Азербайджанцы в Грузии-2 /ФОТО/ | 1news.az | Новости
Общество

Азербайджанцы в Грузии-2 /ФОТО/

10:17 - 10 / 07 / 2007
Азербайджанцы в Грузии-2 /ФОТО/

 На прошедших выходных я решил побывать в тех районах региона Квемо-Картли, которые отличались самой большой долей азербайджанского населения: Гардабанском и Марнеульском.

К счастью оба района очень близко расположены к Тбилиси и дорога на маршрутке не занимает более 40-45 минут. В первую очередь я поехал в Гардабанский район. Город Гардабани оказался, как и Дманиси, просто большим поселком. Население не превышает 17 тысяч человек. В райцентре есть благоустроенный Дворец культуры, где местные жители могут отдохнуть, имеется большая и красивая церковь - хотя большинство населения – мусульмане.

Других достопримечательностей в райцентре нет.

Будучи в райцентре я думал сначала встретиться с азербайджанцами, представленными во власти, наделенными определенными полномочиями и хорошо осведомленными о жизни населения района. Но, узнав, что я – журналист из Баку, они под разными предлогами старались избегать встреч со мной. Как мне потом объяснили, люди просто боятся за свои кресла. После этого я решил встречаться с простыми людьми, благо они ничего не боятся, им нечего терять.

В селах, расположенных вокруг райцентра, царит та же бедность, что и в других районах, населенных азербайджанцами, где я уже побывал.

Так, в поселке городского типа «7-й канал» проблема заключается в отсутствии поливной воды, которую власти решили продавать жителям поселкам по 100 лари за гектар в сезон. Питьевая вода есть, но за нее приходится платить по 2 лари 60 тетри в месяц на человека.

Несмотря на то, что свет и газ в поселке есть, но и тут не все ладно. За свет приходится платить почти вдвое больше, чем показывает счетчик. Власти объясняют такие поборы большими потерями электроэнергии в сети.

Землю, ранее принадлежащую местному совхозу, еще в первые годы независимости скупили приезжие люди. Власти обещали дать людям по 15 соток земли на семью, но многим так и не дали. Да и те, кому дали, жалуются, что много денег уходит на обработку земли. И это притом, что в поселке в основном живут пожилые люди, получающие пенсию в 38 лари. Молодежь уже давно уехала за границу – в Азербайджан и Россию.

Из поселка, где меня приняли как родного, сами жители отвезли в соседнее село Кесало. Там меня познакомили с одним из официальных лиц в этом селе – Бахрамом Исмайловым. Мы зашли с ним в обычную сельскую чайхану, всегда являющуюся своеобразным центром общественной жизни села и побеседовали.

Село Кесало является одним из крупнейших сел Гардабанского района – 6500 человек. Это 1450 семейных хозяйств. Хотя административная территория села составляет 2000 га, но земли людям еще совсем недавно не хватало. Так как ранее земля была захвачена арендаторами по 10-15 га. Но власти заставили их вернуть землю народу. Как результат - все кто хотели, получили от 15 до 50 соток земли. Поэтому сейчас уже можно сказать, что земельная проблема в селении Кесало решена. Но остаются проблемы, связанные с ее обработкой, так как не хватает сельхозтехники и запчастей к ней. А та, что имеется в наличии, дорого обходится.

Для решения этой проблемы Бахрам предлагает объединяться нескольким фермерам вместе и совместно обрабатывать землю. Тем не менее, более важной проблемой сельчан Бахрам считает безработицу. Людям негде работать, и потому чайхана всегда полна народу. Ранее в селе работал консервный (фруктово-овощной) завод. Но уже много лет как он не работает. Тут необходим инвестор, который вложил бы средства в переоборудование завода. А сырьевая база в селе имеется в достатке.

Другая важнейшая проблема села Кесало – незнание государственного грузинского языка. Из всего населения села только 3-4 человека нормально владеют грузинским языком. Грузинский язык в местной школе преподается, но на низком уровне. Учителя – грузины, не знающие азербайджанский язык. Директором школы был азербайджанец, теперь стал – грузин. Незнание грузинского языка порождает другую проблему, касающуюся всех сельских жителей-азербайджанцев, информационный голод, отсутствие доступа к информации на знакомом им языке.

Как еще одну проблему Бахрам выделил слабую работу в селе государственных органов. Власти пока еще не могут составлять реестры, земельные кадастры и все то, что связано с регистрационными вопросами.

К концу нашей с Бахрамом беседы я заметил, что мы окружены толпой сельских жителей, которые с интересом и некоторым возмущением внимают нашей беседе. Как потом выяснилось, жители были недовольны словами Бахрама, который, по их словам, приукрасил ситуацию в селе, так как работает во власти из желания ей угодить.

