Фархад Бадалбейли: «В Греции были поражены высочайшей симфонической музыкальной культурой Азербайджана»
БАКУ, 7 окт – 1NEWS.AZ
Интервью 1news.az с народным артистом Азербайджана, ректором Азербайджанской Государственной Консерватории имени Узеира Гаджибейли Фархадом Бадалбейли.
- Какие впечатления у вас остались от организованного посольством Азербайджана в Греции симфонического концерта, который состоялся 1 октября в Афинской филармонии?
- Ну, во-первых, надо отдать должное нашему посольству, которое блестяще организовало этот замечательный академический филармонический концерт. Все было на самом высшем уровне. В течение целой недели по греческим телеканалам демонстрировались снятые заранее специально к концерту клипы. По радио все время звучала музыка Кара Караева, особенно его знаменитый вальс из балета «Семь красавиц», который уже стал очень популярным в Греции. Билеты на концерт распространялись как через кассы, так и по пригласительным. Зал был заполнен до отказа представителями греческой интеллигенции, композиторами, исполнителями, дипломатами из различных государств. Концерт состоялся в знаменитой Афинской филармонии, построенной при участии великого Герберта фон Карояна в благодарность своей родине. Это копия Берлинской филармонии. По акустике и по оборудованию она повторяет уникальную Берлинскую филармонию, акустика там действительно просто потрясающая.
Прекрасен был и сам концерт, в котором принял участие национальный симфонический оркестр Греции под управлением нашего дирижера Азада Алиева. Солистами выступали наши прекрасные певцы Гюльназ Исмайлова, Сабина Асадова и Джавид Самедов. Весь концерт состоял из произведений азербайджанской музыки. Азад блестяще продирижировал «Лейли и Меджнун» Кара Караева. В конце прозвучала песня Муслима Магомаева «Азербайджан». Зал стоя приветствовал это произведение. Лично я очень рад тому, что там прозвучали два моих произведения «Шуша» и «Мольба двух женщин». На греческого зрителя это произведение произвело очень сильное впечатление, так как они не ожидали, что мусульманский композитор может написать «Аве Марию», хотя я им объяснил, что Мариам для нас такая же святая, как и для них. Я исполнил концерт для фортепиано с оркестром Фикрета Амирова и Эльмиры Назировой.
К концерту на роскошной бумаге были выпущены прекрасные программки-буклеты, содержавшие подробную информацию о композиторах, их портреты и биографии. То есть все было организовано на самом высочайшем профессиональном уровне. И вдохновение было, и успех был, поэтому все прошло на высшем уровне.
- Вы, наверное, не впервые выступали в Греции?
- Нет, к сожалению, раньше приходилось участвовать в концертах где-то на греческих островах. А вот на сцене Афинской филармонии я выступал впервые, и очень счастлив, что играл там.
- Планируют ли греческие музыканты ответные гастроли в нашей стране?
- Да, маэстро Байрон (у него такое имя очень красивое – Ф.Б.) собирается в апреле следующего года приехать в Азербайджан вместе с первым кларнетистом, потрясающим музыкантом, лауреатом многих международных конкурсов, который, кстати, замечательно играл. Они выступят в Баку с гастролями. Наверное, будут играть греческую музыку.
- А как вы в целом оцениваете уровень культурных связей между двумя нашими государствами? Наверное, об этом тоже речь велась в кулуарах концерта?
- Конечно, греки очень хотят с нами общаться, потому что, наверное, они все-таки не ожидали такого уровня музыки. Ведь во время репетиции греческие музыканты и оркестранты открыто признавали, что у них нет такого количества такой высокопрофессиональной симфонической музыки. Ну, Микис Теодоракис только, может быть, известен как автор «Сиртаки» и нескольких симфонических произведений. А вот такого количества композиторов, как у нас, в небольшой, в общем-то, мусульманской стране, они, наверное, все-таки не ожидали и откровенно признавали, что шокированы в хорошем смысле.
До концерта состоялась большая пресс-конференция, на которой журналисты задавали вопросы о системе музыкального образования, о композиторской школе в Азербайджане. Их удивляло, они поражались тому, как в мусульманской стране может быть такая высочайшая симфоническая музыкальная культура.
- Прозвучали ли на сцене Афинской консерватории наряду с музыкой наших признанных композиторов произведения молодых перспективных азербайджанских композиторов?
- Нет, на первом концерте все ведь невозможно исполнить. Мы сыграли только десять процентов азербайджанской музыки, девяносто процентов еще остается. И потом, перспективных молодых надо играть на каких-нибудь все-таки специфических музыкальных фестивалях, посвященных современной музыке.
- Наверняка, вы общались с представителями азербайджанского посольства в Греции. Планируют ли они в дальнейшем организацию аналогичных мероприятий?
- Да, они обязательно хотят обмениваться выставками, потому что наши художники тоже мастера высочайшего класса и будут иметь там успех. Меня очень порадовало, что в Греции живет наша азербайджанка Тамилла Гулиева. Она москвичка, но азербайджанка, и стала одной из самых популярных греческих актрис. До того она блестяще выучила греческий язык и так стала популярна там, что во всех сериалах выступает. И очень было приятно, что азербайджанка добилась такого творческого успеха в Греции. Это очень было приятно.
- А лично для вас что означали в творческом плане этот концерт и поездка? Возможно ли в будущем ваше совместное творчество с греческими композиторами и музыкантами?
- В творческом плане? Конечно, каждый концерт что-то дает. Греческие композиторы обещали мне прислать нотный материал собственного сочинения. Посмотрим, если это интересная музыка, то, конечно, обязательно надо будет продолжать эти контакты, потому что нельзя нам только свою музыку играть. Необходимо сделать так, чтобы этот процесс был двусторонним.
И еще я думаю, что в Греции у нас очень активный посол Рахман Мустафаев. Молодой такой, динамичный парень. Так что, я думаю, очень много будет еще других контактов. Тут и музеи, в Греции ведь уникальные музеи. Мы там посетили пару музеев. Ну, это, конечно, шедевры невероятные. Поэтому думаю, что обязательно будут контакты и между художниками, и между скульпторами. Греция – страна скульпторов. Поэтому надеюсь на контакты дальнейшие тоже. Но надо быть активными. Вот хорошо, что посольство активное. Если бы оно просто сидело и спало, ничего бы не было.
Расим Бабаев