В Эстонии защита азербайджанских бизнесменов дала отвод составу суда
В Харьюском уездном суде Эстони по делу о контрабанде наркотиков, в чем в числе 6 подсудимых обвиняются граждане Азербайджана, адвокат наших сограждан Джаваншир Сулейманов потребовал отвода составу суда - председательствующему судье Мярте Томинге, народным судьям Анке Йеедас и Рейна Кюттима, а также государственному прокурору Маргусу Курме и переводчику М.Чуркиной, предвзято осуществлявшей перевод материалов обвинения.
В настоящее время дынные обращения находятся на рассмотрении суда.
На скамье подсудимых находятся директора фирмы «Анадолу» Ахлиман Зейналов, «Спрайдон» - Мирза Джамалов, менеджер Eiselt Research Марго Миттал ранее судим, исполнительный директор AS Letoro Grupp Роман Вященко, работник AS Spalles ранее судимый Александр Калдма, директор AS Reisita Казимирас Шмидтас, водитель UAB Vestara Арвидас Двейлис и другой водитель UAB Vestara Вели Велиев.
Согласно материалам уголовного дела, азербайджанские бизнесмены проходят по делу контрабанды 126 кг наркотиков из Голландии в Эстонию, что было совершенно в 2005 году. Заказчиком, по версии государственного прокурора Маргуса Курма, являлся Ахлиман Зейналов, собственник закрывшегося в настоящее время ресторана «Баку» в Старом городе, ресторана «Шеш-беш» на улице Манеэжи и бара «Кишмиш» на улице Палласти в Таллинне.
Между тем, в заявлениях адвоката, представленных суду, сообщается, что государственный прокурор Маргус Курма, будучи заинтересованным в незаконном исходе дела, из личных соображений незаконно привлек к уголовной ответственности в качестве обвиняемых заведомо невиновных лиц. Он, применяя неправомерное психическое насилие и пытки, принуждал подозреваемых к даче показаний, произвольно изъял из дела материалы, оправдывающие подозреваемых, сфальсифицировал ряд протоколов и иных документов.
В частности, госпрокурор лишил обвиняемого Ахлимана Зейналова права переписки с родителями, супругой и братом. Согласно международным документам, участником которых является Эстонская Республика, содержание под стражей без права общения считается пыткой.
Госпрокурор из личных соображений скрыл и не приобщил к делу материалы, подтверждающие алиби А. Зейналова, М. Джамалова и Р. Ващенко о нахождении во время инкриминируемых им деяний в другом государстве.
С целью искусственного отягощения защиты А. Зейналова и М. Джамалова он представил им заведомо недостоверный перевод обвинительного акта, в котором, кроме того, отсутствует последний лист с данными лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Это исключило возможность А. Зейналова и его защитника своевременно высказать свою точку зрения по данному вопросу.
Под руководством М. Курма в досудебном производстве сфальсифицированы протоколы ряда процессуальных действий, якобы произведенных с участием Марго Митталь, Казимираса Шмидтаса, Ахлимана Зейналова и других подозреваемых.
Им путем обмана и насилия были даны на подпись заранее подготовленные протоколы нужного для госпрокурора содержания, в результате чего получилось, что одно и то же лицо в одно и то же время участвовало в разных действиях. В результате он облегчил обвинение лицам, дающим заведомо недостоверные показания в отношении Зейналова и Джамалова.
Следует отметить, что в СМИ не раз сообщалось о том, что М. Курма вымогал деньги у азербайджанских бизнесменов для своей фирмы, однако, получив отказ, обвинил их в контрабанде наркотиков.
З. Ибрагимхалилова