Пианист Мушфиг Гулиев: «Разве плохо, если классику будет любить и слушать больше людей?» - ФОТО - ВИДЕО
Талантливый азербайджанский пианист, лауреат международных и локальных конкурсов Мушфиг Гулиев рассказал First News Media о своей любви к классической музыке, о своем становлении как музыканта и о творческих планах.
Пианисту 28 лет, 24 из которых он посвятил музыке: «Я вырос в поселке Бузовна и с самого раннего детства знал, что моя жизнь будет тесно связана с музыкой. Когда меня спрашивали о том, кем я буду, когда стану взрослым, я не задумываюсь отвечал, что стану пианистом, и, как видите, стал».
Мушфиг Гулиев рассказывает, что в семье у него немало музыкантов, но в основном это народники, и именно на народной азербайджанской музыке он вырос, а затем влюбился в классику: «Я не могу назвать какого-то конкретного композитора или произведение, которое люблю больше всего, так как очень многое зависит от моего настроения и состояния души. Но скажу, что в целом классическая музыка — это моя большая любовь. В мою программу включены произведения Баха, Бетховена, Брамса, Дебюсси, Шопена и многих других всемирно известных композиторов, но на моих концертах всегда звучат произведения Кара Караева, Фикрета Амирова, Вагифа Мустафазаде и, конечно же, основоположника азербайджанской классической музыки Узеира Гаджибейли».
Пианист рассказывает, что благодарен всем своим учителям и наставникам за поддержку и веру в него с самого первого дня – отметим, что профессиональное образование М.Гулиев получал как в Азербайджане, так и в Европе: «В 7-м классе я поступил в школу Бюльбюля, где моим педагогом была замечательный музыкант, заслуженный педагог Азербайджана Диляра Мирзакулиева, у нее же в классе я обучался и став студентом Бакинской музыкальной академии».
В академии М.Гулиев проучился 2,5 года и, будучи на третьем курсе, уехал в Вену, где поступил в Консерваторию Йозефа Гайдна – отметим, что учебу музыканта в Австрии оплатил благотворительный фонд Gələcəyə doğru, созданный в память об ушедшем из жизни после Азербайджана в Австрии Фуаде Исмайлове. В этот же период он параллельно учился в Братиславе, в Академии исполнительских искусств по программе обмена студентов.
«Это было потрясающе – порой в день я посещал по 4 концерта самых известных музыкантов, да и жил в Вене в самом центре, рядом с самыми главными музыкальными площадками, часто видя, как артисты идут на репетиции по утрам. То, что я жил и учился в Вене – для меня, как для музыканта, невероятный шанс и большая удача, как и то, что моим педагогом был педагог с мировым именем Станислав Тихонов», - рассказывает М.Гулиев.
Затем Мушфиг Гулиев переезжает в Италию, где поступает в Академию «Санта-Чечилия», став первым в истории азербайджанцем, обучавшимся в этом престижном музыкальном заведении. Перед поступлением в академию пианист брал уроки у грузинского педагога Эсмы Кирии, что помогло ему еще больше усовершенствовать свой талант.
«Каждый мой педагог - для меня родной и дорогой человек. Мы всегда на связи, я благодарен судьбе, что на моем пути встретились такие профессионалы, научившие меня очень многому», - подчеркивает пианист.
Мушфиг Гулиев успешно принимал участие во многих международных конкурсах, считая конкурсы очень важными и нужными для музыкантов: «Если ты силен духом, то никакая конкурсная неудача тебя не сломит, а наоборот - подстегнет к работе над собой и покорению новых творческих высот, впрочем, как и победа, которая может в итоге открыть многие двери. Главное - в случае неудачи не обижаться на все и всех и не впадать в депрессию, а просто двигаться дальше, несмотря на трудности, покоряя все новые и новые творческие высоты. А еще каждый конкурс - это новые знакомства не только с музыкантами, но и с международными менеджерами, которые ищут новых артистов и могут сделать интересное предложение. Поэтому конкурсы мне интересны, и я продолжу участвовать в них».
Пианист отмечает, что каждое участие в том или ином конкурсе прибавляет ему творческого опыта – к примеру, победив на одном из международных конкурсов, прошедшем в Италии, он получил возможность записаться в знаменитой студии Yamaha: «Это произошло, когда я еще учился в Баку, и для меня это было отличным шансом и бесценным творческим опытом».
«Классика – она не для всех, не все ее любят, да и не должны любить. Но, как мне кажется, музыканты должны стараться как можно больше привлекать внимание молодого поколения к классической музыке и тем самым расширять свою аудиторию. В Америке и Европе множество фестивалей, особенно проходящих на открытом воздухе, где отлично соблюдается баланс различных музыкальных стилей и жанров, и каждый слушатель находит там что-то для себя и в то же время знакомится с чем-то новым. У нас тоже немало фестивалей и концертов, но при этом они чересчур классически выстроены, и это не меняется в течение последних 20 лет, и соответственно - не привлекает новую аудиторию. Молодежи это не интересно, и это нормально, порой я сам устаю от классической музыки», - продолжает Мушфиг Гулиев.
