Как о музыке рассказать словами - Очерк
БАКУ, 5 фев – 1NEWS.AZ
Книга отзывов о творчестве музыковеда Имруз Эфендиевой.
Буквально на днях вышел из печати сборник материалов и отзывов о творчестве заслуженного деятеля искусств, доктора искусствоведения, профессора Бакинской музыкальной академии Имруз Мамед Садых кызы Эфендиевой. Книга, опубликованная под названием «Жизнь в музыке» (Musiqidə keçən ömür), стала одним из звеньев проекта в честь 90-летнего юбилея Национальной библиотеки имени М.Ф.Ахундова.
Издание весьма гармонично вписывается в перечень главных заслуг этого уникального собрания, не просто сохраняющего литературные материалы, но и активно пропагандирующего достижения культуры в самых разнообразных формах.
Не умоляя достоинств проделанного организаторами издания этой серии труда, можно сказать, что собрать отзывы о творчестве Имруз Эфендиевой - одного из ведущих представителей музыкальной науки - было не столь уж сложно. Известный не только в Азербайджане музыковед – она более полувека активнейшим образом по зову сердца откликается на события в музыкальной жизни, с большим пиететом освещая творческие шаги коллег-музыкантов в научных и периодических изданиях, всегда тщательно систематизируемых в фондах библиотеки.
Более 20 страниц занимает в новом сборнике только перечень статей в республиканских и всесоюзных журналах, альманахах и газетах, зримо характеризующих круг интересов и широту познаний музыковеда, которая буквально со студенческой скамьи пишет и публикует заметки и даже утонченные эссе обо всем, что волнует ее и достойно внимания читающей публики.
Писать Имруз Эфендиева начинала как слушатель, восхищенный шедеврами гениального Ф.Шопена, которого перед ней открыла первая учительница, автор «Нотной тетради для начинающих» В.Сирович, оставившая глубокий след в деле музыкального образования в Азербайджане. Как подчас сидевший высоко на галерке слушатель, покоренный яркой, эмоциональной программой того или иного из часто проводившихся в филармонии концертов и виртуозным мастерством приезжавших в Баку знаменитостей, успехом молодых азербайджанских композиторов, начинавших свою карьеру в те годы… Писала, не задумываясь о том, что не просто ведет летопись происходящих в культурной жизни событий, но и профессионально анализирует явления, характеризующие время.
Так вошли благодаря ее чуткому вниманию и, как оказалось, изысканному вкусу в историю профессионально написанные ею еще в 60-70-е годы очерки памяти композитора Асафа Зейналлы, рассказ о концерте аспиранта Ленинградской консерватории Зохраба Адыгезалзаде, эссе о песнях, написанных для детей, исследование художественно-технических принципов исполнительского стиля лауреата международных конкурсов пианиста Фархада Бадалбейли…
С 90-х годов в библиотеке бережно сохраняются очерки И.Эфендиевой о творчестве выдающегося певца Рашида Бейбутова, композиторов Джангира Джангирова, Тельмана Гаджиева, Севды Ибрагимовой, о премьере балета «Чернушка» Ашрафа Аббасова и многом другом, что волновало музыковеда- профессионала и человека с добрым, распахнутым навстречу всему изысканно красивому сердцем и слухом.
Нет, в ее семье не было музыкантов - просто папа, купив в 1941 году шестилетней дочери пианино, очень хотел, чтобы она училась музыке. Она запомнила, как веселилась на празднике новогодней ёлки в филармонии, где тогда папа работал директором, но о том, как она поступила в находившуюся при филармонии музыкальную школу № 2, ему узнать не довелось…
Выдающемуся театроведу, разносторонне образованному человеку, о котором и сегодня на мемориальной доске, установленной на фасаде одного из зданий на улице Истиглалийят, написано, что Мамед Садых Мирза Ахмед бей оглы Эфендиев был выдающимся государственным и общественным деятелем и прожил всего-то 40 лет (с 1902 до апреля 1942-го года), выпало много испытаний. Прекрасных и трагических. Он с энтузиазмом работал в Азербайджанском драматическом театре и в Центральном комитете компартии Азербайджана, редактором журнала «Литературный Азербайджан» и занимался научными трудами, написав много статей, а также три, и сегодня сохраняющие литературную и театроведческую значимость, монографии. Только все это не послужило ему во благо – наоборот! Своей эрудицией, интеллигентностью, добрым нравом и безупречной порядочностью ученый раздражал «хозяина» республики - Мирджафара Багирова. Продержав своего врага полтора года ( 1937-1938 гг.) в застенках НКВД, Багиров был вынужден освободить его за недоказанностью улик… Но сделал это с видимой легкостью, зная, что тут же отправит в одну из самых горячих точек в самом разгаре Великой отечественной войны – Керчь. Там в апреле 1942 года Мамед Садых Эфендиев погиб, так и не увидев сынишку, родившегося в сентябре.
