Животные в клетках как товар на базаре: госорганы не видят в этом проблемы – ФОТО
Регулярно соприкасаясь с жестокостью и насилием, видя страдания, люди становятся черствее, привыкают. Так и образ животных в клетках, выставленных на продажу, стал настолько привычен глазу прохожего в Баку, что многие не видят в этом ничего особенного.
Абсолютно безнаказанно уже более 10 лет на «Тезе базар» в самом центре Баку идет активная торговля живым товаром. Собаки, кошки, птицы помещены в клетки, которые еда позволяют им двигаться. Клетки стоят друг на друге, представляя собой своего рода «живую витрину».
И так эти создания проводят дни за днями в ожидании доброго человека, который заберет их домой…
Порой здесь можно встретить и диких животных, торговля которыми запрещена законом страны, но бойких продавцов это не смущает. Браконьеры приносят, продавцы реализуют, люди покупают, зоозащитники трубят тревогу, но никто не может ничего поделать с этим заколдованным кругом.
Так, во вторник, приют для бездомных животных «Друзья» поделился на своей странице фотографией енота, который был выставлен на продажу все на том же печально известном «Тезе базар». Общественная организация «Союз по защите животных» обратилась в Минэкологии за помощью.
В министерстве отреагировали действительно быстро: вопрос был решен практически в течение одного дня. После проверки инспекторов у продавцов были изъяты енот, а вместе с ним четыре ежа и две черепахи.
Как сообщили в Минэкологии, енот был передан в реабилитационный центр при Национальном парке Алтыагач, откуда он вскоре будет возвращен в дикую природу.
На фото: освобожденные животные с «Тезе базар». Фото Минэкологии.
Нет закона – нет механизма воздействия
Да, когда дело касается незаконной торговли дикими животными, официальные структуры реагируют. Но что делать со всеми остальными, которые остаются в клетках?
Ситуацию разъяснил руководитель Общественного объединения Азербайджана «Союз по защите животных» Азер Гараев: «Дело в том, что в нашей стране практически нулевая законодательная база в сфере защиты животных, обеспечения их благосостояния во время содержания, транспортировки, продажи и использования».
На сегодняшний день в стране существует Закон «О животном мире Азербайджанской Республики», который, однако, рассматривает исключительно вопросы взаимоотношения человека с животными из дикой природы. Сельскохозяйственных и домашних животных он не охватывает.
Также существует не совсем совершенная статья в Кодексе административных правонарушений, предусматривающая штраф за жестокое обращение с животными.
Результатом присоединения Азербайджана в 2007 году к Европейской конвенции о защите домашних животных стало долгожданное увеличение штрафов. В 2013 году они были повышены с 25 до 500 манатов.
Азер Гараев с сожалением отмечает, что размер штрафа един как для физических, так и для юридических лиц, более того - он не увеличивается пропорционально числу замученных животных: «То есть, если человек проявил жестокость к одному животному, он заплатит 500 манатов, если истязал и убил десяток – заплатит ту же сумму».
С реализацией этой статьи есть и еще одна загвоздка – нужно еще квалифицировать тот или иной факт как жестокое обращение с животными.
По словам Азера Гараева, правоохранительные органы не воспринимают то, что животное содержится в клетке, как факт жестокого обращения. Потому и относятся к этому вопросу несерьезно. Делу может быть дан ход лишь тогда, когда случай вызвал широкий общественный резонанс.
Однако все эти действия официальных структур носят фрагментарный характер, не меняя систему.
Фотографировать запрещено!
«Ни в одной цивилизованной стране мира закон не позволяет реализовывать живых животных на базарах, в зоомагазинах, гастрономах, за исключением мелких декоративных видов птиц и рыб, мелких грызунов. Животное должно приобретаться у заводчика либо в приюте или питомнике», - сказал Азер Гараев в разговоре с 1news.az.
Однако продавцы животных на «Тезе базар» о таких «тонкостях» не слышали и слышать не хотят. Настроены они весьма агрессивно. Фотографировать категорически запрещают. Заметив попытку сделать снимки, тут же поднимают шум. Именно по этой причине удалось сделать всего три снимка.
«Ходят тут всякие, фотографируют, потом все выставляют в Интернете, нас хлеба хотят лишить, - сказал один из продавцов, человек в возрасте. – Я 10 лет занимаюсь этим бизнесом. Что мне теперь – идти камни на стройке таскать? Старый я для этого».
Свою неприязнь к людям с камерами не скрывает и молодая женщина, его коллега: «Вы думаете, что, выкладывая г… в Сети, вы что-то измените? Вы не с той стороны пытаетесь решить проблему».
На фото: животные, которых продают на «Тезе базар». 25 сент., 2019. Фото 1news.az
Истинной заботой о животных она считает то, если бы люди пришли и покормили бы кого-нибудь из выставленных на продажу животных, предложили бы почистить им шерсть или клетку, погуляли бы с ними. На удивленный вопрос, с какой стати люди должны помогать процветанию этого бизнеса, внятного ответа не нашлось.
Зато нашлась куча несвязных обвинений и поклепов в распространении «грязных новостей». Одним словом, в перекладывании с больной головы на здоровую она оказалась мастером.
