Генри Киссинджер: Уничтожение ИГИЛ более актуальная задача, чем свержение Асада
Американский государственный деятель и дипломат Генри Киссинджер в статье для издания The Wall Street Journal предлагает свое видение выхода из ближневосточного кризиса.
В статье Киссинджер отмечает:
«С действиями России в Сирии, геополитическая структура, поддерживаемая на протяжении четырех десятилетий, пришла в упадок. США необходимы новая стратегия и приоритеты. Односторонние военные действия России в Сирии являются последним симптомом ослабления американской роли в стабилизации порядка на Ближнем Востоке, который установился после арабо-израильской войны 1973 г.
В результате последствий этого конфликта Египет отказался от военных связей с Советским Союзом и присоединился к переговорному процессу, ведомому Америкой, который привел к подписанию мирных договоров между Египтом и Израилем, Иорданией и Израилем, под наблюдением ООН было осуществлен отвод вооруженных сил по соглашению между Израилем и Сирией, также была гарантирована международная поддержка территориальной целостности суверенного Ливана. Позднее война Саддама Хусейна по присоединению Кувейта к Ираку была пресечена международной коалицией под руководством США. Американская армия вела войну с терроризмом в Ираке и Афганистане. Египет, Иордания, Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива был нашими союзниками во всех этих усилиях. Российское военное присутствие исчезло из региона.
Эта геополитическая картина в настоящее время нарушена. Четыре государства в регионе перестали функционировать в качестве суверенных образований. Ливия, Йемен, Сирия и Ирак оказались мишенью для негосударственных движений, стремящихся навязать им свой порядок. В Сирии и Ираке возникла радикально религиозная армия, назвавшая себя "Исламским государством Ирака и Леванта", которая превратилось в безжалостного врага мирового порядка. Она стремится заменить множество видов государственных систем халифатом, единой исламской империей, управляемой по законам шариата.
Противоречивые тенденции, усугубившиеся отступлением Америки из региона, позволили России начать беспрецедентные в ее истории военные операции в сердце Ближнего Востока. Главное, что беспокоит Россию, это возможный крах режима Асада, который воспроизведет хаос в Ливии и превратит Сирию в сосредоточение террористических операций, имеющих своей целью мусульманские регионы на южных границах России на Кавказе и в других местах.
Америке необходимо меньше времени уделять общественным дискуссиям о тактических приемах и заняться разработкой стратегической концепции, чьи приоритеты будут основываться на следующих принципах:
Пока ИГИЛ продолжает удерживать определенную географическую территорию, оно будет создавать напряженность на Ближнем Востоке. Уничтожение ИГИЛ является более актуальной задачей, чем свержение Башара Асада, который уже потерял более половины всего, что он когда-то контролировал.
США уже согласились с военной ролью России в регионе. В выборе между стратегиями предпочтительной является та, при которой удерживаемая ИГИЛ территория будут отвоевана либо суннитскими силами, либо кем-то извне. Для России ограничение ее военной роли в кампании по борьбе против ИГИЛ поможет избежать возвращения к временам холодной войны с США.
Следует рассмотреть будущее сирийского государства на основе федерального устройства с участием алавитов и суннитов. Если алавитские регионы станут частью сирийской федеральной системы, то возникнет контекст для роли Асада, что снизит риск геноцида и хаоса, ведущих к триумфу террористов.
Роль США на таком Ближнем Востоке будет заключаться в осуществлении военных гарантий для традиционных суннитских государств, обещанных администрацией в ходе переговоров по иранской ядерной программе. В этом контексте роль Ирана имеет решающее значение, США должны быть готовы к диалогу с ним.
США придется решить для вопрос себя о роли, которую они будут играть в XXI в. Возможно, Ближний Восток станет нашей самой сложной и незамедлительной проверкой. Под сомнением не только сила американского оружия, но и американская решимость в понимании и управлении новым миром».
actualpolitics.ru