«Иран в Центральной Азии: наличная ситуация и перспективы» - Newtimes.az | 1news.az | Новости
Политика

«Иран в Центральной Азии: наличная ситуация и перспективы» - Newtimes.az

17:00 - 04 / 12 / 2014
«Иран в Центральной Азии: наличная ситуация и перспективы» - Newtimes.az

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью: «Иран в Центральной Азии: наличная ситуация и перспективы».

Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:

«Поступают сообщения о наблюдающихся переменах во внешней политике официального Тегерана. В этом ряду особое значение имеет политика Ирана в центрально-азиатском направлении. Дело в том, что этот регион традиционно играл серьезную роль для Ирана. В настоящее время по мере интенсификации геополитической борьбы вопрос значительно актуализировался. В этом контексте экспертов интересует вопрос о том, в каком преимущественно аспекте развивает Тегеран отношения с центрально-азиатскими странами и на что рассчитывает.

Избавление от изоляции: роль Центральной Азии

Центральная Азия для Ирана исторически имела важное в геополитическом и религиозном планах значение. А на нынешнем этапе указанный регион превратился для Тегерана в один из основных внешнеполитических приоритетов. Специалисты, изучающие причины этого, прежде всего, отмечают желание Ирана избавиться от изоляции.

Выбор именно этого региона в этих целях имеет под собой основания. Традиционно страны Центральной Азии имели тесные связи с Ираном. Здесь расположены и государства, населенные близкими в этническом плане к иранцам народами, к примеру, Таджикистан. Кроме того, в Узбекистане и Афганистане также живут ираноязычные группы. Не следует забывать и о религиозном факторе. Правда, в Центральной Азии живут в основном сунниты. Но, несмотря на это, официальный Тегеран проводит тонкую внешнюю политику и пытается не отдалять от себя народы этого региона.

Все это вполне соответствует курсу на избавление от геополитической и экономической изоляции. Иран постепенно реализует программы, связанные со всеми сферами стран региона. Но это отнюдь не приносит всем странам региона одинаковый эффект. Тегерану легко найти общий язык с Таджикистаном. С этим государством налажены хорошие отношения почти по всем направлениям. Еще в 2006 году была создана трехсторонняя комиссия сотрудничества с участием Ирана, Таджикистана и Афганистана. Тогда президент М.Ахмадинежад говорил, что безопасность этих трех государств тесно связана друг с другом.

Кроме того, Иран вложил инвестиций в объеме 50-60 млн. долларов США для прокладки в Таджикистане горной тоннели. Тегеран вложил 220 млн. долларов для строительства Сангтудинской гидроэлектростанции, а для тоннеля Анзоб предоставил таджикской стороне помощь на сумму 31 млн. долларов.

Примечательно, что этого недостаточно для того, чтобы Иран был основным партнером Таджикистана. По подсчетам экспертов, России и Китаю удалось наладить с Душанбе более широкое сотрудничество. Разумеется, даже это не означает, что Иран для Таджикистана отходит на второй план. Если Тегерану удастся избавиться от международной изоляции, то его отношения с Душанбе очень скоро могут подняться на новый уровень.

В отличие от Таджикистана, отношения Ирана с Узбекистаном противоречивы. Здесь сочетаются позитивные и негативные факторы. Несмотря на внимание, которое уделяет этой стране официальный Тегеран, а также на интенсивность дипломатических визитов, пока в основном удалось реализовать определенные проекты в сфере транспорта. Эксперты объясняют это тем, что до 2005 года для официального Ташкента приоритетом была Америка, а также осторожным отношением узбекских властей к Исламу в политике.

Развиваются отношения Ирана и с Туркменистаном. Согласно статистическим данным за 2012 год, в сотрудничестве с Ашхабадом Тегеран после России и Китая занимал третье место.

Российский эксперт С.Мутов считает, что развивая отношения с Туркменистаном, Иран преследует исключительно прагматичные цели, пытаясь извлечь выгоду из природных ресурсов страны. Вместе с тем крайне важна для Тегерана геополитическая позиция Ашхабада. Наконец, следует отметить и то, что в северных провинциях Ирана проживает много туркменов.

По оценкам специалистов, хотя отношения Ирана с Казахстаном носят дружественный характер, многовекторная внешняя политика Астаны накладывает определенные ограничения на отношения с Тегераном. Усиление сотрудничества Казахстана с Россией и Китаем не оказывает негативного воздействия на отношения с Ираном. Однако у Тегерана нет возможностей оказывать экономическое влияние на Астану. А геополитический интерес Ирана к этой стране большой. Эксперт из Казахстана М.Губайдуллина отмечает, что Тегеран имеет для Астаны «стратегическое значение в широкой региональной кооперации». В связи с этим прогнозируется, что отношения между двумя странами будут развиваться.

