С-300 для Ирана: миротворческий аргумент
Возможные поставки российских зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран уже долгое время остаются головной болью для США и их союзников.
На протяжении последних лет периодически в разных СМИ возникали сообщения о подписанном контракте на поставку «дальнобойных» ЗРК или даже об их фактической отгрузке. Как правило, эти сообщения исходили от иранских источников и впоследствии опровергались источниками российскими.
17 декабря 2008 года сообщение о том, что Россия поставляет в Иран ЗРК С-300 появилось на сайте РИА Новости со ссылкой на конфиденциальные источники, что, учитывая прежние заявления, скорее всего, означает признание факта поставок. Каким образом изменится баланс сил в регионе, в случае если Иран действительно получит эти комплексы?
Для ответа на этот вопрос требуется сначала разобраться с тем, что именно и в каком количестве получат вооруженные силы Исламской республики? Неоднократно сообщалось, что Иран рассчитывает на приобретение пяти дивизионов ЗРК С-300ПМУ, то есть до 20 комплексов (60 пусковых установок) в зависимости от состава дивизионов. Каждая из пусковых установок несет четыре ракеты 48Н6Е (48Н6Е2 для ПМУ-2), дальностью до 150 километров (до 200 километров для ракет 48Н6Е2). Каждый пусковой комплекс в составе трех пусковых установок способен одновременно обстреливать до шести целей, наводя на них до 12 ракет. Таким образом, один дивизион в составе четырех комплексов способен отразить одновременный налет 24 самолетов, после чего, сменив позицию и пополнив боезапас, быстро изготовиться для отражения повторного налета.
ЗРК С-300 последних версий, в сочетании с недавно поставленными ЗРК «Тор-М1», резко повышают боевые возможности иранской ПВО. До недавнего времени Иран располагал 10 пусковыми установками ЗРК большой дальности С-200, закупленными в 90-е годы в странах СНГ. По некоторым неподтвержденным сведениям, Иран располагает также 2-3 зенитно-ракетными комплексами С-300 ранних модификаций, также приобретенными в странах СНГ. Помимо этих комплексов, Иран имел 150 пусковых установок зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности Improved Hawk, для которых освоил производство ракет и запасных частей, 45 пусковых установок ЗРК HQ-2J (китайская версия советского ЗРК С-75), а также небольшое количество советских ЗРК «Квадрат» и ЗРК малой дальности FM-80 (китайская версия французского ЗРК «Кроталь»).
В частях зенитной артиллерии Ирана, главным образом осуществляющих прикрытие сухопутных войск, насчитывается свыше 1000 артиллерийских установок калибром от 23 до 57 миллиметров.
Следует учитывать, что сами ЗРК С-300 также нуждаются в защите – для этого Иран может использовать ЗРК «Тор-М1» и китайские комплексы FM-80. В сочетании с С-300 эти комплексы малой дальности позволяют создать устойчивую систему ПВО, способную защитить как прикрываемый объект, так и саму себя. С-300 в этом тандеме будет принадлежать роль "длинной руки", сбивающей сложные цели на большом удалении, а системы ближнего боя будут защищать прикрываемый объект и сами С-300 от прорвавшихся крылатых ракет, самолетов и беспилотников.
Пять дивизионов ЗРК С-300 окажут заметное влияние не только на защищенность прикрытого ими объекта (объектов?), но и на обороноспособность страны в целом. Поставки современных ЗРК позволяют сосредоточить старые комплексы в других районах страны, повысив общую плотность ПВО. В случае, если Иран успеет развернуть российские системы и отработать управление группировкой в новых условиях, суммарный ущерб от ПВО может превысить допустимый для потенциальных противников Ирана порог.
Следует учесть еще и тот факт, что благодаря большой дальности обнаружения целей радарами С-300 (до 400 км), Иран получит возможность отслеживать самолеты ВВС США, включая самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, что позволит заранее получить информацию о действиях противника в случае войны и приготовиться к отражению налета.
С-300, разумеется, не гарантируют Ирану непобедимости и тем более неуязвимости. ВВС и авиация ВМФ США в случае необходимости смогут прорвать и такую оборону. Вопрос заключается лишь во времени и приемлемом уровне потерь. В конечном счете, этот вопрос может оказаться главным аргументом в руках противников военной операции против Ирана, что позволит надолго снять вооруженный конфликт Ирана и США с повестки дня.
Илья Крамник, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией. Редакция не несет ответственности за позицию автора.