Любимые герои Тахмина и Заур 20 лет спустя... – ФОТО
БАКУ, 20 ноя - 1NEWS.AZ
Мужчина и женщина — извечная завязка. Она — актриса турецкого кино Мерал Конрат, над которой не властно время.
Он — любимый всеми актер Фахраддин Манафов, народный артист Азербайджана. Но и спустя 20 лет, встречаясь по эту сторону экрана за чашкой кофе поговорить о былом, они вновь для всех Тахмина и Заур — герои фильма Расима оджагова «Тахмина», снятого по роману Анара «Шестой этаж пятиэтажного дома».
В уютном кафе мы подслушали их тихий, почти шепотом, разговор, их никогда ранее не озвученные, почти поэтические воспоминания о пережитом на съемочной площадке и свое, глубоко личное восприятие по-прежнему актуального романа.
Фахраддин: Мерал, как ты думаешь, почему Тахмина не боролась за Заура? Ведь она так сильно любила его.
Мерал: Ты же знаешь, в то время все было гораздо сложнее. К примеру, вспомни угрозы и оскорбления матери Заура, которая все время грозилась пожаловаться на Тахмину в КГБ. Возможно, это не остановило бы саму Тахмину. Но она ожидала от Заура решимости вступиться за нее наперекор всем страхам и угрозам, чтобы почувствовать себя за ним, как за стеной. Но Заур оказался не способен на это, и Тахмина потеряла надежду. Поэтому более резонным будет вопрос: почему Заур оставил ее?
Ф.: Я думаю, что никакое время и никакая система не могут вытравить из человека его желание любить и бороться за свою любовь. К великому сожалению, Заур не стал рыцарем без страха и упрека, который сумел бы преодолеть как семейные оковы, так и общественное мнение — «пружину чести, наш кумир». Он, как и многие, не смог противостоять людскому суду, и это страшно. А Фахраддин Манафов смог бы, поскольку я умею любить до безумия и для своей любви готов жертвовать всем, даже своей жизнью. Но Заур — всего лишь персонаж, выписка из романа…
М.: Но ведь эта так называемая «выписка» встречается сплошь и рядом…
Ф.: Именно поэтому эта картина и имела ошеломляющий успех, так как она стала отражением наших реалий, наших чаяний, показав и любовь, и сказку, в которой намек…
М.: Ты затрагиваешь тему слабости Заура, а я хочу упомянуть о беспомощности Тахмины. Ведь она была бесплодна, и, возможно, это самая весомая причина ее отказа от борьбы за свою любовь. Тахмина могла бы переступить через все, но не через счастье Заура. Она понимала, что как женщина могла бы подарить ему весь мир, но родить ребенка была не в состоянии…
Ф.: Но почему именно Заур?
М.: Такова любовь, она слепа. Конечно, Тахмине хотелось верить, что Заур любит ее так же сильно, как и она его, но это было иллюзией. Тахмина пожертвовала ради Заура всем: браком, карьерой, репутацией, приняла ради своей любви все оскорбления. Любовь не ведает ни гордости, ни унижения, ни материальных благ, ни статуса, она признает только саму себя… Влюбиться можно в глаза, в брошенную вскользь фразу, в руки человека… Порой объект любви абсолютно не важен, в случае Тахмины это было именно так. И, естественно, она ждала отдачи. А кем был Заур? Всего лишь ревнивым, зависимым от семьи и общества молодым человеком. Но, даже несмотря на все это, Тахмина любила его всем сердцем. Да, в какой-то момент она попыталась отдалиться от него, но только потому, что к этому вынуждали обстоятельства. Отпустив его, она тем самым пожертвовала своей жизнью.
Ф.: Странно, что многие почему-то воспринимали Заура как некоего несчастного Ромео, но ведь это далеко не так. Он — папенькин сыночек, которому, грубо говоря, дарили машину за хорошее поведение.
М.: Да, но поверь мне, что когда женщина любит по-настоящему, ей абсолютно все равно, кто он… И остается вопрос: как такой «папенькин сынок» смог привлечь внимание этой очень уверенной в себе женщины и подчинить ее себе?
