Памятника Андранику в Сочи не будет – Мэр города
БАКУ, 14 фев – 1NEWS.AZ
Памятника головорезу Андранику в Сочи никогда не было и не будет.
Как сообщает 1news.az, об этом мэр города Сочи Анатолий Пахомов заявил журналистам из Азербайджана, комментируя вопрос, связанный с распространенной несколько месяцев назад информацией о планах по установлению в Сочи памятника армянскому головорезу Андранику Озаняну.
«Могу сказать, что этого никогда не было и никогда не будет. Если кто-то захочет поставить памятник - пожалуйста, у себя на родине. Мы гостеприимны, мы любим всех, и это все наши братья. Но есть вещи политические, их надо решать у себя на родине, но не у нас. И такого не было. Это сказки или надуманное. У меня это не в первый раз спрашивают. Этого не было и быть не может», - подчеркнул А.Пахомов.
Напомним, что Андраник Озанян родился в городе Шапин-Карахисар (Трапезундский вилайет Османской империи, ныне - провинция Гиресун, Турция). Этот дезертир из турецкой армии, когда-то помилованный за дезертирство турками и отпущенный с отрезанным ухом, отличился тем, что нападал на мирные турецкие села, где грабил и убивал крестьян.
Затем отряды, возглавляемые Андраником, воевали в период Первой Мировой войны против Турции, но вовсю Андраник «развернулся» на Южном Кавказе. В Нахичевани, Шаруре и Зангезуре летом 1918 года отряды Андраника совершили массовое уничтожение азербайджанского населения. Пробравшись через Джульфу из Южного Азербайджана в Нахичевань, он велел беспощадно уничтожать мусульманское население.
По данным краевого Комитета большевиков, в одном только селе Яйчи Нахичеванского уезда было убито 2 500 человек. Их трупы были потом сброшены в Араз. Атаки были нанесены также по Сурмели и Веди. Всего летом 1918 года в Шаруре и Нахичевани было убито 3 000 человек, в Зангезуре - 7 700 человек. С родных мест было изгнано 50 тысяч жителей. Вернувшись в Урмию (г. в Южном Азербайджане), где ему так и не удалось объединиться с английскими вооруженными силами, Андраник вскоре вновь появился в Азербайджане и напал на Зангезур, где в руины были превращены 115 населенных пунктов, убито и ранено более 10 тысяч человек. Около 150 тысяч спаслись, скрывшись на свободных от армян территориях.
На помощь Андранику пришли армянские бандитские формирования под командованием генерала Драстамата Канаяна (Дро). Вскоре армяне напали на села Каракышлаг, Багуд, Агуди, Багирбекли. В Каракышлаге было убито 200 человек. В Багуде 400 людей, спрятавшихся в мечети от бандитов, были сожжены. В Агуди Андраник велел зверски убить всех азербайджанцев за то, что они отказывались принять христианство. Жителям отрезали носы, уши, груди. В Багирбекли семеро мужчин и женщин были согнаны в один дом и сожжены заживо.
Позже Андраник занял позиции в городе Герусу (ныне г. Горис в Армении) и трижды пытался захватить Шушу, чтобы поднять восстание армян, составлявших в то время меньшую часть населения. А ситуация в Шуше, Карягине (Физули), Аскеране, Агдере и прочих районах Карабаха, а также Гейчи и Джеваншира и без того была накалена пробравшимися сюда из Зангезура войсками генерала Дро и объединившимся с ними отрядом Гарегина Нжде. Летом того же года в Геокче были разрушены 84 села (из них полностью уничтожено 24) и убито 60 000 человек (почти всё тогдашнее мусульманское население Гейчи), за исключением нескольких десятков людей, которым удалось спастись.
Во время боев в Зыбых, что в Зангезуре, отряд Андраника попал в окружение ополченцев, возглавляемых Султан беком. После ожесточенных боев дашнаки, потеряв часть боевиков, сдались в плен. Их ждала неминуемая смерть. Но «бесстрашный» армянский полководец Андраник Одноухий, стоя на коленях перед Султан-беком, со слезами на глазах умолял только о своей пощаде. Кaзнь обернулась фарсом.
Султан бек, шутки ради, предложил Андранику выбрать достойную смерть мужчин, но если тот не считает себя таковым, то он на глазах пленённых армянских солдат должен проползти между его ног. «Легендарный» герой Армении, пламенный борец за восстановление армянской государственности, он же царский генерал, он же английский агент, он же друг армянских большевиков, с радостью выбрал второе. Нa четвереньках, под смех крестьян, словно хорошо обученный цирковой пудель, он медленно, но грациозно прошёлся между сапог Султан бека. И тогда бек, с отвращением плюнув на него, сказал: «Отпустите этого пса, не стоит пачкать руки об такого гада».
Султан бек сдержал свое слово, доблестный генерал Андроник выжил, а его солдаты получили по заслугам.
Расим Бабаев