Бахрам стал оправдываться и все это переросло в стихийный митинг. Люди много говорили обо всех несправедливостях, что здесь происходят, обвиняя во многом самого Бахрама. Хотя ко мне, как представителю Азербайджана, никаких претензий не было, но возмущенные жители села не выпустили меня до тех пор, пока не поделились в беседе со мной всеми своими проблемами.

Тут выяснилось, что земельная проблема в селении Кесало все же существует. Многим людям, в частности, тем, что беседовали со мной, земли не дали. В то же время большое количество земли грузинские власти распределили среди своих. Так, значительная часть земли в селе захвачена пришлыми людьми – грузинами, близкими к власти. Но тут выяснилось, что сам Бахрам является землевладельцем и у него 14 га земли, которую он и не думает отдавать безземельным односельчанам.

Еще одним аспектом земельной проблемы в этом селе является то, что часть земель, принадлежащих селу, была изъята под проходящий в полукилометре от села нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. По закону, пострадавшие жители села должны были получить компенсацию, но ее получили только пострадавшие жители грузинских сел. А азербайджанцам ничего не дали. К тому же, когда строился этот нефтепровод, обещали, что многие жители села будут там работать. Но до сих пор там азербайджанцев почти нет.

В отношении безработицы сельчане мне объяснили, что в действительности работу можно найти, но за место надо властям заплатить 300 лари. Как результат, люди остаются безработными. Раньше они могли зарабатывать в России, но сейчас им туда дорога закрыта как гражданам Грузии. Поэтому многие хотят получить азербайджанские паспорта, чтобы спокойно ездить на заработки в Россию. 

Кроме того, дополнительное возмущение сельчан вызывает негласный запрет на торговлю на базарах в Тбилиси лицам азербайджанской национальности. Грузины заставляют азербайджанцев оптом в полцены сбывать свои продукты им.  

Еще одной проблемой сельчане называют беспредел на грузинской таможне на границе с Азербайджаном, когда никакие новые вещи, даже если это в единственном экземпляре и для себя, не разрешают провозить без растаможки.

Все это только способствует росту недовольства среди жителей села Кесало. И если ранее из этого села никто навсегда не уезжал, то скоро люди начнут уезжать туда, где можно заработать и прожить – в Азербайджан и Россию.

Следующее село, куда я поехал, располагалось рядом – Назарлы. Это тоже очень крупное село, насчитывающее 8 тысяч жителей. Но проблемы оказались теми же: ужасные дороги, 20% населения не получили землю. Остальным дали по 42 сотки на семью. Большие участки земли захвачены грузинами во время, так называемых, «аукционов», о которых азербайджанцы не были осведомлены и не могли принять участие, так как информация о них была в газетах на грузинском языке. А жители села грузинским не владеют. В итоге получилось так, что многие азербайджанцы, работавшие на земле по 10-15 лет, потеряли ее в ходе этих аукционов. К примеру, хорошую посевную землю в 110 га продали грузинам, а азербайджанцам раздали плохую землю, годную лишь под пастбища. Да и с сельскими пастбищами проблема. В свое время они не были оформлены на жителей села, а сейчас это все будет приватизировано и продано опять грузинам. 

С поливной водой опять общая проблема. Представители власти приходят к жителям сел и требуют за нее деньги, но при этом не показывают соответствующий закон или распоряжение местной власти. Жители согласны платить за воду, но на законном основании. Поэтому они и просят повесить в селах на видных местах объявления об этом в виде распоряжения на азербайджанском языке, чтобы люди это видели и понимали. Тогда никаких споров не будет.

В системе образования схожая с другими селами проблема: директором местной школы стал грузин, учителя грузинского языка – грузины, не знающие азербайджанского языка и потому не способные нормально преподавать государственный язык детям.

Как мне объяснили, сейчас в азербайджанских школах Грузии введена новая система преподавания грузинского языка, называемая – «тафтави» («колос»). Согласно этой системе обучение детей осуществляется на наглядных пособиях, без какого-либо перевода или объяснения. Короче, детей стали учить как животных в зоопарке.

Поэтому все сельчане очень обеспокоены за будущее своих детей, обучающихся в школах по такой примитивной системе. Они сомневаются, что дети таким способом смогут овладеть государственным языком и стать специалистами в своей стране.

И как всегда, в самых трудных ситуациях местные азербайджанцы уже не надеются на местные грузинские власти. Вся надежда остается только на Баку.   

Роман Темников, собкор. 1news.az в Грузии













Поделиться:
8973

Последние новости

Все новости

1news TV