Ф.: Тахмина подчинилась Зауру, а он — своему окружению. Он — обычный бакинский парень из хорошей семьи, который с легкостью повелся бы на любую симпатичную девушку. Это распространенный типаж. Заур был одержим только чувством собственничества, как и его родители. А собственничество разрушает. Но ценность человеческого духа превыше всего, и если несколько десятилетий назад обычному бакинскому парню Зауру не хватило смелости бороться за такую женщину, как Тахмина, то сейчас обсуждать его как феномен не стоит. Но сам роман Анара стал неким откликом на потребность читателей в подобном произведении и потому оказался таким достоверным.
М.: Дело в том, что даже если бы у Заура хватило духа остаться, семьи у них все равно не получилось бы.
Родители Заура не позволили бы этого, и их жизнь превратилась бы в сущий кошмар. Но, даже несмотря на все это, я глубоко убеждена в том, что Тахмине довелось пережить самую прекрасную и чистую любовь. Да, эта любовь стоила ей жизни, но в этой жизни она испытала то, что немногим дано.
Ф.: Нельзя с этим не согласиться. Думаю, в их семейной жизни не было бы ничего, кроме ссор. Даже страшно представить, какого градуса достигла бы его ревность, если бы Заур всетаки женился на Тахмине вопреки всему. Ведь он все время жил в сомнениях, что она ему изменяет.
М.: Ревность и недоверие Заура — тоже разновидность чувства собственничества.
Ф.: Безусловно! И что бы Тахмина ни делала, она все равно не смогла бы завоевать его доверия. Мерал, если позволишь, я хотел бы рассказать историю о тебе.
М.: Да, конечно.
Ф.: 20 лет назад в твоей жизни была большая любовь, о которой знали твои родственники и друзья. А в Азербайджане в твою тайну были посвящены я, наша переводчица Фатима и покойный режиссер Расим Оджагов. Ты была безумно влюблена и все свободное время и деньги тратила на телефонные разговоры. Никогда не забуду, как во время наших съемок в Петербурге ты жаловалась на бессонницу из-за белых ночей. И мы, чтобы скоротать время, ходили с тобой в казино, играли до утра, а утром снова на съемочную площадку. Почему я затронул эту тему? Дело в том, что мне часто задавали один вопрос: были ли мы с тобой близки за кадром, был ли у нас роман? Никакого романа у нас с тобой не было. Но никто этому не верил, говорили: вы смотрите друг на друга такими влюбленными глазами, разве возможно так играть? 20 лет спустя я раскрою секрет: дело в том, что это ты была безумно влюблена в другого мужчину, и это задевало мое самолюбие! Как же это так, почему она не обращает на меня никакого внимания, относится ко мне так поверхностно, временами даже предвзято, — меня это бесило! Помню, как-то тебе захотелось жевательной резинки, и я бросился во все тяжкие, чтобы раздобыть дефицитную фирменную жвачку. С довольным видом захожу в гримерку с трофеем в руках, а ты отмахнулась — уже не хочу. Я разозлился, швырнул эту жвачку через окно, ты обернулась, надменно взглянула на меня и ухмыльнулась. А мне так хотелось влюбить тебя в себя. Я был очень зол и обижен. Но зато твое состояние влюбленности прекрасно вписалось в твою роль…
М.: Действительно, ознакомившись со сценарием, я настолько сроднилась со своей героиней, настолько сжилась с ней, что в какой-то момент поверила — я и есть Тахмина! В этом основная составляющая актерского мастерства, именно поэтому бывает, что я часто отказываюсь от роли, если не чувствую ее. Всегда буду благодарна Расиму оджагову за то, что он так красиво перенес роман Анара на кинопленку. Эта картина и по сей день всеми любима, она стала классикой азербайджанского кинематографа.
Ф.: Расим Оджагов мог поразительно чувствовать и передавать эмоции. Он начинал фотографом, потом был выдающимся оператором. Бывали моменты, когда он конкретно рисовал, как и что будет сниматься. Рисовал даже ракурсы лиц Тахмины и Заура.
