Сергей Михеев: «Россию не стоит делать заложником кавказских проблем, там все очень сложно завязано и переплетено»
Эксклюзивное интервью 1news.az с вице-президентом Центра политических технологий России Сергеем Михеевым
- Почему позиции сторон по карабахскому урегулированию после подписания Московской декларации так и не сблизились? В чем проблема?
- Потому что причины ясны: Армения не может отказаться от поддержки Карабаха, а Азербайджан не может предоставить независимость этому анклаву. В Ереване сейчас создалась такая ситуация, что там сейчас попросту боятся продвигаться вперед из-за позиции некоторых политических сил, прежде всего «Дашнакцутюн», которые могут обвинить власти в предательстве национальных интересов и снова создать в Армении политический кризис.
Такая же, видимо, может создаться ситуация в Азербайджане в случае принятия властями непопулярных решений по карабахскому вопросу. Поэтому ни одна из сторон не будет рисковать продвигать этот процесс. Впрочем, Московская декларация вовсе не предполагала сиюминутного решения этого конфликта. Просто эта декларация после грузинских событий сдержала стороны от применения силы.
- Недавно бывший министр национальной безопасности Армении Давид Шахназарян, человек довольно информированный, сделал довольно интересное заявление, что, мол, этот конфликт решат США. Вы согласны с этим мнением?
- Вы, наверное, на Кавказе снова преувеличиваете роль США в мире. Тех могущественных США больше нет и не будет. Ведь как показали последние события в мире, у них других рецептов решения подобных затяжных конфликтов нет. Если у них есть особые технологии решения таких конфликтов, то ради Бога, пусть решают, никто им мешать не собирается, лишь бы был мир. На что они способны, так на признание Карабаха наподобие Косово. Других таких особых возможностей у них я не вижу.
- Сейчас Грузия готовит подписание масштабного договора с США, предусматривающего и военно-политический аспект, в Азербайджане гостит представительная делегация генштаба Турции, многие аналитики даже не исключают подписания военного соглашении между Баку и Анкарой. К чему все это может привести снова на Кавказе?
- К сумятице. США в августе показали, на что они способны. Если Грузия снова хочет втолкнуть регион в пучину хаоса, то флаг ей в руки. Турция - ближайший союзник Азербайджана, и у нее неплохие отношения с Москвой, но она - член-НАТО, поэтому ее военное присутствие в регионе тоже нежелательно для нас. Остается вам всем договариваться с Москвой. Потому что Москва более удобный партнер, нежели американцы, турки или другие. Пока страны Южного Кавказа этого не поймут, то регион постоянно будет яблоком раздора между большими странами. Все это попытка американцев спасти провал своей собственной внешней политики, который в последнее время совершенно очевиден. По большому счету американцы пошли на риск в ситуации с Грузией, и риск не оправдался.
Пока проблем они получили больше, чем дивидендов. Лучше было бы, если бы она разобралась со своим кризисом.
- Но кризис задел не только США, но и Россию. К тому же США продолжают сбивать цены на нефть, что тоже негативно влияет на российскую экономику. А что вы можете сказать по этому поводу?
- Да, вы правы, к сожалению, кризис задел и нас, но он, по моему убеждению, больше всего ударил по США. Там происходят очень странные вещи, появляется чернокожий президент, страна теряет свое могущество, доллар обесценивается, влияние в мире падает. Так что я все же считаю, что кризис больше всего ударил по ним, нежели по нам. А что же касается цен на нефть, ну что ж, пусть американцы сбивают ее, сколько хотят.
Нам только от этого легче, мы, наконец, поймем, что не стоит связывать свою экономику только с нефтью. Я думаю, этот кризис для нас станет уроком, и мы начнем развивать наукоемкое производство, ненефтяную промышленность. Когда-то мы должны были начать реформирование своей экономики, вот кризис, думаю, ускорит все эти процессы.
- Вы выше сказали, что Россия не в состоянии решить Карабахский конфликт, тогда что остается Азербайджану - начать войну ради освобождения своих территорий?
- Этого не будет точно. Потому что ни мы, ни американцы не дадим разгореться новой кавказской войне.Война на Кавказе не нужна никому, в таком взрывоопасном регионе она может легко перекинуться на соседние страны. После Южной Осетии и Абхазии ситуация, конечно, меняется, потому что представить себе еще одну войну за непризнанную республику на Кавказе, которая будет равнодушно воспринята Россией, совершенно невозможно. Поэтому, с одной стороны, для Азербайджана это является серьезной проблемой и одним из ключевых вопросов, а с другой, — военные решения, видимо, не пройдут в нынешней ситуации. Остается продолжать переговоры.
С другой стороны, Россия не может приказать этим странам закончить конфликт. На Западе живет огромная армянская диаспора, которая просто мечтает в таком случае превратить Армению в еще одну вассальную страну США на Южном Кавказе, а в случае с Азербайджаном - это Турция, Иран, исламский мир. Так что поймите: Россию не стоит делать заложником кавказских проблем, там все очень сложно завязано и переплетено. Россия не может нравиться всем. Москва может дружить с Азербайджаном, но вряд ли она радикально изменит ситуацию.
Ее также не изменят переговоры между Арменией и Турцией. Мы не в силах разрешить этот конфликт. Максимум, на что готова Россия,- поддержать любой мир, к которому придут Азербайджан и Армения.
- Давайте поговорим снова о взаимоотношениях США и России. Сколько будет длиться это неопределенность в отношениях этих великих держав?
- Мы ждем первого шага от США. Потому что мы США уступали во многом. Мы готовы были стать их союзниками и близкими партнерами, но им всего этого мало. Нет, им нужно нас обставлять ракетами, продвигать НАТО к нашим границам, обваливать нашу экономику. Нет, господа, так союзнические отношения строить нельзя. Мы им долго предлагали сесть за стол переговоров и честно обговорить все наши проблемы.
Теперь Россия уже не та, мы не будем больше просить их, пусть теперь они просят нас. Я считаю, что новая администрация США должна серьезно проанализировать позицию России в этих вопросах.
Э.Р.