Расим Мусабеков: «Первым шагом для установления мира в регионе является вывод армянских сил из 5 районов Азербайджана»
Политолог Расим Мусабеков, комментируя Информационному агентству «1news.az» заявления вице-президента США Джо Байдена о том, что «страны Кавказа, стоят перед перспективами реальных перемен», заявил, что Байден, скорее всего, имеет в виду предстоящую нормализацию турецко-армянских отношений, возможный прогресс в урегулировании Карабахского конфликта, и как результат - снижение односторонней полной зависимости Армении от России, открытие границ на Южном Кавказе, более гибкое региональное сотрудничество».
Однако, по словам политолога, все эти процессы пока в потенции. Да, есть какие-то подвижки по всем отмеченным направлениям, но нельзя сказать, что процесс будет гладким и что они окажутся достаточными для радикального изменения геополитической картины на Южном Кавказе.
Перспективы ратификации армяно-турецких протоколов и принятия Ереваном и Баку Мадридских принципов не вполне определенные. В случае открытия армяно-турецкая границы, без продвижения вперед карабахского урегулирования Россия останется изолированной от своего армянского форпоста. Россия может сбалансировать усиливающую роль Турции, только открыв азербайджано-армянскую границу, а сделать это можно только через активное приведение конфликтующих сторон к компромиссу, первым шагом которого является вывод армянских сил из 5 районов Азербайджана.
Ситуация такова, что после прошлогодней войны Москва полностью утратила влияние в Грузии, а открытие армяно-турецкой границы может несколько ослабить ее полный контроль над Арменией. Поддержка неуступчивости Еревана в карабахском конфликте обернется тем, что перспективы игры на усиление собственного влияния в Баку у России не будет.
Касаясь о продвижении демократии на постсоветском пространстве, о которых заявил Байден, политолог сказал, что укрепление демократии на Южном Кавказе, как впрочем и во всем мире, зависит от социально-экономического развития самих этих стран. Будет развитие, будет и более прочная демократия.
Э.Р.