Расим Агаев: «Ядерные планы Турции могут вызвать опасения у некоторых стран мира»
Намерение правительства Эрдогана в течение 5-7 лет превратить Турцию в страну, обеспечивающую свои энергетические потребности за счет атомных электростанций, имеет под собой международную законодательную базу, сказал политолог Расим Агаев.
«С учетом международного курса и идущего экономического кризиса намерение Турции перейти на использование атома является весьма своевременным и резонным, тем более что экономический и научно-технический потенциал страны позволяет реализовать свой ядерный энергетический проект. Другое дело, что, по моему мнению, на это дело уйдет больше времени, чем говорит Эрдоган, и для масштабного перехода на атомное топливо Турции понадобится 15-20 лет», отметил политолог.
«Вопрос создания Турцией своей атомной энергетики может вызвать противостояние и опасения со стороны некоторых стран мира, которые могут делать упор на том, что у власти находятся исламисты, но эта полемика не может быть серьезной, поскольку турецкое правительство избрано демократическим путем и его происламская окраска является социальным заказом большей части общества. Именно учитывая рост происламских настроений в турецком обществе, генералитет и военная верхушка этой страны решили не противодействовать деятельности правительства Гюля-Эрдогана и не дестабилизировать общественную ситуацию в Турции. То есть Генштаб Турции прекрасно понимает, что в этот раз совершив военный переворот в правительстве, не получится изменить политический курс страны, поскольку большая часть граждан поддерживает происламские настроения и политику правящей ПСР», сказал Агаев.
«С этим вынуждены считаться и США, Израиль, Европа и другие страны, поскольку происламское правительство Турции имеет сильную электоральную поддержку. Благодаря этой поддержке турецкое правительство проводит чистку в рядах спецслужб и военных структур и раскрывает заговор антиправительственной организации «Эргенекон». Вместе с тем официальная Анкара столкнется с прессингом со стороны США и Израиля, которые активно продвигают идею создания курдского государства под боком Турции. Другим методом давления станет усиление поддержки армян в вопросе признания «геноцида» и требования создать в Турции армянскую автономию», отметил политолог.
«Вместе с тем у Турции есть сильная поддержка в проводимом внешнеполитическом курсе, в первую очередь со стороны России, которая кардинально пересмотрела свои отношения с Турцией, и эти страны стали тесными экономическими и политическими партнерами. Россия может оказать существенную помощь в создании атомной энергетики в Турции и в поддержке турецких интересов на международной арене. Есть еще Китай, который тоже активно сотрудничает с официальной Анкарой, затем Индия и, наконец, Иран. У Турции есть сильные лоббистские круги в США, Израиле, Евросоюзе, что позволяет официальной Анкаре договариваться и находить понимание проводимой ею политики у западных партнеров. Что касается риска создания Турцией своего военного ядерного потенциала, то я считаю, что этот вопрос пока не актуален, и если и есть такой проект у турецких властей, то в ближайшие годы он точно не осуществим», завершил Агаев.
Ризван Гусейнов