Российский политолог: «Азербайджан смог наладить конструктивное взаимодействие с основными игроками на международной арене»
Интервью 1news.az с доктором исторических наук, президентом Научного общества кавказоведов России, политологом Александром Крыловым.
- Как можете оценить избрание Азербайджана непостоянным членом СБ ООН?
- Очевидно, что за 20 лет независимого развития Азербайджан смог выработать сбалансированный курс и наладить конструктивное взаимодействие с основными игроками на международной арене. Это позволило стране утвердиться в качестве важного субъекта региональной политики и добиться весьма значительных успехов на международной арене. Именно это позволило одержать убедительную победу над Словенией, которая пусть и не входит в число самых влиятельных мировых держав, но является полноправным членом НАТО и Евросоюза. В результате в 2012-2013 гг. руководство Азербайджана получило возможность использовать трибуну и статус непостоянного члена СБ ООН для усиления позиций на международной арене и решения проблем Азербайджана, в первую очередь политического и дипломатического характера.
- Может ли этот факт как-то сказаться на урегулировании нагорно-карабахского конфликта?
- Это будет зависеть от того, каким образом Баку использует новые возможности. Можно воспользоваться трибуной СБ ООН для ведения дипломатической и информационной войны против Армении. Эта война ведется многие годы и постепенно приносит свои плоды. В Европе нет дефицита в переведенной на многие языки азербайджанской литературы посредством которой Азербайджан внедряет собственную трактовку истории конфликта, продвигаясь в плане дискредитации Армении как государства агрессора и оккупанта. Однако пока активность на этом поле не привела к односторонним уступкам, а тем более капитуляции Армении по проблеме Карабаха.
Если говорить о реальных возможностях ускорения решения карабахского конфликта, то необходимо подчеркнуть, что нереалистично рассчитывать на скорое решение на выдвинутых Баку условиях. Такое возможно лишь в случае полного военного разгрома Армении.
Единственным реальным путем решения Карабахской проблемы при том балансе сил, который имеется в регионе и на международной арене является мирный компромисс, который должен быть найден в первую очередь самими конфликтующими сторонами. Путь к этому компромиссу не может быть быстрым.
Помимо приемлемой для сторон формулы урегулирования должна быть и готовность общества отказаться от конфронтационного мышления, готовность к уступкам с обеих сторон.
- Накануне регион посетили сопредседатели МГ ОБСЕ. В Баку и Ереване они говорили о новых подходах к урегулированию карабахского конфликта, а по итогам представили сторонам ряд предложений по укреплению атмосферы доверия. Какими могут быть предложения?
- Характер таких предложений достаточно очевиден: в первую очередь речь идет о необходимости отказа от враждебной риторики, конфронтационной психологии, причем не только для элит, но и для всего общества. Чтобы продвигаться в этом направлении, нужно проводить комплекс мер информационно-пропагандистского характера дабы «утихомирить страсти», меры по предотвращению инцидентов в зоне разграничения сторон и т.п. Все это требует больших усилий и времени. У ОБСЕ есть опыт мониторинга ситуаций в разных конфликтных зонах, этот опыт может быть востребован и в Нагорном Карабахе.
- Можно ли ожидать, что в свете выборов в Государственную Дума в России, первую скрипку в МГ ОБСЕ могут на время перехватить США или Франция?
- Если уж говорить о влиянии выборов на региональную политику - то оно имеет куда более важный характер в США и Франции, где президентские перспективы нынешних лидеров во многом зависят от позиции армянского политического лобби и от того, как проголосуют армянские диаспоры. Это проявилось и во время последнего визита в регион Николя Саркози. Именно с расчетом на поддержку армянского избирателя был связан его призыв к Анкаре, признать ответственность за события 1915 года.
Аналогичных заявлений и обещаний официально признать «геноцид» армян можно ожидать от разных политиков в США, они всегда звучат накануне выборов с целью получить поддержку армянской диаспоры. После выборов о данных обещаниях предпочитают забыть. И это закономерно, ведь у всех международных игроков есть собственные интересы, проблема «геноцида» армян, проблема Карабаха и т.п. проблемы в разных регионах современного мира рассматривается ими в русле этих интересов.
Официальное признание США «геноцида» армян осложнит отношения США с Турцией. Поэтому уже много десятилетий предвыборные декларации американских политиков, делающиеся в погоне за голосами граждан США армянского происхождения, остаются лишь декларациями. Аналогичным образом военное решение нагорно-карабахской проблемы противоречит интересам всех основных игроков - США, ЕС, России, и даже регионального союзника Азербайджана – Турции.
Если не появится реальных шансов на продвижение мирного процесса, то вряд ли можно ожидать большой активности стран-посредников, это относится и к Франции, и к США, и к России. В ближайшее время недостатка громких заявлений в погоне за армянскими голосами в США и Франции опять не будет, но вряд ли эти заявления окажут большое влияние на политику этих государств на Южном Кавказе.
- Следует ли ожидать продолжения трехсторонних встреч с участием президентов России, Азербайджана и Армении?
- Проблема не столько в российских предвыборных страстях, сколько в отсутствии результатов такого рода мероприятий. Можно не сомневаться, что если появится малейшая возможность реально продвинуть переговорный процесс, то очередная трехсторонняя встреча будет организована Россией в самые кратчайшие сроки.
- Каких изменений ждать во внешней политике РФ в свете президентских выборов?
- Нынешнее руководство России делает главный упор на сохранение стабильного и предсказуемого развития России. Несмотря на многие сохраняющиеся в России проблемы, этот курс пользуется широкой поддержкой населения, так что вероятность избрания Путина на президентский пост действительно весьма велика.
Можно не сомневаться, что в случае победы Владимира Владимировича на президентских выборах Россия продолжит играть активную роль в процессе урегулирования карабахской проблемы и ее позиция в данном вопросе, как и политика в целом, будет конструктивной, стабильной и предсказуемой.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)