Ирано-киргизские отношения особо не заметны. Хотя экономические отношения между двумя странами находятся на высоком уровне, все же они отстают от России, Китая и Турции. Кыргызстан и Иран сотрудничают в основном в рамках международных организаций. С уходом сил НАТО из Афганистана геополитическое значение Бишкека для Тегерана еще более возросло. Эксперт М.Губайдуллина считает, что в настоящее время ирано-киргизские отношения «носят деловой и еще более дружеский характер» (см.: предыдущий источник). Скорее всего, Иран будет стараться расширять свою деятельность в этом направлении.

Суперсилы: геополитические игры сбалансирования

Как видно, Ирану удалось занять в Центральной Азии определенные геополитические и экономические позиции. В борьбе за лидерство Иран не вступает в состязание с Россией, США и Китаем. В этом Тегеран, быть может, и прав, так как в плане потенциальных возможностей Иран сильно отстает от этих государств. Но, отдавая приоритет расширению экономических и культурных отношений с государствами региона, официальный Тегеран последовательно движется к своей стратегической цели. Не следует забывать, что, руководствуясь религиозными суждениями, в кризисных ситуациях страны Центральной Азии могут предпочесть Иран. Очевидно, именно по этой причине Иран пытается расширить свое присутствие в этом регионе не в политическом и геополитическом плане, а в социокультурном и экономическом.

Эта сторона вопроса во многом связана с российским, китайским и американским факторами. Если процесс сближения Ирана с Америкой продолжится, то эти страны могут быть партнерами в Центральной Азии. По прогнозам экспертов, вероятность налаживания между ними отношений высока. Например, российский специалист В.Сажин уверен, что Америка сильно заинтересована в решении ядерной проблемы Ирана.

Но высказывается мнение и о том, что, поскольку Тегеран вносит новое содержание в отношения с Западом, он готов отодвинуть на второй план партнерство с Россией. Как доказательство сказанного указывается на распространение официальным Тегераном противоречивой информации о сотрудничестве с Западом в энергетическом вопросе.

Что касается Китая, то отношения с этой страной строятся в несколько иной плоскости. Тегеран и Пекин отдают приоритет отношениям в сфере транспорта и энергетики. В Иране осознают, что соперничать в Центральной Азии с Китаем нелегко. Однако, поддерживая геополитические и экономические инициативы Пекина, официальный Тегеран обретает тем самым сильного партнера. Тегеран поддерживает и идею создания банка развития Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС).

На фоне сказанного интересной представляется мысль о том, что 2014 год может стать переломным пунктом для Ирана. Если Тегерану удастся нормализовать отношения с Западом, то этот прогноз подтвердится, и в крупном геополитическом пространстве может возникнуть новая геополитическая динамика. Причем этот вопрос не будет ограничиваться только лишь Центральной Азией. Здесь могут проявиться новшества, имеющие значение на глобальном уровне. Вместе с тем трудно говорить что-либо конкретное о возможных результатах сказанного».

Newtimes.az

Поделиться:
1843

Последние новости

После убийства жены Бишимбаев переписывался с другими женщинами – в суде зачитали его перепискуСегодня, 12:06Замминистра обороны РФ арестован пока на два месяцаСегодня, 12:05Погода на четверг: В Баку ожидается до 28° теплаСегодня, 11:59Посол Швеции встретился с Fahree и Илькином Довлатовым – ВИДЕОСегодня, 11:56Ульвия Фаталиева продолжает лидировать на ЕвроСегодня, 11:53Началась поездка участников международного форума на освобожденные от оккупации территории - ФОТОСегодня, 11:50Символ надежды: Трогательная история потерявшего глаз жеребенка Угура - ВИДЕОСегодня, 11:39Состоялось заседание Наблюдательного совета Азербайджанского инвестиционного холдинга - ФОТОСегодня, 11:28Египет приветствует достигнутые между Арменией и Азербайджаном договоренностиСегодня, 11:25Президент Кыргызстана прибыл в Азербайджан - ОБНОВЛЕНОСегодня, 11:24В Баку за загрязнение окружающей среды оштрафованы известные рестораныСегодня, 11:21Женская сборная Азербайджана по боксу осталась без медалей ЕвроСегодня, 11:11Заставлял признаться в измене: видео, где Бишимбаев издевался над Нукеновой, показали в суде - ФОТО - ВИДЕОСегодня, 11:05Генсек ОДКБ: Решение Армении покинуть организацию или остаться в ней – ее суверенный выборСегодня, 10:57В Баку открылись Дни кыргызского кино – ФОТОСегодня, 10:56Фильм режиссера Азера Гулиева включен в конкурсную программу Каннского фестиваляСегодня, 10:30В Сумгайыте пропал 27-летний молодой человекСегодня, 10:27В центре Баку на тротуаре строится непонятная «будка» - ФОТОСегодня, 09:50Пакет законопроектов о помощи Украине прошел процедурное голосование в Сенате СШАСегодня, 09:49UWW подтвердил лицензию Турана Байрамова, но дисквалифицировал судейСегодня, 09:47
Все новости

1news TV