М.: Заура изначально играл другой актер, с которым была отснята половина фильма. Ты не поверишь, но я очень переживала, так как этот человек не вызывал у меня никаких эмоций. Мы не чувствовали друг друга. На выходные я вернулась в Стамбул, и тут позвонил режиссер и сообщил, что мы будем переснимать все заново, и Заура будет играть Фахраддин Манафов. Я ликовала, так как уже была знакома с твоим творчеством. И теперь очень рада, что роль Заура исполнил именно ты.
Ф.: Благодарю, я тоже очень рад этому. Знаешь, я вдруг задумался о том, почему мы, любя одних, женимся или выходим замуж за других?
М.: Мне сложно ответить на этот вопрос…
Ф.: А мне известен ответ. Пусть не сочтут меня циничным, но думаю, это все оттого, что мы все любим свободу. Возвращаясь к Зауру: даже находясь в круизе со своей молодой женой, он все время думал о Тахмине. Потому что она дарила ему такую свободу — в отношениях, в общении, в постели, — о которой он даже мечтать не мог. Поэтому, предоставляя свободу партнеру, ты делаешь так, что он (или она) тебя никогда не забудет…
М.: Ты прав, наверняка. И даже сейчас мне обидно за Тахмину, ведь ее отношение к Зауру было совершенно особенным.
Ф.: Знаешь, Мерал, мне тоже за нее обидно. Но посмотри на это с другой стороны. Молодой парень встречается с замужней женщиной, о которой все время сплетничают, прибавь к этому еще особенности менталитета. Если бы Заур действительно любил Тахмину, он бы на все закрыл глаза, его бы не интересовало ее прошлое. А он просто-напросто не любил ее. Он любил ее тело, ее общество, постель, в конце концов, но не более. И именно поэтому он так легко отказался от нее. Покойный Рафик Бабаев написал к этому фильму прекрасную песню Əlvida, в которой такие слова: «Görüşdük nə çətin, ayrıldıq, ayrıldıq nə asan» («Как сложно было встретиться и как легко расстаться»). Это проникновенные слова, и в них — парадигма Заура, его лейтмотив, его нутро. Насколько тяжело ему было заполучить Тахмину, настолько легко и просто он с ней расстался. Заур — не Ромео, не Меджнун. Он женился и жил себе прекрасненько дальше…
М.: Помнишь поговорку: «Когда кошка не может дотянуться до мяса, она говорит, что мясо дурно пахнет». Представьте себе: молодая, красивая, успешная женщина, довольно прогрессивная для своего времени, работает на телевидении и, недоступная для всех, становится объектом сплетен. Но любила она только Заура и умерла с этой любовью. Эта проблема существует и сегодня: женщин, если они успешны, независимы и при этом еще и известны, просто не любят и зачастую говорят о них небылицы. Но все же Тахмина совершила ошибку — встречаясь с Зауром, она была еще замужем, и это на тот момент было главным аргументом против нее.
Ф.: Кстати, вопрос о том, были ли у нее и другие романы, так и остался без ответа…
М.: Нет, других романов у нее не было, просто она умела дружить с мужчинами. Те же Спартак и Мухтар на самом деле были ее друзьями. Возможно, они и были влюблены в нее, но не она в них. Тахмина, будучи очень уверенной в себе женщиной, желала, чтобы и Заур держался с такой же уверенностью.
Ф.: Заур — это типаж, который и сегодня с нами. Мы окружены подобными заурами, которые не знают и не хотят познать вкус свободы. В этом самая большая их беда. И я лично, как Фахраддин, обращаясь к Зауру, говорю: «Я знаю, что такое свобода! Свобода — это высочайшее счастье!
Нет ничего лучше, чем позволить себе быть тем, кто ты есть». А Тахмина, как личность, была несоизмеримо сильнее. Не случайно фильм называется ее именем. Расим Оджагов — не только глубокий режиссер, но и проницательный читатель — сделал это умышленно. Для него в этой истории была только одна главная героиня — она, Тахмина.
Источник: Nargis Magazine