М.Гулиев говорит, что классика помогает ему расслабиться, отмечая при этом, что с удовольствием слушает другие интересные ему музыкальные направления: «Раньше я часто слушал азербайджанскую эстраду, сейчас, правда, не так часто, а связано это с тем, что раньше музыка была интереснее и качественнее. Очень многое зависит от того, как ты преподносишь музыку слушателю. Совсем недавно я с другом Исмаилом Зейналовым снял в Стамбуле клип на одно из произведений Иоганнеса Брамса. Получилось очень атмосферно - видео снято по-современному, и оно привлекло внимание молодежи, что очень и очень радует, как и тот факт, что, возможно, кто-то именно благодаря этому клипу впервые узнал о Брамсе и его замечательной музыке и, может быть, стал поклонником его творчества».
Пианист вспоминает, что перед первым большим концертом в Баку он также с И.Зейналовым подготовил стильный концертный тизер, который привлек внимание аудитории, далекой от классической музыки: «Мне было очень приятно, что на мой первый большой концерт на Родине пришли не только поклонники классики, но и те, кто познакомился с классической музыкой именно на моем выступлении. Привлечь внимание молодежи к классической музыке очень сложно, и я рад, что у меня это получается. Классику не должны слушать все, наверное, этого и не нужно, так было всегда, классическую музыку воспринимают не все, но она прекрасна, и это – неоспоримый факт. Разве плохо если классику будет любить и слушать больше людей? Главное - не делать это насильно, заставить полюбить невозможно, слушатель сам выбирает музыку, а от нас зависит, как эту музыку ему преподнести, чтобы она привлекла внимание и запала в душу».
Музыкант считает, что продвижению классической музыки в массы способствуют и музыкальные коллаборации с популярными артистами: «Таких примеров в мире множество, есть подобная коллаборация и у меня – это совместный проект с поп-исполнительницей Томрис Наибли, в которым также участвует вокалист Исмаил Зейналов, мы представили совместную версию песни Севды Алекперзаде «Ulu Vətən». Многие удивились нашему сотрудничеству, но благодаря ему слушатели каждого из нас открыли для себя новые имена, и мы смогли расширить аудиторию. В таких проектах я с радостью готов участвовать всегда!»
«Музыка для меня - моя жизнь, мое все. Мне хочется сказать большое спасибо родителям, педагогам, друзьям и близким мне людям, что они всегда и во всем, что связано с музыкой, меня всячески поддерживали, для меня очень ценна эта поддержка. Музыка – самое дорогое, что есть у меня, музыка – это я сам», - рассказывает М.Гулиев, подчеркивая, что сколько он себя помнит, он был в музыке, а музыка была в нем.
«Не представляю себя вне музыки и считаю, что музыка есть в каждом человеке, – продолжает пианист. – Радуюсь, как ребенок, когда мои друзья, знакомые, подписчики в социальных сетях влюбляются в музыку и узнают что-то новое для себя через мое творчество, а затем сами, пусть и непрофессионально, становятся музыкантами, советуясь со мной по тем или иным вопросам, изучая ноты и учась самостоятельно играть на музыкальных инструментах. В такие моменты я испытываю душевное спокойствие и в очередной раз убеждаюсь, что музыка живет в каждом из нас и каждый чувствует и проявляет музыкальность по-своему».
Мушфиг Гулиев рассказал и о том, что сам сочиняет музыку, однако пока не намерен представлять ее широкой аудитории: «Иногда я сочиняю музыку, но делаю это в первую и главную очередь для себя, а не для публики, во всяком случае пока не хочу делиться со слушателями написанным. Но не исключено, что в скором времени что-то представлю, сейчас же музыка, написанная мною, – это моя творческая тайна, раскрывать которую мне не хочется».
Говоря о творческой мотивации, М.Гулиев отмечает, что в определенной мере его мотивирует хорошая музыка и хорошие музыканты, особенно те, с которыми он сотрудничает и дружит: «Сейчас я работаю в Стамбульском оперном театре, как пианист. Пока нам удалось выступить только с одним спектаклем из-за ограничений, связанных с карантином, но это было невероятно – я впервые был в роли пианиста балета и испытал непередаваемые эмоции от происходящего на сцене, что еще больше мотивировало меня в творчестве».
В настоящее время пианист работает над несколькими интересными музыкальными проектами, которые будут связаны с балетом – в планах музыкальное балетное шоу, выстроенное на классических произведениях, которые в данный момент выбираются: «Также хочу сделать серию записей в студии, обратившись к творчеству азербайджанских, русских и европейских классических музыкантов. Что касается проектов, связанных с балетом, то здесь будет не только классика, но и модерн – все это обсуждается также и с артистами балета. Очень хочу сам написать музыку к балету, над чем работаю».
Продолжая тему мотивации, М.Гулиев рассказывает о том, что мотивируют его также родители и родные люди: «Порой мне звонит брат и интересуется, почему я не исполняю ту или иную мелодию, советуя включить ее в репертуар, что я и делаю, понимая, что родной человек желает мне только хорошего. Есть у меня близкий друг Исмаил Зейналов, с которым мы сделали, делаем и сделаем еще немало интересных музыкальных проектов. В целом творческому человеку очень важно, чтобы рядом с ним были хорошие люди, те, кто верит в него и всегда поддержит, и я рад, что рядом со мной на протяжении моего жизненного и творческого пути именно такие люди».
Фото из личного архива Мушфига Гулиева