Айтен Исмиханова: «Я не понимаю, чего все хотят от Севды Алекперзаде?»
Эксклюзивное интервью 1news.az c известным композитором, автором множества хитов Айтен Исмихановой
- Айтен ханум, в последнее время вас совсем не видно, не слышно – расскажите, что с вами происходило все это время?
- Все это время я занималась тем же, чем и всегда – продолжала писать музыку. Я не хочу мелькать в эфире часто, мне это не нужно. Чем больше мелькаешь, тем больше сплетен вокруг твоего имени. Но, слава богу, сплетен нет. Я такой человек, всегда говорю то, что думаю, ничего не просчитываю наперед и нехорошие люди, мягко говоря, этим пользуются. Я даю интервью только проверенным людям, знаю, что все будет пересказано, так как я сказала. Я обиделась немножко на одну из телевизионных программ, целью, которой является стравливание людей. Мне это не нужно, я далека от всего этого.
- В последнее время мы совсем не слышим ваших новых песен.
- В прошлом году вы могли услышать только 2 мои новые песни: одну в исполнении Эльнары Гасанлы (Джазмин) «Sevgi şəhəri» и «Qəlbimdə tək sən» в исполнении Тараны Махмудовой. Как понимаете, по именам, исполнявшим эти песни, это композиции не для широкого слушателя, а искушенного, привыкшего к джазовой музыке. А моих новых песен не слышите вовсе не по моей вине, это произошло не из-за того, что я стала меньше работать, просто исполнители стали ленивыми. Сейчас готова моя песня для группы «Шерон» - и аранжировка, и слова, мы должны были ее записать в период месяца Рамазан. Но... Несколько моих песен у певцов, но они пока не торопятся их записывать. Я работу свою сдаю, дело за ними!
- Вы сторонитесь сейчас шоу-бизнеса, и как человек, наблюдающий за ним со стороны, что скажете о качестве современных азербайджанских песен? Что нам делать с нашим горе-шоу-бизнесом?
- Да, положение, конечно же, катастрофическое! Не скажу, что все песни плохие, есть хорошие композиции, но их очень мало. Да, в данный момент я сторонюсь шоу-бизнеса, да и одна я ничего не могу сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Я очень дружна со многими композиторами: Вагифом Герайзаде, он мой близкий друг, и Эльдаром Мансуровым, Наилей Мирмамедли, Гевхар Гасанзаде, Вюгаром Джамалзаде мы часто общаемся, говорим об этой проблеме, думаем, как найти выход из этого положения. Ведь сами по себе хорошие времена не наступают, нужно, что-то делать. Но, в то же время, что мы можем? Мы не можем ограничить вещание плохих песен на телеканалах, они зарабатывают на этом, и это уже на их совести. Вкусы сейчас стали ужасными, певцам все равно, что петь. Ко мне сейчас обращаются и говорят: «Айтен, напиши что-нибудь простенькое, легонькое!» Я бы не сказала, что мои песни замысловаты и сложны, для меня главное в песне - мелодия и оригинальность песни. Не люблю я предсказуемые песни, которых сейчас сотни – простые, ужасные, основанные на трех, а иногда даже на одной ноте. Ужас! Сейчас появились люди, я не могу назвать их композиторами, которые напевают мелодию и «на пальцах» объясняют её аранжировщику. Вот если говорить о плюсах нашего шоу-бизнеса, то это грамотные, образованные аранжировщики, которые даже самую глупую песню доводят до ума. Они ответственны за свою работу и именно благодаря им многие песни, изначально никудышные, становятся слушабельными. Порой аранжировщики меняют даже канту в песне. Если я не ошибаюсь, Фаик Суджатдинов недавно сказал «Композиторы перестали писать хорошие песни, поэтому певцы поют то, что поют». Но я с этим не согласна.
Композиторы продолжают писать! Да, еще у нас существуют такие люди, которые дарят свои песни, оплачивают их раскрутку, снимают клипы. И многие певцы соглашаются с такими «подарками» вне зависимости от качества песни. На такое может согласиться только суперзвезда, песню, которой будут слушать по-любому, какая бы она ни была. Для молодых же исполнителей я считаю это просто неприемлемым!
- С кем вам наиболее легко работается?
