ФРС США повысила базовую ставку второй раз за три месяца
Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США, как ожидалось, повысил ключевую ставку на фоне сильных макроэкономических показателей. Рынки ожидают еще два повышения в 2017 году.
Руководство ФРС по итогам двухдневного заседания приняло решение о повышении ставки по федеральным фондам на 0,25 п.п., до диапазона 0,75–1%. Это третье повышение ставки с декабря 2015 года, когда регулятор поднял ее с державшегося девять лет рекордно минимального уровня в 0–0,25% (второй раз — год спустя). Каждый раз ставка росла на 0,25%.
Решение комитета не принесло сюрпризов для рынка: макроэкономическая статистика за февраль превзошла ожидания, а представители ФРС в последние месяцы неоднократно давали сигналы о повышении ставки уже в ближайшее время.
Как показывали последние опросы Bloomberg и Reuters, эксперты фактически единогласно прогнозировали повышение ставки на 0,25 п.п. в марте. Возможность повышения ставки они уже заложили в котировки.
Внимание инвесторов будет приковано к комментариям ФРС и ее руководителя Джанет Йеллен, уточняющие перспективы денежно-кредитной политики в обозримом будущем.
Главным драйвером для ужесточения денежно-кредитной политики служат рост числа рабочих мест и растущие инфляционные риски. В последние месяцы представители ФРС, включая Йеллен и вице-президента Стэнли Фишера, заявляли, что регулятор близок к достижению целей по этим ключевым для определения ставки макроэкономическим показателям, и целесообразно повысить ставку уже в ближайшее время.
В феврале ситуация на рынке труда превзошла ожидания аналитиков. По данным Министерства труда, опубликованным 13 марта, безработица в феврале снизилась за месяц на 1 п.п., до 4,7% (как ожидали аналитики, опрошенные Reuters), а количество рабочих мест увеличилось на 235 тыс. (показатель превзошел ожидания). Согласно пересмотренным данным за январь, число рабочих мест выросло на 238 тыс., а не на 227 тыс., как сообщалось ранее. Средняя почасовая оплата труда в США в феврале выросла за месяц на 0,2%.
Растущие инфляционные риски подтолкнули ФРС ускорить темпы увеличения ставки в течение 2017 года. Йеллен на предыдущем заседании в декабре прошлого года сообщила о намерении повысить ее в этом году трижды, а не дважды, как планировалось ранее.
14 февраля она же, выступая в Конгрессе, заявила, что в условиях умеренных темпов роста экономики, приближения инфляции к целевому показателю (данные за январь появились спустя день) и стабилизации ситуации на рынке труда с кризиса 2008–2009 годов было бы неразумно медлить с ужесточением денежно-кредитной политики. Свою позицию она объясняла тем, что отказ от повышения ставки в ближайшее время приведет к тому, что впоследствии ее придется увеличивать еще более быстрыми темпами, что вызовет риски для финансовых рынков.
В начале марта сразу трое представителей ФРС — глава Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка Уильям Дадли, член совета управляющих ФРС Лаэль Брейнард и Глава ФРБ Сан-Франциско Джон Уильямс — заявили, что в условиях роста национальной и глобальной экономик основания для ужесточения денежно-кредитной политики стали более очевидными.
В 2017 году состоится еще шесть заседаний: 2–3 мая, 13–14 июня, 25–26 июля, 19–20 сентября, 31 октября – 1 ноября и 12–13 декабря. Решения по ставке будут зависеть от реакции экономики на мартовское повышение.
На текущий момент игроки ожидают следующего подъема ставки в июне или июле — до этого момента ФРС займет выжидательную позицию, говорит аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич. Аналогичного прогноза придерживается и главный аналитик ВТБ24 Станислав Клещев. «Усиление инфляционного давления, которое наблюдается и может быть дополнительно усилено фискальными инициативами новой администрации, могут склонить регулятора в сторону более резкого ужесточения своей политики, — полагает он. — Тональность последних комментариев представителей ФРС свидетельствует об их опасениях оказаться позади инфляции. Если они повышают ставку сегодня, то квартальная пауза между решениями имеет высокие основания сохраниться, если не будет заметных отклонений в макропоказателях. Ведь реальные процентные ставки останутся отрицательными и после сегодняшнего повышения на 25 б.п.».
В последнее время некоторые аналитики, включая Morgan Stanley и JP Morgan, говорят о вероятности четырехкратного повышения. Зварич не разделяет их позицию. «ФРС нужно не только повышать ставку, но и разгрузить баланс (в ходе борьбы с финансовым кризисом регулятор к 2017 году накопил активов на $4,5 трлн; в январе глава ФРБ Филадельфии Патрик Харкер не исключил, что этот вопрос станет ключевым, как только краткосрочные процентные ставки достигнут 1%. — РБК) — им есть чем заняться с точки зрения ужесточения денежно-кредитной политики», — говорит он. Кроме того, остается неопределенность касательно политики президента США Дональда Трампа, который рассчитывает, в частности, принять меры по облегчению налогового обременения бизнеса и возврату производителей в США, добавляет Зварич.
РБК