МИД Азербайджана прокомментировал заключение Рамочной конвенции СЕ о защите нацменьшиств
Азербайджанская Республика, как активная и ответственная сторона Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и как страна, хорошо известная своей деятельностью по продвижению этнической, культурной, языковой, религиозной толерантности и доверия, тесно сотрудничала с Консультативным комитетом Рамочной конвенции в течение пятого цикла мониторинга. После представления отчета за этот период делегация Комитета посетила Азербайджан, встретилась с представителями многочисленных профильных государственных структур, национальных меньшинств в регионах, провела встречи в Аппарате Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) и неправительственных организаций национальных меньшинств.
Несмотря на то, что в опубликованном 18 ноября Пятом заключении Консультативного комитета отмечаются усилия правительства по реализации конвенции, необоснованность ряда содержащихся в нем суждений и неточное отражение сложившихся в стране реалий вызывают серьезные вопросы к подходу, применяемому Комитетом. В заключении были упущены из виду или проигнорированы многие позитивные национальные достижения, успешная национальная политика, реформы и инициативы.
Об этом сообщили в МИД.
Кроме того, отмечается, что содержащиеся в заключении большей частью политизированные утверждения, связанные с развитием ситуации после антитеррористических мероприятий сентября 2023 года, выходят за рамки срока, охватываемого пятым циклом мониторинга. В Пятом государственном отчете Азербайджана содержатся соответствующая информация за 2017-2022 годы, а также замечания о том, что конвенция не могла быть реализована в охватываемый отчетом период из-за продолжавшейся военной оккупации и отсутствия законного суверенного контроля над территориями республики, где проживали лица армянского происхождения, что свидетельствует о том, что упомянутые претензии Консультативного комитета выходят за рамки мандата, предоставленного ему для оценки реализации конвенции за конкретный период времени.
Консультативному комитету не следовало спешить с выводами и он должен был проявить осторожность, чтобы не помешать достаточно хрупкому процессу на этапе планирования деликатных усилий в постконфликтный период после устранения военной оккупации части азербайджанских территорий, препятствующей осуществлению суверенного контроля на этих территориях и полному применению в отношении проживавших там лиц армянского происхождения положений Рамочной конвенции.
Вызывает сожаление, что комитет избрал иной путь, в одностороннем порядке выйдя за рамки порученного ему периода, чем продемонстрировал политически мотивированный и предвзятый подход.
Избирательный подход Консультативного комитета, при котором в центре внимания находится армянская этническая группа и игнорируются другие, а также чрезмерное использование информации из неизвестных источников без указания соответствующих примеров, еще более отчетливо демонстрируют необъективный подход указанного Комитета.
Многие ложные утверждения по вопросам, выходящим за рамки компетенции и мандата Комитета, включая неверное толкование соответствующих решений Международного суда и оценки, существенно отличающиеся от мнения комиссара по правам человека Совета Европы (к примеру, ситуация вокруг Лачинской дороги или переселение этнических армян из Карабахского региона в Армению), неприемлемы.
Следует еще раз отметить, что Рамочная конвенция предусматривает не только защиту прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, но и необходимость уважения верховенства закона и суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя государств. Несмотря на это, в заключении в одностороннем порядке отмечается необходимость защиты прав армянского населения, при этом игнорируется обязанность лиц, относящихся к этой категории, соблюдать законодательство Азербайджана.
Еще одним вопросом, вызывающим серьезную обеспокоенность, является неправильное применение стандартов в отношении государств-членов. Вызывает сожаление проявление иного отношения к некоторым странам, несмотря на то, что в связи с правами меньшинств они находятся в схожей ситуации. Комитет игнорирует права азербайджанцев, насильственно изгнанных из родных краев в Армении в результате политики этнической чистки.
Кроме того, оценка общей ситуации с правами человека в стране выходит за рамки мандата Консультативного комитета и сферы охвата Конвенции, и она не имеет отношения к целям заключения. В этой связи призыв Консультативного комитета пересмотреть законы о медиа и НПО неадекватен и неуместен.
Защита прав человека и основных свобод граждан, обеспечение им достойного уровня жизни являются высшими целями государства. В Азербайджане реализованы и в настоящее время реализуются последовательные меры в этом направлении.