ПРАВИЛА ЖИЗНИ. Орхан Фикретоглу: «Я вырос в самом центре Баку, а во времена моего детства были свои неписанные правила»
Писатель, телеведущий, 48 лет
Я никогда не вру. Прежде всего, я не вру самому себе. Не вру читателю и зрителю. Но я могу «редактировать» форму, в которой я высказываю свои мысли. Потому что с информацией нужно обращаться весьма осторожно.
Я никогда не обещаю, если есть хотя бы маленькая вероятность того, что не смогу сдержать данное слово.
Все мои важные жизненные принципы – результат воспитания, как домашнего, так и дворового. Я вырос в самом центре Баку, а во времена моего детства были свои неписанные правила, этакий «кодекс чести» любого уважающего себя мальчишки.
Сегодня люди, увы, мало читают, и оттого мало думают. Страшно то, что им дaже лень размышлять. А таких людей очень легко «заразить» любой идеей, выгодной кому-то более сильному и чужому.
Я убежден, что герой азербайджанского кино не Насими, не Бабек, а Джабиш муаллим - настоящий учитель.
Учитель – это пульс общества. Но сегодня в моде репетиторство – преподавание за деньги. А ведь настоящий учитель – тот, о котором говорят «От Бога», и которых мое поколение еще помнит, - всегда передает свои знания, опыт, ум безвозмездно, с любовью! Потому что иначе не мыслит ни себя, ни учительства. Наше общество сегодня нуждается в таком герое, в его воспевании и культивировании, как никогда!
Сегодня мало осталось людей, которых не затронул «грязный» капитализм. Никто не хочет сегодня дарить тепло, знания, нравственность от души, этим делятся только за определенную плату.
Это очень плохо, когда людям диктует их поступки не Бог, а деньги, не нравственность, а выгода.
Раньше люди дрались за правое дело, за честь – свою, любимой девушки, страны. Но сегодня «Богом» для многих стал манат. Ирония судьбы в том, что «манат» был именем одного из божеств, которым поклонялись те, кто еще не знал Аллаха и не воспринимал послания пророка Мухаммеда.
Столько достойных людей сегодня ушло… одни – в мир иной, другие – просто уехали. Это очень удручающий фактор. Потому что им на смену не пришли другие, такие же.
Я не хочу уезжать из Баку. Кто-то сказал уже, что у нашего города какой-то удивительный магнетизм, поэтому вдали от него сложно жить. Где бы я ни был - в ставшем родным Стамбуле или в Москве, где я учился, где живут родные и друзья, - я всегда очень скучаю по Баку. Здесь мои корни, здесь я состоялся как личность. А начинать в чужой стране жизнь с нуля в моем возрасте – неправильно, да и не нужно.
Меня очень радует, что меня любит народ. Я это чувствую и знаю. Правда, иногда степень этой любви совершенно не знакомых людей меня поражает.
Однажды меня попросили побыть рядом с умирающим человеком – таково было его последнее желание. Я это сделал, но это было очень тяжело.
Я чувствую огромную ответственность перед всеми, кто мне верит. Но это дает мне ощущение того, что я живу не зря.
Можете считать меня старомодным, но я не воспринимаю виртуальный мир всерьез. Мне кажется, что интернет – это как большая очередь: много людей, и все говорят о том, о чем понятия не имеют. Хотя в очереди у всех хотя бы были собственные лица. В интернете же полно «анонимов».
Меня нет ни в одной из соцсетей, хотя моих «клонов» там несколько штук. И меня это очень удивляет, потому что хозяев этих «липовых» аккаунтов я даже не знаю.
Я люблю работать с профессионалами и вообще не терплю «любителей» ни в одной сфере. По этой причине не люблю ни любительские театры, ни самодеятельность, ни «любительские взгляды» на мир.
Знаете, почему и для чего я пришел на телевидение? Я хотел создать телепроект для среднего класса, я хотел говорить с его представителями!
Сегодня – увы – в обществе преобладает низший класс, представителям которого не нужно слушать и не нужно думать! Они хотят лишь, чтобы их или смешили, или заставляли плакать. Они живут только инстинктами. И это страшно.
Я пришел к выводу, что то, что Бог хотел передать людям через пророков, на сегодняшний день себя изжило, поэтому все религии находятся в кризисе. Должна появиться другая религия, которая бы объединила всех. И роль «пророков» в данном контексте должны взять на себя именно писатели.
Люди должны читать – это единственный выход для тех, кто разучился думать. Но, к сожалению, писатели не могут достучаться до них, потому что с такими людьми не то, что общий язык – общий алфавит найти нельзя…
Почему умирает литература? Везде умирает! Возьмем, к примеру, русскую литературу, ведь какие были писатели: Достоевский, Толстой… А сегодня? Вы посмотрите на «слог» нынешнего пишущего «поколения метро». Ведь это просто кошмар, сплошной мат, сленг и пошлость.
Азербайджанские философы Сеид Яхья Бакуви, Бахманьяр – это же были люди, изменившие весь мир!.. А что происходит сегодня? Где мыслящие авторы?
Раньше люди гордились знаниями, родственниками из числа ученых или людей искусства. А сегодня гордятся исключительно количеством денег. Если упростить, их ценности сводятся к одному: поесть и «урвать» побольше денег. Это страшно, а для страны, давшей миру стольких мыслителей: Физули, Низами, Насими и других - просто стыдно и несерьезно…
Помните, Ницше говорил: «Бог умер»? А Достоевский говорил: «Если Бог умер, то все дозволено»… Сегодня – увы, - многие решили, что так и произошло, поэтому пришла вседозволенность. Это страшно, потому что агрессия людей по всему миру повышается, и мне порой становится страшно за будущее.
Я часто думаю: кто останется после того, как уйдут последние из тех, кто творил историю? Моему поколению еще повезло, нам удалось застать великих людей, которые строили наше настоящее. А что будет потом? Кто придет за нами?.. Страшно за детей.
У меня часто спрашивают, что я оставлю дочери, имея ввиду материальные блага и упрекая в том, что я к своим годам не приобрел почти ничего. Но я на это отвечаю, что я хочу оставить дочери справедливое общество. Я всю свою жизнь стремился к тому, чтобы помочь построить его.
Страшно, что больше 20 лет Карабах не у нас. И это не популизм, я действительно часто думаю об этом и считаю себя… и униженным, и ответственным за это. Да, это политика. Но я помню Карабах нашим! И я не могу не ощущать и не переживать ту гамму чувств и эмоций, которые чувствую в связи с этой проблемой.
Всю жизнь я стремлюсь к справедливости, борюсь за нее всеми доступными способами. Нет, я не Дон Кихот, но я все еще дерусь. Хотя, возможно, тоже с «ветряными мельницами»…
Я надеюсь, что моя дочь продолжит то, что я начал. И сделает то, что я, возможно, не смог или не успел… Ведь я не все свои замыслы смог реализовать – эфир отнимает очень много времени.
Я всегда говорю дочке: «Все делай продуманно, даже, если тебе дают совет те, кому ты очень доверяешь и кто для тебя авторитет». Ведь она – представитель другого поколения, и у нее – иная миссия. Больше всего я хочу, чтобы она жила в гармонии, чтобы познала радость созерцания.
Позитивного сегодня я вижу немало. Ведь, надо уметь видеть хорошее.
Нынешняя молодежь меня радует тем, что она открыта всему миру. Это – совершенно другие люди, они – граждане мира. У них – огромные возможности выбора, причем, практически во всех сферах. У нас такого выбора не было.
Единственная проблема – то, что молодые люди не читают книги. Но я не могу их винить, ведь любовь к чтению прививают в школе, а нынешние учебники – это отдельная и печальная история.
Знаете, иногда у меня создается ощущение, что некие силы извне специально вредят нашей стране, потому что Азербайджан – страна с огромным потенциалом.
У любого здравомыслящего человека должна быть вера в самого себя, прежде всего. Эта вера должна быть непоколебимой, но она должна иметь прочный «фундамент» в виде знаний.
Есть такой типаж людей, которым необходимо, чтобы ими управляли – им сам так проще и удобнее жить. Они не хотят думать.
Я человек верующий, но я не люблю говорить на эту тему, и тем более, кичиться своими какими-то «подвигами» в этом контексте. Мои взаимоотношения со Всевышним – это то, что должно оставаться между мной и Им.
