Меморандум подписан – цена неизвестна
Полудетективная история, связанная с изъятием самолета, на котором премьер-министр правительства Украины Юлия Тимошенко должна была лететь в Москву для решения вопросов поставок газа из России, благополучно разрешилась. Ей удалось добраться до пункта назначения, правда, чартерным рейсом.
На встрече со своим коллегой - премьер-министром правительства России Владимиром Путиным она услышала слова сочувствия, которые, по всей вероятности, доставили ей немало удовольствия. Владимир Путин, не скупящийся последнее время на прозвища в адрес своих коллег, назвал президента Украины Виктора Ющенко, служба безопасности которого отобрала самолет Юлии Тимошенко, «мазуриком». Напомним, что согласно толковому словарю русского языка С. Ожегова, это слово означает «плут, мошенник».
Но, похоже, лирические отступления на этом закончились, и переговоры о поставках российского природного газа на Украину перешли в деловое русло. Как известно, переговоры закончились подписанием сторонами меморандума о сотрудничестве между Россией и Украиной в газовой сфере. В нем приветствуется установление с 1 января 2009 года прямых долгосрочных отношений между «Газпромом» и «Нафтагаз Украины» по поставкам природного газа в объемах, обеспечивающих баланс этого вида углеводородного сырья для потребителей Украины. Стороны договорились о трехлетнем периоде на рыночные цены в области поставок и транзита газа. А также выражена поддержка намерениям «Газпрома» и «Нафтагаза» осуществлять совместный экспорт природного газа, в том числе и того, что находится в подземных хранилищах газа (ПДХ).
Как это часто бывает, Юлия Тимошенко поспешила окрестить подписанный меморандум прорывным документом в отношениях между Москвой и Киевом, зачислив его в череду своих побед на посту премьер-министра правительства Украины. Безусловно, Юлии Тимошенко удалось добиться своей давней цели – перейти в поставках газа на прямые отношения между «Газпромом» и «Нафтагазом» без участия посредников. Это должно привнести прозрачность в расчеты за поставленный газ и его транзит в Европу через территорию Украины.
На этом, пожалуй, все победы Юлии Тимошенко заканчиваются. О переходном периоде в ценах на газ для Украины говорилось давно и всегда он увязывался с ценами за транзит российского газа в Европу. В меморандуме не указывается, каковыми будут цены на газ даже с 1 января 2009 года. Здесь многое зависит от цен на центрально-азиатский газ, переговоры о которых идут достаточно трудно и в закрытом режиме. Кроме того, определенные коррективы в определении цен на газ будут играть мировые цены на нефть, мазут, газолин, которые демонстрируют высокую степень волатильности. При составлении бюджета Украины цены на газ закладывались на уровне $250 за тыс. кубических метров, что находится в пределах 40%-го повышения относительно 2008 года. Последние годы «Газпром» придерживался приблизительно такой планки повышения цен для Украины. Но как будет на этот раз, в меморандуме не отражено.
Самое главное, Юлии Тимошенко не удалось добиться подписания с Россией долгосрочного договора о поставках газа. Как заметил Владимир Путин, неурегулированность политической ситуации в Украине не создает условий для заключения долгосрочных стратегических договоров. Что же касается меморандума, то это документ, излагающий существо вопросов, являющихся предметом дальнейших переговоров, по которым можно договориться или нет. По всей видимости, Россия тянет время с целью сохранения рычага влияния на политическую и экономическую ситуацию в Украине.
Противостояние политических сил в этом государстве – удар по ГУАМ – организации, еще не оправившейся после военных действий в Грузии и членом которой, правда, не самым инициативным, является Азербайджан. Нестабильность в Украине может заморозить некоторые проекты, которые предполагалось реализовать в рамках этой организации. В том числе и нефтепровод Одесса - Броды - Гданьск, ведь по нему есть существенные разногласия в правящей элите Украины. Сотрудничество с нестабильными режимами может обернуться для Азербайджана убытками, подобными в случае с Грузией.
Чингиз Велиев, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора