Зоозащитник Фарид Мансуров: «У Лейлы ханум доброе сердце и она хочет помочь»
Тема жестокого отношения к животным в нашей стране все еще актуальна.
Несмотря на то, что недавно официально был запрещен жестокий отстрел и негуманный отлов бездомных собак, факты говорили об обратном.
Читайте по теме:
Несколько месяцев зоозащитники били тревогу в соцсетях и СМИ, сообщая о возобновившихся отстрелах бездомных собак и исчезновении с улиц Баку животных с бирками в ушах – то есть, уже простерилизованных и привитых, а значит, совершенно безопасных для людей. Но их не слышали…
Однако недавно случилось весьма значимое событие – состоялась встреча вице-президента Фонда Гейдара Алиева Лейлы Алиевой с зоозащитниками.
Читайте по теме:
Зоозащитник Фарид Мансуров встретился с Лейлой Алиевой – ФОТО
Сегодня мы решили поговорить с Фаридом Мансуровым о подробностях и итогах состоявшейся беседы с Лейлой ханум.
- Встреча с зоозащитниками была инициирована самой Лейлой ханум. Одним из ее замечательных качеств является огромная любовь к животным, и естественно, она была обеспокоена появившимися в соцсетях жалобами зоозащитников на продолжающиеся отстрелы бездомных собак. Существует статистика, которую ведут зоозащитники. Так вот, согласно данным, в период с 1 марта по сегодняшний день, исчезло 4 тысяч собак. И самое главное, что они исчезли, их просто нет. Как нет на улицах Баку и собак с бирками. Хотя, если мы помним, изначально целью было именно ОСВВ (Отлов – Стерилизация – Вакцинация - Возврат). Но на деле ограничились отловом, который, к слову, производят не самым гуманным способом. А вот о дальнейшей судьбе пойманных животных ничего не известно. Кураторы вопроса закрыты как для прессы и зоозащитников, так и для тех, кто приходит туда в поисках пропавших животных.
Беда в том, что с улиц почему-то забирают собак, на которых уже были бирки IDEA, и это совершенно абсурдная ситуация. Кроме того, забирали собак, которые никому не мешали, и стали для жителей определенных районов и дворов своими. Люди их подкармливали, собаки спокойно сосуществовали с ними, и никаких жалоб на них не поступало. Почему-то кто-то решил, что собак не должно быть на бульваре, и сначала их начали убирать оттуда. Хотя на бульваре, повторю, были собаки с бирками IDEA.
Итогом этой «деятельности» стало то, что на место этих чипированных, добрейших собак, которых любили все, сейчас пришли стаи других собак. А раньше, когда там обитали собаки уже простерилизованные и с бирками в ушах, они отгоняли с бульвара чужие стаи. И они будут там собираться, потому что собаки ищут места, где можно найти пищу, а на бульваре, как известно, немало кафе и ресторанов. В общем, мало того, что они забрали оттуда добрых животных, они еще и создали там реальную проблему и для животных, и для людей.
Более того, было несколько случаев, когда забирали не бездомных собак, а собак, у которых есть хозяева. И люди не смогли их не то, что забрать обратно, - найти!
Вся эта ситуация, естественно, вызвала справедливое возмущение зоозащитников, а потом уже и обычных людей. И возмущение было связано не только с тем, что собак отлавливали и увозили в неизвестном направлении, но и с тем, что возобновились отстрелы. Мы как будто вернулись на несколько лет назад. Расстреливали их в этот раз тоже достаточно бездарно: порой животным простреливали позвоночник, и животное несколько часов мучилось, пытаясь доползти до тех, кто может ему помочь. Я не голословен, все, что я говорю сейчас - это жестокие и сухие факты, имеющие множество видеоподтверждений. Есть несколько видеосъемок и свидетелей тому, как происходила эта расправа с животными.
Некоторые ссылаются на то, что якобы, часть популяции животных необходимо подвергнуть эфтаназии. Да, она дешевле стерилизации, но стерилизованное животное тоже не будет размножаться, и будет при этом жить. А эфтаназия – это изначально негуманно, и этот способ идет вразрез с законодательством Азербайджана, предусматривающем административное наказание за жестокое обращение с животными. И нигде в мире нет такого, чтобы здоровых животных подвергали эфтаназии.
К слову, в первую очередь нужно было произвести подсчет бездомных животных, это же логично! Ведь чтобы знать, как достичь поставленной цели – я про озвученную ими гуманную цель производить ОСВВ – надо для начала знать, с каким количеством собак придется работать. Но на деле этого не случилось. Зато есть другая статистика – пропавших животных, о которой я сказал выше. И еще есть страшная статистика убитых собак.
- А есть ли вообще статистика, отражающая количество бездомных животных в Баку и на Абшероне?
- Нет, и я уверен, что заняться этим должны ученые-экологи, потому что подсчитывать количество собак должны не зоозащитники.
Я считаю, что фатальной проблемы с бездомными животными, которую активно нагнетают в некоторых СМИ и соцсетях, в Баку нет. Есть множество других проблем, в частности, проблема отношения самих людей к животным. Проблема воспитания детей в любви ко всему живому. Вроде бы, разумным должен быть человек, в первую очередь.
- Получается, Лейлу ханум обеспокоила ситуация, о которой Вы сейчас рассказали.
- Безусловно, Лейла Алиева является инициатором зоозащитного движения в Азербайджане, именно она создала призыв «Станем хозяевами тем, у кого нет хозяев». Это человек с большим и добрым сердцем.
Она сама попросила нас рассказать ей все, что мы знаем. Но я так понял, что некоторые подробности происходящего на протяжении нескольких месяцев ее просто шокировали.
- Какой главный итог вашей встречи, на Ваш взгляд?
- Лейла ханум справедливо заметила, что пока не будет закона, защищающего животных, ситуацию изменить будет сложно. Ведь на сегодняшний день в Азербайджане есть только статья 274 Административного кодекса, предусматривающая штраф в 500 манатов за жестокое обращение с животными. Лейла ханум высказала пожелание о том, чтобы в законе о защите животных предусматривалась уже уголовная ответственность за жестокое обращение с животными и безответственное отношение к ним.
К слову, после нашей встречи стало известно, что отстрелы прекратились. Но самый главным итогом я, как и все участники встречи, считаю решение о разработке закона по защите животных. Это очень обнадежило нас и вдохновило.
- Когда, как Вы думаете, стоит ждать появления этого закона?
- В настоящее время уже идет работа над подготовкой законопроекта. И я уверен, что благодаря участию Лейлы ханум он появится в ближайшем будущем. Всех подробностей я пока сообщить не могу, но знаю, что при работе над законопроектом будет использован опыт Турции, Германии, Австрии, США.
- Да, это действительно радует. К примеру, в Нидерландах проблему бездомных животных решили гениально и просто. И в той же Чехии животных не усыпляют вообще, их пристраивают.
Но что делать с отношением людей к животным? Ведь многие люди не понимают, что привитые и стерилизованные собаки уже не опасны для них? Как быть с детьми, которые дразнят собак и издеваются над кошками? Ведь их не привлечешь к ответственности, а родители на все замечания по поводу поведения своих отпрысков говорят привычное: «Ребенок да, не понимает!»
- Вот именно новый закон, предусматривающий уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, обяжет родителей этих детей воспитывать их иначе. Кроме того, этот же закон станет гарантом того, что люди перестанут относиться к животным как к игрушкам: сегодня завел, завтра надоело и можно выбросить. В любой цивилизованной стране хозяин животного несет за него ответственность, и я уверен, что в Азербайджане тоже будет так.
- Но возможно, не только «кнутом» можно воспитать людей?
- Безусловно. Я всегда говорил и повторю сейчас, что необходимо проводить большую просветительскую работу среди населения, и особенно, с детьми. Должны создаваться социальные ролики на тему защиты животных, публиковаться книги, сниматься фильмы. Работа с детьми должна начинаться в детском саду и продолжиться в школе.
Сегодня огромную работу в этом направлении проводит Центр по уходу за животными IDEA. Наш приют тоже всегда открыт для посетителей, и мы особенно рады маленьким гостям, которые очень радуются общению с собаками.
Дорогу осилит идущий, надо лишь начать что-то делать.
Не секрет, что наши волонтеры занимаются пристройством бездомных собак новым хозяевам, но чаще речь идет о пристройстве за границу. Так вот, я хочу с радостью отметить, что уже в нашей стране стало возможным пристроить животных-инвалидов, что еще несколько лет назад было просто нереально. В целом же, увы, чаще всего таких животных наши волонтеры пристраивают за границу, но в этом тоже есть плюсы для животных.
(Подробнее об этом 1news.az расскажет в ближайшее время – прим. ред.)
- Как Вы сами думаете, насколько долгим может быть этот путь? Ведь согласитесь, что при всех существующих сегодня минусах, отношение к животным в нашей стране сегодня стало намного более человечным, чем еще лет 10 назад.
- Я смотрю в будущее с оптимизмом, особенно, после состоявшейся встречи с Лейлой ханум. Думаю, если все пойдет по плану, то уже через пять лет ситуация изменится коренным образом.
- Спасибо за беседу. Будем ждать позитивных перемен.
Натали Александрова