Раньше я много дрался, у меня обостренное чувство справедливости. Никогда не мог пройти мимо, если видел, что кого-то незаслуженно оскорбляют или обижают. И таким я остался по сей день.
Если бы Бог сказал мне: «Убей», я бы не убил. Но Бог говорит мне: «Не убивай», и наши мнения по этому поводу совпадают. Поэтому я с Богом.
Я не живу без Бога. Я все время чувствую его присутствие. И я ему очень благодарен за то, что я всегда мог быть «солистом». И если ко мне прислушиваются, значит, прежде всего, я сам смог услышать то, что говорит мне Всевышний.
Раньше я никогда не писал себе тексты перед эфиром. Мог набросать тезисы в виде двух-трех предложений. Помню, со мной всегда из-за этого ругались суфлеры. А сегодня память уже подводит, записывать приходится больше.
Я верю в жизнь после смерти. Более того, я об этом знаю.
Верю в то, что мы отвечаем за каждый свой поступок. Не люблю людей, которые не боятся Бога – от них можно ожидать чего угодно. Но и они за все свои деяния обязательно отвечают.
Верю в чудо.
У нас с женой долгое время не было детей, мне даже советовали развестись с ней, но я считаю, что такой поступок – предательство. Решив, что раз Бог не дает детей, значит, так надо, я, конечно же, в глубине души очень хотел ребенка. Когда я поехал в Мекку, мне посоветовали подойти к знаменитому Черному Камню в Каабе, чтобы загадать самое заветное желание. А там – толпа людей, буквально поток, сквозь который невозможно пройти… Но я чудом добрался до камня, и вдруг увидел, что там стоит супружеская пара, и женщина – беременна. Испугавшись, что я могу невольно задеть ее и как-то повредить ее здоровью, я отступил, и тут же людской поток унес меня от заветного Черного камня. Так вот, на другой день и я, и все остальные были удивлены тем, как легко я попал к Камню – как будто кто-то невидимый заставил расступиться всех. Конечно, я подумал о самом заветном желании, но вслух попросил о другом – о здоровье для близких… А когда вернулся домой, узнал, что скоро стану отцом.
Многие мужчины сегодня стали слабаками – увы, это уже тенденция.
Мужчина должен быть мужчиной. Я не говорю сейчас о больных людях с нестандартной ориентацией. Я говорю о тех, кто под них «косит», потому что это стало модно!
Сегодня есть все, город и страна строится буквально заново. Как-то на открытии новой прекрасной мечети я сказал: «Да, все прекрасно. Но будет ли в ней достаточно истинно верующих?». И так во всем: строят прекрасные университеты, но в них не хотят учиться. Строят больницы с великолепной техникой – но там мало квалифицированных врачей. И все это потому, что образование в стране очень сильно хромает.
Интеллигент должен быть просветителем! Почему раньше представители интеллигенции стремились вкладывать инвестиции именно в образование и просвещение? Потому что думали о будущем.
Сегодня представители интеллигенции хотят быть диссидентами и народными поэтами одновременно, а так не бывает.
Я – «одиночка», и счастлив этому. Я никогда не был ни в одной партии, я не люблю быть причастным ни к одному «кругу». Я – Орхан Фикретоглу. Я – сам партия. И за независимость родной страны, за стабильность в ней я готов драться зубами.
Самое главное качество мужчины – это ответственность. А в женщине – верность и материнский инстинкт.
Я - за равенство в правах мужчин и женщин. Но я считаю, что у каждого – своя роль. Если один пытается заменить другого, получается хаос.
Мне, как и всем брутальным и некрасивым мужчинам нужно, чтобы от женщины шла теплота. Если женщина будет умной, холодной и расчетливой – мужчина от нее убежит.
Я не стал бы тем, кем я стал, если бы не любовь моей матери. Она всегда верила в меня, она хвалила любые мои попытки к самовыражению. И я старался быть лучше, чем был.
Если бы я встретился с Богом, я бы сказал: «Я узнал тебя».
Человеку необходимо осознать время. Наша душа живет вне времени, поэтому она вечна.
Текст: Натали Александрова
Фото: Лала Гулиева