Кстати, никакой большой проблемы в том, что животные постоянно живут в клетках, владельцы этих магазинов не видят. Упорно называя клетки для животных «клеточками», женщина удивленно спросила: «А что вас смущает? Что животные продаются в клеточках?! А как вы хотите, чтобы они продавались? Это же базар!»
Мысли о том, что животных вообще нельзя продавать вот так, как мобильные телефоны, напиханные в одну коробку, продавцам на «Тезе базар» в голову не приходит.
В конце разговора прозвучала и вовсе интересная фраза. «Ничего вы не измените и ничего не добьетесь своими публикациями. Этот базар стоит 10 лет и еще столько же простоит, - самоуверенно заявила она. – Мы тоже люди, и нам тоже нужно на что-то кормить свою семью».
«Черный бизнес» процветает
В Азербайджане разведение животных – это золотое дно для мошенников, которые отмывают сумасшедшие деньги, уверяет глава Союза по защите животных Азер Гараев.
«Животные разводятся бесконтрольно, продаются под видом породистых. Затем у нового хозяина, грубо говоря, вместо бульдога дома вырастает носорог. И все эти несчастные пополняют армию бездомных животных», - говорит он.
«Тезе базар» – это просто такое место, где на одном маленьком пространстве можно увидеть все то, что происходит в стране повсеместно», - добавил он.
Животных на «Тезе базар» продают по бросовым ценам. К примеру, трехмесячного щенка хаски (по уверениям продавца, чистокровного) можно приобрести всего за 150 манатов. Доступность приобретения не дает бизнесу умереть.
Как ни парадоксально, поддерживают его и неравнодушные люди, которые хотят помочь хоть одной собаке или кошке, взяв домой. Часто выкупают животных и зоозащитники. Таким образом, в попытке помочь или бороться мы невольно подпитываем этот замкнутый круг.
«У животного, которое всю свою жизнь провело в клетке, где порой невозможно даже встать в полный рост, сломлена психика. Оно уже никогда не будет социализировано так, как должно», - сказал Азер Гараев.
«Плюс к этому животные зарабатывают инфекции, так как содержатся слишком близко друг к другу, без соблюдения должных норм гигиены. В таком месте созданы все условия для того, чтобы животное здоровым оттуда не вышло», - добавил он.
Таким образом, продавцы живого товара без тени смущения наживаются на вакууме в законе.
На фото: продажа животных на «Тезе базар», ноябрь 2018 г. Фото Oxu.az
Нужен действующий закон
Азер Гараев констатирует, что на сегодняшний день в сфере жестокого обращения с животными в Азербайджане царит безнаказанность: нет работающих законов, нет правоприменительной практики.
«Те разрозненные действия, которые принимаются для защиты животных, можно сравнить с мытьем полов на кухне, где течет кран. Это можно делать бесконечно, но эффекта не будет, пока кран течет», - сказал он.
Первоочередная мера – принятие нового всеобъемлющего и работающего закона о защите животных, а также об ответственном отношении к животным.
«Этот новый закон должен рассматривать все виды животных и все виды человеческой деятельности, связанной с животными. Это и сельскохозяйственные животные, и дикие, и домашние, и бездомные, и лабораторные, и животные, задействованные в сфере развлечений», - сказал Азер Гараев.
Также важным шагом он считает перевести статью о жестоком обращении из Кодекса об административных правонарушениях в Уголовный. Примером могут послужить многие страны Европы. К примеру, в Австрии и Испании за жестокость к животному можно угодить в тюрьму на срок до одного года, в Латвии – до четырех лет.
По данным Азера Гараева, практику уголовной ответственности уже ввели и в странах-соседях Азербайджана – в Турции, в России.
«Обидно осознавать, что Азербайджан, который был первой страной региона, присоединившейся к Европейской конвенции о защите домашних животных, сегодня плетется в хвосте этого процесса», - сказал он.
Как сообщил 1news.az источник в Милли Меджлисе, процесс по разработке нового законопроекта пока не начат, однако есть основания ожидать, что уже в ближайшие месяцы будут даны поручения конкретным государственным ведомствам по подготовке текста законопроекта.
На фото: продажа животных на «Тезе базар», апр. 2017. Фото Minval.az
В Союзе по защите животных считают, что одним из вариантов продвижения в этом вопросе могла бы стать передача государственных полномочий в сфере защиты животных одной из общественных организаций, работающих в этой сфере.
Впечатляющим примером может послужить Королевское общество защиты животных в Великобритании. Эта неправительственная организация имеет более 2 тысяч инспекторов и наделена мандатом на выписку актов в отношении правонарушителей. По каждому факту правонарушения принимаются жесткие меры.
К сожалению, в Азербайджане пока никакого механизма воздействия на браконьеров, нелегальных разводчиков и продавцов животных нет. Как нет работающих законов и налаженной системы их реализации. Наказания носят фрагментарный характер, а их мягкость дает правонарушителям «зеленый свет» на продолжение своего грязного бизнеса.
Читайте по теме:
Гуманный ответ детей на жестокое обращение с животными – ФОТО
Какого наказания заслуживает садист-живодер? - ВИДЕО
Елена Остапенко