Азербайджан не является полигоном для применения понятия «политические заключенные» - Депутат
БАКУ, 21 окт – 1NEWS.AZ
В соответствии с представленной 7-8 октября 2011 г на некоторых веб-сайтах информацией, Общественное объединение "За права человека" заключило соглашение с министерством иностранных дел Норвегии по реализации проекта "Определение политических заключенных в Азербайджане и составление их базы данных на основе критериев ООН и СЕ".
Соглашение было подписано председателем Общественного объединения "За права человека" Эйнуллой Фатуллаевым и начальником отдела евразийского и регионального сотрудничества МИД Норвегии Маритом Хальсвиком.
Серьезное беспокойство вызывает предмет подписанного сторонами соглашения, официальное подписание соглашения на уровне начальника отдела норвежского МИД, а также сам факт подписания - сразу же после принятия Комиссией ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека решения о смене названия отчета на совещании 5 октября 2011 года.
Таким образом, следует разъяснить следующие важные моменты:
1. До сих пор институты ООН не принимали никаких конвенций, резолюций и иных документов в отношении концепции "политических заключенных". Следует отметить, что само понятие "политических заключенных" было введено в 1989-1990 гг профессором Карлом Ааге Нергардом, бывшим в то время в Намибии в составе миссии ООН; данное понятие использовалось на основе так называемых "принципов Нергарда". Хочу подчеркнуть, что "принципы Нергарда" не были и не могли быть приняты в качестве универсального документа, который можно было бы применить ко всем странам-участницам со стороны институтов ООН - как в то время, так и позднее. В то время там шло расовое и национальное противоборство, общество было расколото, но ситуация кардинально отличалась и все еще отличается от других стран мира - в особенности развитых и развивающихся. С другой стороны миссия по урегулированию конфликта в Намибии осуществляла свою деятельность по мандату генерального секретаря ООН и в рамках этой миссии "принципы Нергарда" не имели прецедентного права. Таким образом, указанные принципы не могут применяться к другим странам, а также к Азербайджанской Республике - стране, демонстрирующей комплексный динамический рост и имеющей статус восточноевропейской страны и страны-участницы Совета Европы. Следовательно, претензии на существование критериев ООН по политическим заключенным являются необоснованными, а неоднократные поиски политических заключенных в Азербайджане на основе несуществующих критериев этой глобальной организации означают, что подписавшие соглашение стороны занимают предвзятую и недружественную позицию по отношению к нашей стране.
2. Совет Европы до сих пор не принял общепризнанный документ, применимый ко всем странам-участницам. Исключительный случай для данной организации - при принятии Армении и Азербайджана в Совет Европы генеральный секретарь СЕ создал независимую экспертную группу с тем, чтобы положить конец обвинениям некоторых НПО о наличии политических заключенных в этих странах. На основании "принципов Нергарда" независимая экспертная группа составила отчет по критериям из 5 пунктов и представила его генеральному секретарю. Однако данный отчет не был утвержден в качестве юридического документа на пленарном заседании СЕ. Следует отметить, что эти критерии предполагали рассмотрение дел отдельных заключенных на основе всеобщего согласия в течение короткого срока и представляли собой временные основы. С тех пор на пленарных заседаниях СЕ не принималось никаких применимых ко всем странам-участницам юридических документов по вопросу политических заключенных.
3. Хотя азербайджанская сторона неоднократно заявляла, что у ПАСЕ нет никаких документов по критериям оценки политических заключенных, некоторым заинтересованным сторонам удалось провести принятие в ПАСЕ резолюции 1272(2002) по “Политическим заключенным в Азербайджане”. Хочу отметить, что вопрос пересмотра дел некоторых заявленных политических заключенных упоминался в резолюции, но без указания критериев самой концепции "политические заключенные". Из 47 стран-участниц докладчик по политическим заключенным был назначен только для Азербайджана. Однако азербайджанская сторона упорно доказывала в Совете Европы, что дискриминация в отношении нашей страны недопустима. Наконец 5 октября 2011 года на заседании Комиссии ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека название отчета было изменено с "Определение политических заключенных в Азербайджане" на "Пересмотр вопроса политических заключенных в странах-участницах СЕ". Однако изменение названия отчета не предполагает решения проблемы, так что документ, охватывающий юридический характер и критерии концепции "политических заключенных" не был принят на пленарном совещании ПАСЕ.
4. Имеющие прецедентное право по своим решениям, международные суды, так же как и Европейский суд по правам человека, не используют концепцию "политических заключенных" в практике и не озвучивают какие-либо определенные критерии данной концепции в своих решениях.
Таким образом становится очевидным, что подписавшие соглашение по "Определению политических заключенных в Азербайджане и составлению их базы данных на основе критериев ООН и СЕ" стороны занимают необоснованную, надуманную и пристрастную позицию и нацелены на создание негативного мнения мировой общественности об Азербайджане. Норвегия является участником Совета Европы и я могу заверить, что министерство иностранных дел этой страны в курсе, что у СЕ и ООН нет общепринятых критериев в отношении политических заключенных. В этом случае, что же стоит за этим расследованием в отношении политических заключенных в Азербайджане, которое норвежский МИД собирается проводить на основе мнимых критериев СЕ и ООН? Вне всякого сомнения, целью подписавших соглашение сторон, так же как и министерства иностранных дел Норвегии, было вмешательство во внутренние дела Азербайджана и - под различными предлогами - подрыв политической стабильности в стране.
Я считаю, что соответствующим правительственным учреждениям Азербайджанской Республики следует принять незамедлительные меры по данному вопросу и довести до сведения Норвегии, что необоснованное вмешательство во внутренние дела Азербайджана является недопустимым. Наконец, все должны недвусмысленно осознать, что Азербайджан не является полигоном для применения понятия «политические заключенные», не имеющего определенной международно-правовой природы и критериев.
Эльхан Сулейманов
Депутат Милли Меджлиса от г. Шемаха
Член Делегации Азербайджана в ПАСЕ
Глава Делегации Азербайджана в ПА Евронест