НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Профессор Наргиз Муганлинская: «Уезжая из Азербайджана, я думала, что с медициной покончено...» - ФОТО
Новый интересный гость проекта «Наши за рубежом» - профессор Georgetown University и вице-директор кафедры внутренних болезней в Franklin Square Hospital, наша соотечественница Наргиз Муганлинская.
- Наргиз ханум, когда Вы навещали Баку в последний раз?
- В 2009 году. Да, к сожалению, был большой перерыв. Причин было несколько: маленькие дети, интернатура, карьера. Я не могла позволить себе долгие путешествия, но сейчас, добившись определенных результатов, могу ненадолго оторваться от работы и отдохнуть с семьей в родных краях. И мне очень лестно, что мой приезд заинтересовал некоторые медицинские круги в Баку, и я с большим удовольствием приняла приглашение провести консультацию в одной из местных клиник. За это время я также успела встретиться со своими одноклассниками. Мы дружны до сих пор.
- Значит, теперь Вы зачастите к нам, Вы реализуете здесь какой-то проект?
- Мне этого очень хотелось бы. Практиковать медицину мне приятно и интересно везде, особенно в своей стране. Профессия для меня не только специальность, но и увлекательное хобби. Постоянно узнаешь много нового и интересного.
Уезжая из Азербайджана, я думала, что с медициной покончено, но все обернулось совсем иначе. Наверное, у каждого своя судьба и мне просто на роду было написано лечить людей.
Что касается того, буду ли я часто приезжать. За время пребывания в Баку я успела встретиться со специалистами, с которыми мы обсуждали вопросы возможного сотрудничества по таким темам, как хронические болезни легких, проблемы гипертонии, современные способы борьбы с сепсисом и т.д. Мне кажется, в медицине есть очень много перспективных областей и направлений, которые можно развивать в нашей республике. Я вижу, какое большое внимание уделяется молодому поколению как лидерам. Мне нравится наблюдать не только за тем, как меняется внешний облик города, но и за тем, как развивается, модернизируется психология, мышление и подход людей к современному миру. Это очень позитивные перемены на мой взгляд. И, естественно, мне бы хотелось принимать участие в этом процессе, быть его частью. Я чувствую большую гордость за свою страну.
- Вы специалист по внутренним болезням. Второе образование Вы получили в Америке?
- Я окончила Азербайджанский медицинский институт по специальности хирургия. Какое-то время работала в больнице №4. Но потом мы с супругом переехали в Штаты. Пришлось пройти через множество трудностей, чтобы достичь тех целей, которые я ставила перед собой. Сейчас я врач высшей категории по внутренним болезням. Мне была предложена работа в реанимационном отделении нашего госпиталя сразу после защиты диссертации. Я этим горжусь, ведь не так уж много врачей этого профиля, которые могут работать в реанимации. А еще мне очень приятно, что некоторые врачи со стажем звонят и просят посмотреть их больных.
За это время я успела защитить диссертацию по такой редкой теме, как синдром разбитого сердца. Эта тема и в самом деле была слабоизученной, и мой научный руководитель говорил, что я просто не смогу собрать достаточно материала для диссертации. Сейчас все больше врачей начинают узнавать и говорить об этой проблеме.
После защиты я была замечена одной из крупных больниц штата Мэриленд. В начале меня пригласили пройти стажировку по внутренним болезням. А когда я закончила обучение и получила высшую квалификацию, мне предложили такие «регалии», от которых я просто не смогла отказаться.
Сейчас я являюсь вице-директором программы по внутренним болезням на кафедре нашей клиники и профессором нашего университета. Я также участвую в процессе принятия студентов в резидентуру, которая находится при нашей клинике. И я очень бы хотела, чтобы в будущем и азербайджанские специалисты могли проходить здесь стажировку. Может, это нескромно, но я была первым человеком из Азербайджана, которому посчастливилось работать именно в этой сети госпиталей. На саму стажировку очень сложно попасть, и я помню, как моя семья болела за меня, пока я сдавала все экзамены. Очень приятно также знать, что на этом поприще добиваются заслуженного успеха другие талантливые врачи из нашей страны.
- Получается ли совмещать лечение больных с занятиями в университете?
- С определенным трудом, но получается. Я не только читаю лекции студентам, но и инструктирую тех врачей-резидентов, которые лечат пациентов в нашем госпитале. Параллельно с этим я посвящаю определенные часы работе в реанимации.
- Скажите, а как Балтимор стал важной частью вашей жизни?
- Мы переехали в США в 2002 году. Супруг получил приглашение на работу от одного научно- исследовательского центра. По образованию он химик, кандидат наук. Наши дети девочка и мальчик – они у нас близнецы – родились там. Первое время о карьере я и не думала. Но, за то время пока занималась детьми, успела и защитить диссертацию, и сдать экзамены, и поступить в резидентуру.
