Ровшан Керимов: «Горжусь тем, что я – единственный азербайджанец, работающий в Доме моды GUCCI в Америке»
Очередной гость авторского проекта «Наши за рубежом» - Ровшан Керимов, специалист по обуви Дома моды GUCCI, проживающий с семьей в Нью-Йорке (США).
- Ровшан, интересно, что в Баку вы приехали осенью, тогда как наши соотечественники, проживающие за рубежом, предпочитают приезжать на родину летом. Искупаться в водах Каспия, к примеру. Вообще, как часто вы приезжаете в Азербайджан?
- Раз в год точно бываю. Как правило, осенью. А вот море не особенно люблю. В этом мы с супругой едины - если и выбираемся на пляж, то позагорать. А вот дети поплескаться в море всегда готовы, не оттащишь.
- По специальности вы - архитектор. Как же сложилось так, что вы стали специалистом по обуви?
- Все началось с желания подзаработать немного денег. Когда я был студентом Строительного института, мне предложили стать компаньоном в обувном цеху, который, как сейчас помню, располагался в Дарнагюле. В цеху работали глухонемые мастера, и мне было очень интересно часами наблюдать за их работой. Это было в 90-х годах, на закате советской эпохи. Обувной цех был относительно прибыльным предприятием, и я решился открыть свой цех. Однако проработал он недолго. Дело в том, что продукцию мы, в основном, направляли в Россию, а с возникновением границ между нашими странами этот бизнес в Азербайджане стал постепенно вымирать, ввиду отсутствия рынков сбыта. Но интерес к обувному делу зародился у меня именно тогда.
- Когда вы снова вернулись к этому делу?
- 90-е годы запомнились мне как период брожения. Экономические трудности, усугубленные войной с армянскими агрессорами, заставили каждого искать свой путь, искать себя в новых условиях. То же самое было и со мной, выживал как умел - чем только не приходилось заниматься, чтобы прокормить семью. В 95-м году на три года уехал в Молдову, потом снова вернулся. В итоге приобрел себе автомобиль и стал работать в качестве таксиста. Так продолжалось около двух лет, пока не встретил своего старого друга Заура Теймурбекова, который сейчас, кстати, живет в Германии. Он является основателем первой степ-компании «Абшерон». Мы с ними разговорились, и наша беседа коснулась обуви для танцоров, которая, как известно, имеет в этом виде искусства очень большое значение. Им приходилось приобретать такую обувь в Москве, так как в Азербайджане никто не брался за ее изготовление. И тут меня озарило: «Почему бы и нет?». В результате, автомобиль был продан, а вырученные средства вложил в оборудование, нашел мастеров, помещение. Вот так мы и начали изготавливать обувь для танцевальных ансамблей в Азербайджане. В том числе и для Государственного ансамбля танца, от которого я позже получил письменные благодарности. Постепенно стали шить обувь на заказ, в том числе и для представителей шоу-бизнеса.
- Но, несмотря на это, вы все бросили и уехали в Америку?
- Это была не моя идея. У меня и мысли не было уехать из страны. Все получилось случайно. Супруга наудачу подала заявку на Грин-карту от своего и моего имени. Так получилось, что я выиграл ее с первого раза. Возникла дилемма – с одной стороны, налаженная и безбедная жизнь, широкий круг знакомых и связей, а с другой – возможность, которая выпадает далеко не каждому. Видимо, сказалась моя рисковая натура, и я решил попробовать. В принципе, если дела не пойдут, всегда можно вернуться назад. Без ложной скромности скажу, что до сих пор ту нишу, которую занимал я в свое время, в Азербайджане никто еще не занял.
И вот мы все – я, супруга, дочь и сын поехали в США, в Нью-Йорк. Супруга оставила свою работу, дочь только окончила школу, сын учился на втором курсе в БГУ, я же продал свой бизнес.
- Как же складывалась ваша жизнь на чужбине?
- Спасибо друзьям, которые встретили нас в Нью-Йорке, приютили на первое время, все показали. Это было нам большим подспорьем, всегда трудно ориентироваться на новом месте. Уже на второй день я нашел себе работу. Это был обувной магазин, где всем заведовал грек. Я набрел сюда, прогуливаясь вместе с сыном, который хорошо владел английским языком. Если честно, в тот момент особой нужды в деньгах не было. Но нужно было с чего-то начинать. И так как я хотел в Нью-Йорке заниматься тем, чем занимался в Баку, я решил присмотреться к этому бизнесу, как говорится, изнутри.
