябре, будут выборы и в Грузии. То есть год будет напряженный, поэтому Грузия будет вынуждена адекватно реагировать на любые поползновения», - сказал Р.Гусейнов.
Еще одной причиной жесткой реакции грузинской стороны, по его мнению, является то, что «дополнительное малейшее попустительство армянскому национализму может послужить возникновению весьма справедливых вопросов у представителей других народов, проживающих на территории Грузии, у которых нет и толики тех прав и свобод, которые есть у армян Джавахетии».
«Мы постоянно сталкиваемся с проблемами переименования населенных пунктов, топонимов в азербайджанонаселенном регионе Квемо-Картли. Оттуда часто поступают жалобы на то, что нарушаются элементарные права азербайджанцев. Однако мы братские народы и государства, и эти вопросы решаем. Но все же на этом фоне видеть, что позволено и на что закрывают глаза грузинские власти в армянонаселенной Джавахетии, нельзя. Поэтому, видимо, уже сам официальный Тбилиси понимает, что настал очередной этап принять какие-то жесткие меры и пресечь новый виток армянского национализма», - резюмировал Р.Гусейнов.
Ялчин Алиев