- Мне легко со всеми! У меня со всеми дружеские отношения и работается нам легко и приятно. Я никогда не настаиваю на своем, если певец хочет что-то свое добавить в песню, ведь у каждого исполнителя свой почерк и если эти изменения делают песню лучше, то я только за! Забавный случай был с Фаиком Агаевым. Я была на записи – он в павильоне, я у звуковика. Он хотел изменить отрывок в песне. Мне изменение не понравилось, и я стала мотать головой. «Не мотай головой, ты мне мешаешь, я хочу здесь спеть так!».- « А ты обоснуй!», - говорю. А он в ответ: «А мне вот так нравится!». Тогда я сказала: «Можно я буду тихо возмущаться?», и с улыбкой он попросил: «Сделай так, чтобы я тебя не видел!», - такой вот забавный диалог произошел между нами. Я присела рядом со звуковиком, из павильона он видел только мой хвостик и когда он пел тот отрывок в песне, видел мой качающийся из стороны в сторону хвостик. В результате появилась полюбившаяся многим песня «Vəfasızım». Очень легко работать со звездами, они профессионалы и знают свое дело! Мне интересно и с начинающими исполнителями. Звезда может заставить слушателей полюбить любую песню, а вот у начинающих все по-другому – мне интересно как они ее преподнесут, будут ли ее слушать с удовольствием. Я иногда начинаю думать это песня моя такая хорошая или это певец молодец?! Мои песни были дебютными у Рои, Эльнары сразу после их ухода из «W-trio», Самиры, у Севды Алекперзаде, покинувшей «Раст».
- А кому бы вы никогда не написали песню?
- Безголосому исполнителю.
- На международный уровень вывести свои песни не хотите?
- Мой друг телеведущий Туран, познакомил меня с продюсером Рафета эль Романа, когда тот находился с концертом в Баку. Я ему отдала диск со своими композициями, посмотрим, что из всего этого получится. В Турции все в шоу бизнесе по-другому, композиции выставляются на определенных сайтах, которые посещают исполнители, интересующиеся поисками новых песен. Да и защита авторских прав там всегда соблюдается, как следует. Кстати, Турану я показываю свои песни одному из первых у него чутье на потенциальные хиты!
- Сами вы не чувствуете, станет ли песня хитом или нет?
- Нет, никогда не чувствую. Я никогда не могла предположить, что «Qayıtdı xəyallar» станет хитом. Когда ко мне пришла Роя, у меня не было готовых песен, была только «Yalan sözlər». Она попросила прослушать эту песню, но она была не для неё, не для её тембра голоса. Роя настояла на своем, я дала ей прослушать «Yalan sözlər» и она сразу же стала её напевать сказав: « Я ее буду петь!» Я согласилась!
- Я знаю, что эту песню могла бы исполнить и Зульфия Ханбабаева?
- Я показывала ей «Qayıtdı xəyallar» и «Yalan sözlər», она их прослушала и сказала, что они красивые, но это не её песни. Не увидела она себя в них. Когда она впервые услышала «Qayıtdı xəyallar» в исполнении Самиры на радио она позвонила ко мне со словами: « Я плачу, я в шоке, какая потрясающая песня! Зараза ты такая, почему эту песню ты мне не дала?» - сказал мне Зуля. Я ей ответила, что песню эту она слышала, на что Зуля сказала: «Не может быть! Я бы её спела по-другому, но Самира спела ее очень хорошо, я даже рада, что эту песню спела именно Самира». Мне очень приятно, когда такие звезды как Зульфия Ханбабаева, Фаик Агаев звонят и выказывают свое восхищение моими песнями, несмотря на то, что их поет исполнитель по статусу ниже, чем они. Они ценят труд другого человека, и я рада, что у меня такие друзья. Идентичный с Зулей случай произошел и с Бриллиант Дадашевой. Когда она услышала мою песню «Sənsizəm», она сказала: «А вот мне ты такую песню не напишешь!» Я ей должна песню! Если спросите, кому вы хотите написать песню – я отвечу: « С огромным удовольствием напишу для Бриллиант ханум!»Но Бриллиант Дадашева исполнила мои песни «Sənsizəm» и «Yalan sözlər» в Турции на одном их своих сольных концертов. До отъезда позвонила ко мне и сказала, что здесь она их петь не будет, а споет в Турции, дабы никого здесь не обидеть и спросила у меня как у автора разрешение на исполнение песен. Эльнара и Роя, также не воспротивились желанию Бриллиант ханум исполнить эти композиции. Я предоставила ей минусы, но в ее исполнении песни эти не слышала, но я уверена, что все отлично, своеобразно, в стиле Бриллиант.
- Для «Евровидения» не хотите написать песню?
- Нет, совсем не хочу. Да, это престижный конкурс, да, это очень здорово для нашей страны участвовать в нем, но если бы я была уверена, что там оценивают именно песню, то тогда может быть да, написала бы, но там все по-другому. Конкурс политизированный и все решают смс, сосед голосует за соседа. Как мы с Турцией к примеру. Это не совсем объективно по отношению к композиции и исполнителю. Разве плохо выступили Самир с Эльнуром? Работа хорошая! Несмотря на то, что Зиреддин Рзаев пророчит Айсель и Арашу участь лучше, их песня очень сильно уступает прошлогодней, не только песня, но и исполнители. Многие говорят, что Самир кричал, а не пел, но для первого выхода на международный конкурс это было очень хорошо! Хорошая работа! А кто займет первое место, все знали заранее. Я долгое время работала педагогом по фортепиано, и знаете, когда ученик получает 5, все говорят «хороший ученик!», если оценка ниже, то говорят «плохой педагог!» Если занимаешь первое место, то все говорят, какие вы клевые! А чего только у нас про Говхар не говорили, и в итоге она осталась плохой. Я не хочу этого, но я знаю, что наши композиторы могут написать песни намного лучше тех, которые занимают на Евровидении первые места.