С хозяином магазина мы быстро нашли общий язык, и в переводчике нужды не было. Он просто показывал заготовку, и я уже понимал, что с ней нужно делать. Так прошло около 4 месяцев, я уже более-менее освоился и решил… купить обувной бизнес. Я присмотрел себе цех, который, честно говоря, едва сводил концы с концами. Порой, в течение дня там не было ни единого клиента. Но я решил приобрести его, будучи уверенным, что мне удастся раскрутить это место. Через год, работая изо дня в день, используя разные возможности, мне удалось достичь определенного прогресса. У меня появился собственный круг клиентов, обо мне было много положительных отзывов. Думаю, что все это и поспособствовало тому, что на меня обратили внимание представители GUCCI.
- Что же это было за предложение, от которого вы не смогли отказаться?
- Дом моды GUCCI в США присутствует давно. Открывая в Нью-Йорке customer service, иначе говоря, центр по обслуживанию клиентов, им понадобились специалисты. Представили компании вышли на меня и назначили встречу. Уже на интервью, после того, как я показал руководителю центра письма с благодарностями из Баку, рассказал свою историю, мне устроили целый экзамен по видеоконференции с Италией.
Представьте, самые именитые мастера GUCCI наблюдают за мной в монитор. Мне дали заготовку, специально недоделанную модель обуви, и предложили закончить модель. Мои действия впечатлили «экзаменаторов», и меня пригласили ровно на месяц в святая святых – на фабрику GUCCI.
По возращении я стал работать customer service, в мои функции входит проверка качества обуви. Если имеется какой-либо брак, то, если это возможно, мы на месте устраняем недочеты, а если нет, то отправляем в Италию. В этом качестве я работаю уже два с половиной года. Сейчас мы расширяемся, и к нам поступает обувь не только от GUCCI, но и от других брендов, входящих в конгломерат KERING (Brioni, Saint Laurent, Bottega Veneta, Stella Mccartney, Boucheron, Puma и другие).
- Вопрос, который не могу не задать. У вас в Баку, а потом и в Нью-Йорке, был небольшой, но свой бизнес. Сейчас вы стали частью большого конгломерата. Каковы ваши впечатления? Стало ли легче или, наоборот, сложнее?
- Это сложная, но престижная работа. Поначалу, конечно, было сложнее, нет той свободы в действиях, которая всегда у меня была. Но эта работа – огромный стимул для моего профессионального развития, как в рамках самой компании, так и личного роста. Горжусь тем, что я – единственный азербайджанец, который работает в этом конгломерате, и тем, что я первый мастер GUCCI в Америке.
- Чувствуете себя счастливым?
- Да, можно сказать, что все, к чему я стремился в жизни в Америке, сбылось на 80%. И я не имею в виду мою работу. Речь идет о детях. Дочка поступила в Университет Пенсильвании, отучилась там четыре года. Все это время она жила отдельно от нас. Сейчас она развивается в сфере IT, пробует возможности для дальнейшей карьеры. Сын в настоящее время работает в турецкой компании специалистом по экспорту. Однако у него есть желание учиться по специальности medical engineering. Супруга преподает в Америке русский язык, она уже успела себя показать, многие родители стремятся отдать своих детей к ней в класс.
Мои дети получили образование, могут самостоятельно решать, что им делать в жизни. Многое зависит от воспитания, которое им дали в семье. Так что, свою миссию отца частично выполнил. Полностью же завершенной ее могу считать тогда, когда дети обзаведутся семьями и пойдут внуки. А мне ничего большего и не нужно.
- Какой вам показалась Америка? Какой вы ее представляли до переезда?
- Я здесь живу уже более шести лет. Это действительно великая страна, где любой, кто попал сюда и в ладах с руками, ногами и мозгами, может построить себе такое будущее, которое захочет, и добиться успеха. Нью-Йорк, когда я впервые его увидел, потряс меня, не зря он считается столицей мира.
- Этот успех пришел и к вам…
- Добиваясь успехов на чужбине, я ни на минуту не забываю о своей родине. Я люблю свой родной Азербайджан, свой Баку. И где бы я ни был, частичка родины всегда будет со мной.
- Благодарю за искреннюю беседу!
- А я выражаю вам благодарность за приглашение в проект!
Ругия Ашрафли