Наверное, самое главное правило, которое я усвоила за все это время – не задумываться над тем «что если». Нужно просто постараться жить сегодняшним днем так, чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях.
- Дети, наверное, уже в школу ходят?
- В Америке школой называют и детские сады, и школы, и образовательные центры. Своих детей я отдала в садик в 2 с половиной годика. Сейчас они переходят во второй класс. Дочка учится в школе для девочек, а сын в школе для одаренных детей.
Мы живем не в центре города, а в пригороде. Приходится два часа в день тратить на дорогу до работы и обратно. Человеку, который родился и вырос в районе Гагаринского моста и ходил в школу, на работу пешком, сложно было адаптироваться. У всех эмигрантов свои жизненные истории. Многое далось нелегко. Мне было сложно привыкнуть к чужой речи. Однажды утром я услышала за окном азербайджанскую речь вперемешку с русской. Мне показалось, что у меня уже галлюцинации. Но нет, это были наши земляки, жившие по соседству.
- Кстати, много ли наших проживают по соседству с Вами?
- Немного, но хорошо, что они есть. Мы дружим с двумя семьями. У нас общая культура, жизненные ценности, интересы.
- А как Вы ладите с местными?
- Нас с самого начала хорошо приняли. Восточное побережье более интернациональное, поэтому люди там дружелюбнее. Существует традиция приходить в гости на новоселье. Первое время многое было для меня необычным, например, когда соседи оставляли у нас свои ключи или вообще не закрывали дверей. Замечательно, что родители рядом.
- Несколько профессиональных вопросов. Вы многие годы работаете в американской системе здравоохранения. Вопрос риторический, наверное, но ощутили ли Вы разницу между тамошней медициной и нашей?
- Это сложный вопрос. Если говорить о внутренних болезнях, то в нашей стране, как я могла наблюдать, меньше внимания уделяется профилактическим мерам. Одна из наболевших тем – неэффективное лечение. Например, ко мне приходила женщина с язвой желудка, за то время что я вела здесь консультации, которой прописали целый список различных лекарств. И в этом длинном перечне, как ни странно, не оказалось ни одного действительно нужного лекарства от этой болезни. В Европе и Штатах использование какого-то лекарства или методики должно быть научно обосновано, иначе их просто не употребляют в лечении. И второй важный момент – постсоветская система классификации болезней не соответствуют мировым стандартам. Я сама в Баку училась на учебниках 73 года и помню, как долго мне потом пришлось переучиваться в Штатах.
- Вся надежда на молодых специалистов, которые проучившись в европейских и американских университетах, вернулись обратно в Азербайджан.
- Да, молодежь может и должна привнести новые знания и опыт в эту сферу. И я, в свою очередь, хочу помочь молодым азербайджанским врачам, которые приезжают учиться в Штаты, стажироваться в нашей клинике.
- Когда Вы поняли, что ваше призвание – медицина?
- Мой дедушка был врачом. Мама биолог, она только из-за боязни крови не пошла в медицину. В семье все хотели, чтобы я стала врачом, а с возрастом я и сама полюбила эту профессию. Я была единственным ребенком в семье. В меня многое вложили бабушка с дедушкой. А потом я стала получать большое удовольствие от учебы в лицее № 2. Этот лицей был создан академиком Мирзаджанзаде. Наш классный руководитель Галима Мехтиева создала для нас очень созидательный и благоприятный климат. К нам приходили известные личности, у нас были неординарные классы. Это сейчас подобного много в Баку, но в 91 году это было большой редкостью. Кстати, я мечтала стать или учительницей, или врачом. Сейчас я занимаюсь и тем и другим.
- Что такое успех в Вашем понимании?
- Наверное, любить то, чем ты занимаешься и иметь признание людей, которых ты уважаешь.
- Ваше самое большое достижение?
- Мои дети. Они для меня всегда были и будут на первом месте.
- Интересно, а Вам хотелось бы, чтобы Ваши дети пошли по вашим стопам?
- Конечно, хотелось бы, чтобы семейная традиция продолжалась. Но я поддержу любой их выбор будущей профессии.
- О чем мечтаете?
- Помните у Стругацких — «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным»? В мире, порой, слишком много озлобленности. Мне бы хотелось в нем видеть чуть больше доброты и понимания. Ведь в нем жить нашим детям.
- Ваши пожелания азербайджанцам всего мира…
- Когда мы только переехали в Соединенные Штаты, мне казалось, что вообще не стоило уезжать. Ведь мы прекрасно могли бы реализовать себя и в своей стране. Но так сложилась судьба. Я просто хочу пожелать всем нашим людям, где бы они ни были, возможности реализовать себя и свой потенциал. Найти себя и свой внутренний мир.
Ругия АШРАФЛИ
Фото: Эльнур Рзаев