Памятка Владимиру Казимирову о причинах перемирия в Карабахской войне в мае 1994 года
БАКУ, 24 ноя – 1NEWS.AZ
Отметим, что в российских и армянских СМИ был напечатан материал экс-сопредседателя МГ ОБСЕ Владимира Казимирова, в котором он в частности утверждает, что в апреле-мае 1994 года Азербайджан, оказавшись чуть ли не в безвыходном положении в Карабахской войне, инициировал подписание режима прекращения огня.
При этом г-н Казимиров «забывает», что режим о прекращении огня между армянскими и азербайджанскими войсками подписывался неоднократно, но постоянно нарушался возобновлением новых боевых действий. Бывший сопредседатель от России молчит о причинах, по которым именно подписание режима прекращения огня в мае 1994 года привело к полной остановке боевых действий на Карабахском фронте. Напомним о последствиях некоторых предыдущих попыток остановить военные действия в Карабахе.
К примеру, 21 марта 1992 года было заключено временное недельное перемирие, август - сентябрь - российский посредник Владимир Казимиров добивается временного прекращения огня, впоследствии продленного до ноября. Но в этот период становится ясно, что российская сторона, воспользовавшись передышкой, приступила к поставкам вооружение армянским ВС. В итоге на Карабахском фронте вновь возобновляются военные действия.
В мае 1992 года вновь достигнуто временное прекращение огня. Затем, 8 мая 1992 года, теперь уже по инициативе Ирана между руководством Азербайджана и Армении была проведена трехсторонняя встреча. Позже стало ясно, что согласившись на прекращение огня во время указанной встречи, президентов в Тегеране, армянская сторона преследовали иную цель оккупацию стратегически важного города Шуша.
Именно эта встреча была нужна Армении для скрытия своих планов от международной общественности. Безусловно, руководство Армении заранее было осведомлено о готовящемся наступлении. Потому что, оккупация Шуши совпадает по времени с проведением армянским руководством переговоров в Тегеране и требованием прекратить огонь. Вместе с тем, как всегда, армяне в преддверии наступления распространили по всему миру дезинформацию о мощных атаках из Шуши на Ханкенди.
Спустя несколько дней после оккупации Шуши, уже 18 мая, город Лачин был захвачен вооруженными силами Армении. Оккупация Лачина стала свидетельством того, что война вышла за пределы бывшей НКАО и показала, что у Армении далеко идущие агрессорские аппетиты.
Однако даже после оккупации Шуши, Азербайджанская Республика не отказалась от содействия посреднических миссий и еще раз продемонстрировала, что является сторонницей решения проблемы в рамках принципов ООН и ОБСЕ. В мае 1992 года в Риме начался первоначальный этап из серии переговоров Минской группы ОБСЕ. Встреча в Риме, проведенная с участием представителей 11 стран - США, Турции, России, Франции, Италии, Швеции, Чехии, Словакии, Белоруссии, Азербайджана и Армении, носила своего рода цель подготовки к Минской конференции по Нагорному Карабаху. Но оккупация Шуши и Лачина со стороны вооруженных сил Армении превратилась в препятствие на пути воплощения Минской конференции взявшей на себя миссию установления мира
В течение 1992-1994 года на Карабахском фронте шли тяжелые бои с переменным успехом. В 1994 году впервые отмечено появление боевых самолетов у Армении. Россией Армении были переданы четыре Су-25 в рамках военного сотрудничества СНГ, а в дальнейшем поставки российских вооружений и участие военных специалистов в Карабахском конфликте на армянской стороне приняло массовый характер.
Зимой 1993-1994 года начались тяжелые бои в Тертерском и других направлениях. Битва за Омарский перевал (зима 1993—1994) в Кельбаджарском направлении, стала одним из самых кровопролитных эпизодов завершающей фазы армяно-азербайджанской Карабахской войны. В результате зимней кампании 1994 года линия фронта слегка переместилась, так как Азербайджану удалось отбить у армянских войск лишь небольшие части своей территории.
15 февраля — азербайджанские ВС берут обратно Горадиз и часть Физулинского района и отбрасывают назад противника по южной линии фронта. 10 апреля 1994 армянские формирования начали Тертерскую операцию. На основном участке наступления армянская сторона бросила в бой около 1500 военнослужащих и 30 единиц бронетехники (17 танков). Несмотря на то, что сперва армянской стороне удалось ценой больших потерь продвинуться вперед до Агдама, затем наступление захлебнулось и переросло в позиционные бои с переменным успехом. Одни и те же населенные пункты иногда несколько раз в день переходили из рук в руки.
Для армянских войск стала складываться тяжелая ситуация, поскольку стало ясно, что на равнинной местности они значительно уступают по боевым качествам азербайджанской армии. Прежде армянские войска пользовались преимуществами горной местности и сложной географическими условиями нагорной части Карабаха, что приводило к большим потерям азербайджанской стороны. Но когда боевые действия перенеслись в Арранскую и Муганскую низменность, армянская сторона в открытом бою, начала нести тяжелые потери от азербайджанских ВС.
Воспоминаниями о тяжелых боях апреля-мая 1994 года с 1news.az поделился ветеран Карабахской войны, разведчик Сахиб Ширинов, принимавший участие в этих боевых операциях.
«Начиная с 12 апреля и до конца месяца на южном - Агдамском направление фронта развернулись драматические события. Театр боевых действий принял небывалый размах. Перед армянскими силами была поставлена задача: любой ценой овладеть важным стратегическим пунктом - перекрестком магистральной дороги Агдам-Евлах (в народе его называют Дердйол). Захватив этот участок армянские ВС стремились тем самым получить контроль над стратегической дорогой ведущей в Тертер, где шли тяжелые бои. В результате Тертер почти оказался бы в армянском кольце, кроме того, отсюда из Дердойла, легко было бы напасть и на другие районы Азербайджана», - рассказывает Ширинов.
«С армянской и азербайджанской сторон продолжалась переброска воинских подразделений в этот район. Боевыми операциями управлял лично начальник Генштаба Азербайджана Наджмеддин Садыгов, который руководил боем на передовой, находясь под артиллерийским обстрелом. Бои шли в селениях Юсифджанлы, Тагы, Шихляр, Сума Агдамского района. Эти тяжелейшие бои вошли под названием Гюллиджинского сражения – по названию села Гюллиджа вокруг, которого развернулись наиболее драматические события. Ценой огромных потерь армянам удалось закрепиться в этих небольших селениях. Но они так и не сумели овладеть Агдамским перекрестком дороги Агдам-Евлах, что сделало безрезультатными все понесенные армянской стороной потери», - отметил разведчик.
«Армянские ВС не смогли достичь своей основной цели. Эти сражения стали, пожалуй, самыми кровопролитными в истории Карабахской войны. Обе стороны понесли большие потери. Именно здесь армяне поняли, что воевать против азербайджанцев им не под силу. Азербайджанская армия оказала сильное сопротивление. Каждый день эти селения выходили из рук в руку. Обе стороны, неся огромные потери, все чаше и чаше нуждались в новых боевых подразделениях», - вспоминает Ширинов.
«Тогда, в апреле 1994 года, наш батальон, находившийся в Н-ской в/ч Ходжавендского (Мартунинского) района, был поднят по тревоге и переброшен на Агдамский участок, в направлении магистрального перекрестка Дердйол и села Гюллиджа. Отмечу, что наш батальон состоял из опытных воинов и был укомплектован для ведения наступательных боев. Оставив несколько взводов на не менее сложной оборонительной линии Ходжавендского направления, наш батальон получил приказ немедленно явиться на распоряжение Генштаба. Усиленные две роты нашего батальона в разных направлениях бросились в атаку. Фаворитом этого сражения были солдаты роты Джабиева. Из-за отсутствия кадровых офицеров 22-летний сержант Джабиев командовал ротой. Он должен был вступить в бой против хорошо обученных вражеских подразделений. Каждый понимал, что ожидаетих. И не было не малейшего шанса выжить в этом аду. Человеческая жизнь утратила ценность в этой мясорубке», - вспоминает разведчик.
«Поразительно, что рота Джабиева потеряв двух убитыми и многих раненными, несколько раз штурмом взяла село Юсифджанлы, нанеся сокрушительный удар врагу. Этими азербайджанскими солдатами были разгромлены отдельные элитные подразделения армянской армии. Наш батальон под командованием бывшего сержанта Советской Армии Ильяса Гусейнова (старший брат разведчика Ибада Гусейнова, ликвидировавшего в июне 1993 года международного террориста, армянского полевого командира Аво Монте Мелконяна) блестяще проявил себя в ожесточенных боях, после которых на поле оставались сотни убитых со стороны противника», - отмечает карабахский ветеран.
«Помимо этого, благодаря точным переданным координатам майора Эфендиева, начальником штаба полка, который лично участвовал в бою с ротой Джабиева, блестяще показала себя азербайджанская артиллерия. Гюллиджинское сражение сломила боевой дух армянской армии, а создавшаяся проблема нехватки людских резервов поставила армянское командование в сложное положение. Возможно именно эти, огромные потери армян заставили идти на мирные переговоры. По словам армян - участников этих боев, в апреле-начале мая 1994 года в Тертерском направлении, в Гюллиджинском сражении и в боях за Горадиз они понесли ужасающие потери, которые составили около 20% потерь в живой силе со стороны армян за всю Карабахскую войну. Чтобы составить полную картину, следует отметить, что в боях за Дердйол в апреле 1994 года, в течение месяца, в отдельные дни полностью уничтожалось по 2-3 батальона армянских ВС», - констатировал Ширинов.
Именно эти тяжелые потери армянской армии и невозможность продолжать военные действия против азербайджанской армии на равнинной местности, вынудили армянскую сторону пойти на подписание бессрочного режима прекращения огня. Триумфальная и молниеносная победа азербайджанской армии в апреле-мае 1994 года заставила армянскую сторону пойти на прекращения Карабахской войны.
5 мая 1994, при посредничестве группы государств СНГ парламентские структуры Азербайджана, Армении и представителе Нагорного Карабаха подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. Данное соглашение вступило в силу в полночь 12 мая 1994 года.
Ризван Гусейнов