- Что Айтен Исмиханова напевает из отечественных композиций?
- Я мало слушаю наших исполнителей сейчас, в данный момент мне очень нравится песня Исмаила Асадова в исполнении Замика «Sən necə də gözəlsən!». Мне очень нравятся все работы Исмаила – как аранжировщика и как композитора, и как автора текста к своим песням. Он думающий композитор, стремящийся к высоким стандартам. Он как-то мне сказал «Я хочу создать звук, который не стыдно будет показать в Москве!» Я когда услышала «Bezdim» была приятно шокирована – песня, аранжировка, исполнение все просто суперкласс! Я позвонила Нате и сказала ей об этом! Очень нравится мне и творчество Эмина Керими. Он очень талантливый и образованный музыкант!
- Вы столько хорошего говорите о коллегах-конкурентах – сразу видно, что вы далеки от склочного шоу-бизнеса.
- Я же говорила, что я дружу со всеми. Они не конкуренты, а друзья. Меня очень радует, когда они пишут хорошие песни! Меня радует, что когда Эмин звонит и говорит: приходи послушай мою новую песню, или при встрече в городе, прямо в машине показывает мне свой новый трек. Я ему также показываю свои песни, мы даем друг другу советы. Он сделал несколько аранжировок для моих песен. «Sənsizəm» в исполнении Эльнары я задумывала как хип-хоп или RnB, а он сделал аранжировку в стиле Bossa Nova. Я сначала была удивлена от неожиданности. А потом поняла как это прекрасно! Вообще-то Bossa Nova это моя стихия! Здесь я как рыба в воде! Мурад Ариф меня называет «мать отечественной Bossa Nova».
У меня растет дочь и я должна прививать ей хороший вкус. В любом случае , у родителей и детей, как представителей разного поколения, вкусы тоже разные. Но сейчас я могу и должна ей дать определенное направление, стараться привить ей хороший вкус, а дальше дело за ней. У меня классическое образование, я выросла на джазовой музыке, видела живого Вагифа Мустафазаде, дружила с Азизой. В нашей школе учились очень талантливые люди. Нам, моему поколению, привили очень хороший вкус. Я рада, что сейчас у нас все развивается прекрасно и джаз, и мугам. Конкурсы мугама мы смотрим всей семьей. Моей девочке 7 лет, она своеобразно его воспринимает, но слушает его внимательно и понимает. Когда ей был годик, заслышав голос Алима Гасымова, она бросала свои игрушки, застывала и слушала его.
- Как вы относитесь к синтезу национальной и современной музыки?
- Отлично! Я всегда этим занималась, вспомните «Dəyirman» и в их интерпретации нашу народную песню «Sarı Gəlin», проект «Azər@meyk», проект «Индустриальный мугам» с Гюльяз и Гюльянаг Мамедовыми. В этом проекте мы 7 мугамов посадили на индустриальный ритм. Сестры рассказывали мне, что во время их гастролей по районам Азербайджана, на которые они ехали в одном автомобиле с Поладом Бюльбюльоглы, по дороге туда и обратно Полад муаллим с удовольствием слушал именно этот диск.
Я за синтез, за популяризацию наших национальных песен, ведь в оригинале их молодежь не слушает, а, заслышав привычные для молодого поколения ритмы, они заинтересовываются, а кто это пел в оригинале? И вот тогда ищут оригинальные записи и слушают корифеев. Все сейчас ополчились на Севду Алекперзаде, а я её поддерживаю, не понимаю, что все хотят от неё? У человека потрясающий вкус! Все что она делает - это здорово! Вспомните Вагифа Мустафазаде – он синтезировал мугам с джазом. Синтез это всегда интересно и самое главное это дает развитие музыке!
- И последний вопрос – он вам покажется банальным – вы счастливы?
- Конечно! Очень счастлива! Секрет моего счастья это моя дочь, дай ей бог здоровья! Мои родители, моя семья, моя работа, мои друзья! Что еще нужно для счастья?! Конечно, бывают и черные полосы, но их я всегда преодолеваю, ведь нужно радоваться каждому дню и каждый раз говорить «спасибо!» за то, что имеешь сейчас!
Феликс Вишневецкий