Фархад Мамедов: Баку, Анкара и Тбилиси перешли на уровень стратегического партнерства
Уровень взаимоотношений Азербайджана, Грузии и Турции перешел от стадии взаимозависимости к стадии стратегического партнерства.
Реализованные энергетические и транспортные проекты трансформируются из региональных проектов на уровень континентальных, так как взаимодействие в векторе Восток-Запад увеличивает значимость региона в Евразийском пространстве.
Об этом сказал глава Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Азербайджана Фархад Мамедов в Анкаре в рамках трехсторонней конференции по энергетической безопасности, транспорту и транзитным коридорам в Евразии.
Конференция такого формата проводится третий год подряд, и в этом году приурочена к 25-летию восстановления независимости Грузии и Азербайджана.
«За четверть века независимого существования наши страны оформили эффективный формат сотрудничества, институционально создали платформу, которая действует в соответствии с национальными интересами наших стран», - сказал на конференции Фархад Мамедов.
«История и география создали для нас условия для эффективного взаимодействия. Регулярные встречи президентов, министров иностранных дел, обороны и других профильных министров, парламентариев, предпринимателей и экспертов демонстрируют динамику взаимоотношений», - добавил он.
Совместные проекты
Энергетику и транспорт Фархад Мамедов назвал трендами региона. Выход азербайджанской нефти на мировой рынок и газа на региональный и европейский рынки создают базис взаимовыгодного сотрудничества трех государств.
«Президент Азербайджана Ильхам Алиев уже подчеркивал, что в мире очень редки примеры такого сотрудничества, реализации крупных региональных проектов, где вовлечены несколько стран и все проблемы решаются на основе компромиссов», - сказал Фархад Мамедов.
Он отметил, что Европа получит к 2020 году новый надежный источник газа, а к построенной инфраструктуре могут в будущем подключиться страны Центральной Азии, Персидского залива, Восточного Средиземноморья. Складывающаяся конъюнктура на энергетическом рынке региона и мира заставляют поставщиков искать готовые инфраструктуры для транспортировки нефти и газа в Европу.
Транспортная тема обретает новые контуры и становится реальной перспективой, отмечает эксперт. Увеличивающийся товарооборот между Китаем и Европой, перспективное направление в торговле Индии и Европы, увеличение товарооборота между Центральной Азией и Черноморским регионом создают условия для заполняемости этой транспортной ветки. Конкуренция в транспортной сфере составляется на основе безопасности, оперативности маршрутов, цены на перевозки.
«Северный маршрут, начинающийся с северных регионов Китая, практически полностью заполнен. Срединная линия транспортных перевозок осложнилась из-за конфликта на востоке Украины, - говорит Фархад Мамедов. - Проблемы с безопасностью в Ираке и Сирии не позволят в ближайшей перспективе использовать маршрут через Иран к Средиземному морю. Таким образом, практически все маршруты Центральной Азии будут проходить через Южный Кавказ и дальше – в Турцию, и через Черное море – в Украину».
Созданные в прошлом году платформы сотрудничества между транспортниками Турции, Грузии, Азербайджана и Казахстана, а также Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана создают возможность успешно конкурировать с другими маршрутами, убежден эксперт.
Вызовы
Наряду с перспективами сотрудничества Фархад Мамедов упомянул и вызовы, с которыми сталкивается регион. Это вопросы безопасности, оккупация территории Азербайджана со стороны Армении, агрессивный сепаратизм в Грузии и его поддержка извне, рост напряженности на сирийско-турецкой границе, активность террористических организаций в Турции.
«Процессы, которые произошли в последние несколько лет, демонстрируют, что ни одно государство не застраховано от этих бед. Также наши государства должны более плотно сотрудничать в направлении безопасности, охране энергетической инфраструктуры, а в будущем – и железнодорожной ветки», - сказал Фархад Мамедов.
«Для этого в ближайшем будущем возможно создание координационного центра по охране энергетической и транспортной инфраструктуры», - добавил он.
Следующим вызовом трехстороннего сотрудничества Азербайджана, Турции и Грузии эксперт назвал падение цен на нефть, что привело к девальвации национальных валют и повлияло на инвестиционные возможности трех стран.
«Азербайджанская Республика предпринимает шаги по выходу из сложившейся ситуации и переводу национальной экономики в постнефтяной период. Реализация многочисленных проектов именно в трехстороннем формате является приоритетом ненефтяного сектора экономики», - сказал он.
Также Фархад Мамедов призвал обратить внимание мировых центров к трехстороннему сотрудничеству Баку, Анкары и Тбилиси. С этой целью, как он отметил, была издана книга, состоящая из отчетов зарубежных аналитических центров о трехстороннем формате сотрудничества Азербайджана, где несколько репортов посвящено сотрудничеству Азербайджана, Грузии и Турции.
Цели и задачи сотрудничества
Должны быть четко сформулированы цели и задачи трехстороннего сотрудничества, отмечает Фархад Мамедов. Такой формат взаимодействия не направлен против кого-то, а инициирован самими странами участниками. Этот факт, по его словам, является очень важным элементом, так как создает впечатление о наличии у трех стран взаимного интереса в таком формате.
«Мы сами реализовали проекты, без посторонней помощи. Например, Конгресс США наложил вето на финансирование железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, боясь армянской диаспоры. Но это не стало препятствием для нас», - сказал эксперт.
«Наверно, интересы армянской диаспоры для США важнее, чем поддержка союзника по НАТО и государств, которые играют ключевую роль в Южно-Кавказском регионе», - добавил он.
Стратегический характер сотрудничества Азербайджана, Грузии и Турции, по словам главы ЦСИ, укрепляет независимость и создает возможности для развития. «Мы не вмешиваемся во внутренние дела друг друга. Общественное мнение в наших странах понимает важность трехстороннего сотрудничества, и любые инициативы извне, направленные против нашего взаимодействия, не имеют поддержки в обществах наших стран», - сказал он.
«В то время как в соседних регионах происходит фрагментация, закрываются границы и появляются новые конфликтные зоны, мы наращиваем взаимодействие, работаем в направлении углубления сотрудничества, поддерживаем друг друга в международных организациях», - подытожил он.
Следующая конференция в трехстороннем формате состоится в 2017 году в Баку.
1news.az