Ушел из жизни, оставив детям генетическую память и те черты, которые позволили им стать достойными людьми – сыну Фадлуну - художником, а семилетней Имруз вырасти в талантливого исследователя истории и теории музыки, неутомимого аналитика, писателя и выдающегося педагога.
Она прошла обычный для ребенка путь от средней музыкальной школы и Музыкального училища до Государственной консерватории. А безусловным признанием ее таланта, пытливого ума, кругозора и огромной готовности делиться знаниями стал тот факт, что ей предложили остаться в консерватории, чтобы работать одновременно на нескольких кафедрах.
По долгу службы она, как говорится, играючи справлялась с обязанностями лаборанта и преподавателя самых сложных теоретических дисциплин, особенно увлекаясь гармонией. Той самой, что позволяет превращать семь нот в гениальные симфонии, оперы, адажио и полотна других жанров, способные бередить и облагораживать человечество. А вот сотрудничество с печатными органами стало для нее подлинным хобби. Огромная на два печатных листа статья о творчестве молодого тогда Октая Зульфугарова, музыковедческий и одновременно публицистический материал об опере «Кероглу» в дни 100-летнего юбилея Узеира Гаджибейли – достойное вхождение в когорту публикующихся музыковедов. Но это не всё! Параллельно - сотни заметок и рецензий на многие темы… от души и по заказам авторитетных и популярных изданий, высоко ценивших «ее перо», - вот мир, в котором она живет, неизменно увлекая в него читателей и, особенно, талантливых, неравнодушных студентов.
Такой труд был всегда в радость, и сегодня, когда видишь бережно сохраняемые библиотекой материалы, позволяющие видеть, как разносторонен круг увлечений музыковеда, радуешься за то, что люди старших поколений заражают своих учеников любовью к достойнейшему из искусств и показывают пример преданности избранной профессии.
Теперь вот вошедшие в изданную библиотекой (!) книгу отзывы воспринимаются как высоченные оценки наблюдений и материалов самой Имруз Эфендиевой, тем более значимые, что принадлежат эти оценки и отзывы выдающимся, авторитетным коллегам и характеризуют ее как талантливого и на редкость плодовитого, уважаемого профессионала.
Председатель Союза композиторов Азербайджана Тофик Кулиев и ректор консерватории Эльмира Аббасова, академик Фуад Гасымов, профессора БМА Гюльзар Махмудова и Нигяр Алиева, корифеи из Москвы и Санкт-Петербурга Е.Долинская, В.Зак, Л.Данько, профессор Тбилисской консерватории К.Туманишвили и многие другие выдающиеся мастера с огромным почтением говорят здесь об И.Эфендиевой.
Их много, трудов Имруз ханум, удостоившихся профессионального разбора творчества композиторов, исполнителей, характеризующих многообразные явления, происходившие и происходящие в наши дни в культуре нашей страны и зарубежья, но, как видим, и к ее творческим усилиям коллеги не оставались равнодушными. В разные годы и по разным поводам появлялись документы, письма, ходатайства, в целом рисующие и ход забот известного музыковеда, и вехи ее биографии.
Особенно большую «почту» вызвал главный ее труд – монография, посвященная детальному обзору творчества композитора Васифа Адыгезалова, которая после публичного обсуждения и защиты на ученом совете была утверждена как докторская диссертация, и принесла Имруз Эфендиевой ученую степень доктора искусствоведения.
Тогда многие откликнулись на это событие и, от души поздравляя ее, высказали в адрес соискательницы много похвал – заслуженных и долгожданных. Ведь законченной в 1999 году работе пришлось почти шесть лет дожидаться звездного часа – так у нас умеют обрекать на муки скромных, ушедших в работу тружеников.
Тружеников, которым довелось прочувствовать, что музыка, как часть искусства и форма общественного сознания, непосредственно связана с философией.
Еще недавно считая, что словами передать впечатления от такого
феноменального явления, как музыка, не сможет и самый талантливый рассказчик, сегодня с готовностью соглашаюсь, что интерпретация талантливого профессионала может творить чудеса, если довериться его эрудиции и умению делиться собственными открытиями, как это всю сознательную жизнь делает отметившая недавно и свой юбилей Имруз ханум Эфендиева. Человек, который, распознавая секреты мастерства, определяя достоинства того или иного произведения, его стилистику и принадлежность к конкретному жанру, увидел в музыке явления философского порядка, способность в постоянном развитии соответствовать движению времени.
Галина МИКЕЛАДЗЕ